Рецензия на «Р. Чентемиров» (Татьяна Тайганова)

Уважаемая Татьяна
Я действительно очень благодарен за подробный анализ моей пьесы. Я добивался этого от своих знакомых и не знакомых, но они (даже те, кто ее дочитал до конца) отделывались общими фразами, а критика драм.конкурса на Пр.ру тоже как-то обошла «Исход» стороной, мне бы не хотелось знать причины. Но, как бы то ни было, я дождался объективной профессиональной рецензии, и пишу Вам для того, чтобы обратить Ваше внимание на некоторые моменты, как сказанные в пьесе впрямую, так и скрытые «за кадром». Во-первых, Мозе-Моисей все-таки ЕГИПТЯНИН. Как это ни прискорбно звучит для еврейского народа, но я солидарен с З.Фрейдом в определении его национальности. Фрейд его идентифицировал как вельможу из окружения фараона-еретика Эхнатона. Я воспользовался тем, что библейская дата рождения Моисея и, по некоторым версиям, дата рождения Эхнатона совпадают с точностью до 1-2 лет. Кроме того, мумия Эхнатона идентифицирована по таким косвенным признакам, что не только не исключает ошибку, но и предполагает ее. А вдруг Эхнатон, после 17 лет правления и смерти единственного понимающего его человека – жены Нефертити, – ушел? Ушел, как некоторые еще полагают, ушел в скит Александр I. Насколько мне известно, никто так и не смог объяснить, почему Эхнатон – правитель страны с многовековым устоявшимся, так сказать, многобожием (Гор, Осирис, Апис, Ра и др.) вдруг начал проповедывать и насаждать единобожие – монотеизм. Что его побудило? Может, и для того, чтобы спустя полвека вывести евреев из страны, в которой они прожили не ассимилировавшись 200 лет, и сделать из них народ? И вот тут о «двусмысленности», национализме, «воде и ребенке» и определении автора «в своей позиции». Как я уже сказал, гордость еврейского народа – пророк и святой Моисей – египтянин. О каком национализме идет речь? Скорее, речь идет об авторитаризме – один человек своей волей вершит Историю. Но тут уж ничего не поделаешь: много их в мировой (как в древней, так и в современной) истории было – одиночек-пассионариев – не вычеркнуть. Но меня волновало даже не это (Николай Пинчук – единственный кто обратил внимание), и обвинения в узконациональной теме сами отпадут. В период написания пьесы в СМИ иногда проскальзывали фразочки о необходимости России иметь свою нац.идею, которая бы сплотила народ. Они отзвучали, и – всё: не нужна России никакая идея, кроме одной – любить/ненавидеть (ненужное зачеркнуть) свою власть, что мы и наблюдаем на примере плавного перетекания симпатий электората от одной правящей партии к другой: КПСС --- ДЕМ.РОССИЯ --- НДР --- ОВР --- ЕР --- ЧТО-ТАМ-СЛЕДУЮЩЕЕ --- КПГБ (по Войновичу - как раз к 2042 году управимся). Вот это и есть основная идея пьесы, основанной на «историческом материале». Потому и лозунги, которые в качестве примера приводит Мозе в своем разговоре с Господином, звучат несколько странновато для древнего времени. Вот, собственно, и все. Извините, что многословно, но уж очень захотелось поговорить на «заданную тему», а никому не интересно, да и Вам, наверное...
С уважением и благодарностью,
РЧ

Ростислав Чентемиров   21.04.2004     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Татьяна Тайганова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ростислав Чентемиров
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.04.2004