Рецензия на «Если б молодость знала... открытое письмо-заметки о творчестве с» (Эдуард Караш)

Эдуард, спасибо большое!

Действительно, огромное спасибо за подробный разбор моих текстов, хотя и не всегда лицеприятный. Очень хотелось бы ответить подробно не только на каждую Вашу фразу, но и на каждое слово - настолько Ваш анализ интересен.

На то, что Вы меня хвалите, - скажу просто "спасибо". А вот на упрёки надо бы ответить поосновательнее.

1) Мне, кажется, что Вы допускаете небольшую методологическую ошибку, по крайней мере, с повестью "О". Ошибка эта стандартная. Если автор пишет о чём-то, стало быть, он ЭТО одобряет или, как минимум, сочувствует. В моём случае это не так. Мне придётся повторить историю создания этой повести. Я, будучи молодым автором, часто пишу, как обезьянка. Что-то врезалось в сознание - начинаю подражать. Увы. Мне довелось прочитать смый жестокий роман ХХ-го века - "Толстую тетрадь" Аготы Криштоф, после чего мне и захотелось написать историю абсолютно паталогической личности, в глазах которой самые ужасные события представляются почти как норма. Это было своего рода упражнение на тему. Да! Разумеется, там много "меня самого", но всё же это самая смоделированная из всех моих вещей.

2) Увы, дорогой Эдуард, только не обижайтесь, Бога ради! Разные поколения воспринимают описание не секса даже, а взгляд на ПРОБЛЕМУ СЕКСА абсолютно по-разному. Поэтому некоторые мои вещи для Вашего поколения абсолютно неприемлемы. Я не говорю, что я прав, а Вы не правы. Просто это некий факт. Даже больше скажу, я бы с бОльшим удовольствием родился пораньше, когда относительный пуританизм общества избавлял его, общество, от многих психологических проблем. И уверяю, тем, кому сейчас лет 20, то, о чём я пишу, абсолютно непонятно. Поскольку секс для них абсолютно перестал быть некой мистической тайной. Это - инструмент получения удовольствия, и всё. И опять не хочу давать оценок. Так оно есть.

3) Поэтому зацепившись за ЭТО, а ЭТО получает в Вашем сознании заведомо негативную окраску, Вы пропускаете некоторые довольно очевидные вещи. Например, то же самое "О" - произведение вневременное, хотя ВРОДЕ БЫ написано на материале истории нашей страны. Там же географических указаний нет. Я сделал это СПЕЦИАЛЬНО, чтобы придать произведению оттенок фантасмагории. Ну и ещё, чтобы закрыться от критики людей, которые в то время жили. Такое вот авторское лукавство. Но - прошибает. Например, Леонид Жуховицкий сказал мне про сцену покупки продуктов в эвакуационном городе. Не мог он покупать колбасу, потому что её просто в природе не существовало. Вот так!

По поводу хронологии - зря Вы меня хватаете за рукав. Просто события не всегда изложены в хронологической последовательности - есть экскурсы назад и вперёд. Но первая волна реабилитации была ИМЕННО в 39-м году, когда наркомом стал Берия. Она вшивенькая была, даже для проформы не годилась, но тогда люди вздохнули в связи с окончанием "ежовщины". Для моей матери, увы, уже покойной, репрессии в сознании ассоциировались ТОЛЬКО и ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с Ежовым. Конечно же, это было не так.

А-ян. Ну, мог быть на его месте С-зон, У-ко. Какая разница? Никаких негативных чувств ни к одной из представленных наций не испытываю. Здесь мне просто восточный колорит нужен был. Теперь по поводу "чистых рук". Насчёт следственных работников - допускаю, не брали или брали мало, а вот в тюрьмах и на этапах обирали ещё как... Так что в принципе сказка про "чистые руки" не состоятельна. А потом эти драгоценности могли быть нашим героем нахапаны, когда НКВД ещё было ОГПУ и ещё того хуже - ЧК. А вот там факты мздоимства общеизвестны.

Дело врачей не помянул, не потому что не знал о нём, а потому что "О" - не трактат по истории.

Про Делового Человека. Помилуйте! Да я же рассказываю о деле Рокотова. Начало 60-х годов. Вы-то как не догадались?

Профессор Мураш имеет реальный прототип. И ещё много кто в этой повести имеет реальных прототипов. Я пересказываю истории, рассказанные мне реальными людьми. И потом. Не отпускали Мураша не полчаса. Машина всё время стояла внизу - он бы никуда не делся. Он и был фактически под конвоем. Взятие под "белы руки" было в этом случае излишним.

А то, что я так пишу о войне... Так в том-то и ужас, что герой мой воспринимает колоссальную трагедию, как некий ничего не значащий эпизод. Просто я не даю кричащих оценок. Вот и всё.

Теперь по поводу "Il nome..." Эдуард, поверьте, это не про Эдиповы комплексы, а про то, какие все взрослые великие путаники и про то, что все дети по прошествии некоего времени станут такими же. Отсюда и закольцованность. Финальное обращение - "Серёженька!"

Много ещё чего можно было бы написать. Я почему так подробно отписываюсь. Я не хочу Вас обращать в свою веру. Просто, когда имеешь дело с умным читателем, не принявшим написанное тобою, надо пользоваться случаем, чтобы всё-таки прояснить свою собственную позицию.

С искреннем уважением,

Станислав

Фурта Станислав   14.02.2005     Заявить о нарушении
Приветствую Вас, Станислав, и благодарю за столь скорый и обстоятельный ответ на мой "придирчивый" обзор. Я был уверн, что имею дело с умным, эрудированным автором, к которому вполне применим принцип "Кому много дано, с того много и спрашивается", поэтому, надеюсь, наша небольшая дискуссия окажется полезной для будущих читателей, а заодно, и для каждого из нас. Хотелось бы, однако, чтобы даже, оставаясь, в принципе, ма своих позициях, Вы бы более скрупулёзно относились к экстраполяциям событий на времена "до и после себя", чтобы сегодняшний читатель (особенно молодёжь), а, тем более, завтрашний не нуждался в дополнительных разъяснениях. Уверен, что ваши произведения также выиграют, если Вы задумаетесь о широких возможностях "великого и могучего".
Ещё я понял, что суть наших разногласий в том, что я категорически предпочитаю писать о том, что я знаю досконально, сам прошёл, прочувствовал, хотя и здесь есть огромный простор для домысливания чувств и ситуаций (см.Проза.ру), Вы же порой склонны к фантазированию.
Надеюсь, что Вас может заинтересовать тот неведомый Вам пласт жизни и образов, которые представлены в моей прозе и части поэзии. Добро пожаловать!
С неизменным уважением,

Эдуард Караш   14.02.2005 20:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Эдуард Караш
Перейти к списку рецензий, написанных автором Фурта Станислав
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.02.2005