Рецензия на «Высота круга» (Виктор Улин)

Уважаемый Виктор! Я, как чумовая все читала и перечитывала. Это настоящая художественная проза, удовольствие огромное.
Отношения супругов, кто только не брался за эту тему. Все равно получилось - новый взгляд, очень глубокий, в самое дно души. Почему-то вспоминала местами «Крейцерову сонату». Казалось, что герои могли бы найти и восстановить надорванные струны, совсем близко подходили, но все время что-то мешало.
«А ей… Лишь бы музыка играла, - зло подумал он, опять возвращаясь к Наде. – Дура…
Он жадно отпил кофе.
А, может… Может, все понимает? Да сама в тупик зашла? – вдруг
подумал он. – И не хватает шага навстречу? Одного шага. Может, она уже дома сидит? Жалеет, что все так вышло? И стоит самому позвонить? Позвонить… Или не унижаться?» - вот этот момент очень важен, очень близок был Рощин к тому самому шагу. Хоть и «Дура», но он ее еще любит.

Рощин занят наукой, наукой в чистом виде, продвижением своей работы, своего труда, я понимаю, как это было важно для него. До аварии. Но в результате - хоть и не люблю сослагательных наклонений – если бы не ссора, не переживания, многие из которых стали в результате «суетой вокруг дивана», был бы жив. Не сберегли друг друга. Да и вообще – большую часть семейных проблем можно решить в постели. Этой паре не удалось. Рощин жил только работой, если бы рядом была другая, более сексуально активная женщина, она разбудила бы его раньше.

Надя местами показалась нелогичной. Женщина делает аборт, не считая нужным посоветоваться с мужем, это достаточно жестокий шаг, характеризующий ее, как решительную натуру. И вдруг, начинает вести себя как институтка - кидает мелочь человеку, который, в сущности, до нее еще и не дотронулся, может и не собирался. Что там она увидела такое «страшное и порочное, только что грозившее задушить ее обвалом внезапных темных чувств», я не совсем поняла. Думаю, военный остался в недоумении. Переиграла.

Отлично написано о музыке «Лебединого» и о том импульсе, который она дала в мозг Нади, совершенно зацикленный до этого на себе. С этого момента началось ее движение в нужном направлении. Опоздала.
Слегка отклоняясь от темы, задаю свой извечный вопрос: «Неужели, чтобы люди могли понять друг друга, нужна большая беда?» Просто любить, ценить, жалеть – не получается. Думаю, у вас была аналогичная мысль. Надеюсь.
Колготок получилось многовато.
Полет, авария, каждый герой, даже самый незначительный – фотопленка с точными кадрами каждого пассажира, каждой мысли. В описании аварии, я, наконец, ущучила, что такое динамика.
Еще не успев осознать и оценить смысл своей жизни, Рощин отдает последние силы началу новой.
Больше не могу. Потому, что каждая фраза – неповторимо верна, жизненна, наблюдательность сбивает с ног. Я же все это видела, но так выразить не могу. Я старалась, как могла, расщепить и поковыряться внутри, но все слишком хорошо написано. Закончу словами Вольтера «Каждый должен возделывать свой сад». В этом смысл одной из линий романа. Ваши летчики возделывали свой сад. Всю жизнь, не рассуждая о высоких материях.
Спасибо за огромное удовольствие от чтения. Давно не читала так внимательно, возвращаясь к каждой фразе. С уважением Татьяна.

Татьяна Октябрьская   17.12.2007     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Татьяна !

ОЧЕНЬ РЕДКО удается получить такую глубокую и умную рецензию.
Я просто тронут.
Тем более, что вторая часть романа все-таки уже сходит на экшн,
и женщины обычно ее читают по диагонали...

Вы очень точно уловили настроение, мысль, невысказанные "если бы".

В отношении Нади...
МОЕ личное отношение к ней сильно менялось по ходу жизни.
Когда я писал, то ей симпатизировал. Она казалась мне бедной,
непонятой, несчастной.
Теперь я вижу, что она - просто стерва, как все музыканты -
самые внутренне ограниченные, самовлюбленные, поверхностные люди.
Ее нелогичность очевидна и органична.
Рощин тоже до последних ЧАСОВ жизни был полным придурком.
Каким является по сути любой ученый-математик,
особенно специализирующийся на высшей алгебре и теории чисел.
Однако он успел перед смертью претерпеть трансформацию.

А самый любимый образ этого романа для меня СЕЙЧАС -
стюардесса Нина.

Виктор Улин   18.12.2007 17:17   Заявить о нарушении
Виктор, спасибо! Замечательное произведение! Читал сегодня почти целый день.
Никому ещё не писал такую длинную рецензию. Захотелось это сделать только на Вашей страничке. Если не надоест читать, то, боюсь, может войти в систему!:)))
Отдельные находки потрясающи. Например, в минуты опасности Рощин думает о себе: "никчёмный математик" (а ведь это не так!) - блестяще! Или фраза: "пилоты - заложники мастерства"! Вот ещё: "для лётчика каждый полёт - не балансирование на грани смерти, а просто работа". Так и есть! У нас говорили: "Если лётчик, отправляясь в полёт, чувствует, что совершает героизм, значит он к полёту не готов".
Ещё одно определение запомнилось: не думал, что "шампанское" может быть прилагательным - "шампанская лёгкость"! Отлично!
Я почему-то ещё на середине романа почувствовал жалость к Рощину и понял, что выход для него будет не в разводе (от себя куда убежишь?), а в том, что душа его может успокоиться только не в отрыве от тела. И это будет для него всё, о чём он мечтает, а не о защите докторской.
И ещё. Думаю, что Ваши симпатии изначально были на стороне Нади и только через несколько лет Вы стали понимать (мы же взрослеем, меняются стереотипы!), что "а Нинка-то хоть и пустышка, тоже ведь ничего!". Вот, кстати, такие как Нина, и являются стервами, но не Надя. Она же любит своего математика. Значит, уже не стерва. Мало того, она "чувствует мужа", эта связь Вы показали здорово. Возможно, Нина Вам кого-то из жизни напомнила, вот Вы глянули на неё в профиль и стали лучше понимать:))) Извините, если чем обидел.
Вместе с тем, как лётчику, мне видны и режут слух отдельные фразы (все приводить их здесь не имеет смысла. Я почему-то уверен, что Вас консультировал кто-то из техсостава, пусть и летающий - радист, штурман, но не тот, кто умеет летать на самом деле) - если позволите. Небольшой разбор полётов:))) Или дальше можете не читать.:)))
1. "стронуть с места примёрзшие к перрону покрышки". Правильнее - "пневматики" или "колёса", это же не автомобиль (гл.12)
2.Отсчёт скорости идёт не с 0км, а начинается со 100км/ч, т.к. оцифровка шкалы начинается с этой цифры. Соответственно, и штурман не может давать отсчёт от момента страгивания. (гл.12)
3.После уборки шасси на указателе горят красные лампочки убранного положения (а Вы пишете, что они промигнули в начале уборки, потом погасли" (гл.12)
4.Дворники в полёте не включаются - нет смысла, на скоростях более 300км/ч струи дождя не мешают обзору. Если у Вас когда-нибудь появится странное желание разогнаться на автомашине до 200км/ч и больше в сильный дождь, то дворники будут уже не нужны, на лобовом стекле появятся тонкие струи, не препятствующие просмотру. Но лучше этого не делайте - радуйте дальше!:)) (гл.12)
5. "самолёт медленно поехал" - правильнее "порулил". (гл.13)
6. О разделении функций в полёте. Автопилот нужен для выдерживании параметров полёта на эшелоне (скорость и высота), курс выдерживается путём подбора угла сноса. Ветер на высоте часто меняет направление и силу, соответственно, необходимо корректировать линию пути. Это делает штурман, давая лётчикам команду подвернуть пару градусов туда или сюда. Точно не знаю как было на Ту-134, а на Ан-12 у штурмана была возможность управлять самолётом, подворачивая на небольшие углы небольшой рукояткой. (гл.15)
7. По поводу ухода на второй круг и экономии керосина - если командир не уверен в безопасном исходе, то никто ему не сделает замечание. Тем более, в 2000-е годы, о которых идёт речь в романе. Хотя, прецеденты такие были, не буду спорить, но не из-за ухода на второй круг, а из-за невыдерживания эшелона, либо неэффективной прокладки маршрута, удлиняющего расстояние. (гл.15)
8."...высотомер у земли врёт". Это не совсем так. Видимо, речь идёт о радиовысотомере. Он даёт искажённые значения при эволюциях самолёта и неровном рельефе и не совсем точно показывает на значениях от половины до максимальных по своей шкале в силу несовершенства конструкции (не хочу вдаваться в тонкости), но у земли он работает неплохо. (гл.15)
9. "...рули триммируются автоматически". Это не так. Возможно, речь шла о том, что рули триммируются электрически? Тримера нужны для снятия усилий с органов управления самолётом и облегчения пилотирования. Так что фраза неточна. (гл.15)
10. ...похвалив себя за точно предугаданную потерю высоты в момент выпуска закрылка..." - при выпуске закрылков происходит эффект на кабрирование, самолёт словно вспухает, потому что подъёмная сила увеличивается, чтобы удержаться на траектории, необходимо немного отдать штурвал от себя. (гл.24)
11. "Дугарев нажал на педали - и машина легла в разворот". Вот это предложение у Вас встречается несколько раз. Педали нужны для того, чтобы удерживать самолёт от скольжения при разворотах, правильнее - "отклонить штурвал" в ту или иную сторону.
Ну, и так далее. Думаю, меня сейчас другие читатели заклюют за эту рецензию. Но, как говаривал герой Папанова в "бриллиантовой руке": "в деле нужен этот самый реализьм!". Но даже с этими небольшими неточностями, роман не проигрывает, т.к. они видны не всем. А то, что Вам некоторые пишут скорбные предложения, не обращайте внимание - завидуют. Да Вы и сами знаете себе цену.
А теперь о самом главном. Я долго думал (чего мне не свойственно в принципе - летал на сверхзвуковых!) вот над этой фразой: "Высота круга даёт возможность последнего выбора". Вот скажите, как Вы до этого додумались? Ведь это так и есть! Я вот своей получасовой рецензией не сказал ни одного толкового слова, а Вы этими 6-ю словами выразили больше, чем отдельные писатели и за жизнь не напишут! И речь здесь идёт о глубине жизни и о том, что Вы её познали, чего могут сказать только единицы. Браво!
Перехожу к "Танаре". Ну держитесь!:))) С уважением.



Вадим Дикан   23.04.2009 01:30   Заявить о нарушении
ДОРОГОЙ ВАДИМ !!!!!

НИЗКИЙ ПОКЛОН ВАМ ЗА ТАКОЙ ПОДРОБНЫЙ РАЗБОР ПОЛЕТА !!!!

Огромное спасибо за понимание образов.
В самом деле, роман писался долго.
И произошло то, что яавляется всегда удачей автора:
ТРАНСФОРМАЦИЯ образов.
Полу***** Нинка стала вдруг настоящей женщиной.
Надя, которой сам автор вначале восторгался, оказалась тем, кем и может только быть музыкантша - НИЧОЖНОЙ ПИЛИКАЛКОЙ.

А Рощин в момент аварии ПОНЯЛ, что вся эта математическая хрень, высосаная из пальца
(будучи математиком сам. я со всей долей ответствености заявляю,
что эта наука УМЕРЛА, достигнув предела своего разумного развития.
Все, что делается сейчас в научных институтатх - это простая кормежка.
Постановка никому не нужных задач, никуда не приложимых теорий, придумывание вариантов, ничтожно отличающихся от уже достигнутых какими-нибудь французами или итальянцами с единственной целью - сделать что-то "СВОЕ" По сути дела нахуй никому не нужное6 ни создателю, ни тому, что будет использовать. Ибо ценность математики лишь в возможности с ее помощью решать прикладные задачи - развить в свое время ту же аэродинамику. Сейчас "чистая" наука - мышиная возня, недостояная настоящего мужчины. И не зря я сделал Рощина не просто математиком, а спеиалистом в области ТЕОРИИ ЧИСЕЛ - это полностью мертвая для прикладного развития ветвь, вроде способ пересчитваея ножек у насекомых, о которых всем известно, что их шесть)

Трансформация Рощина наступила в момент наивысшего напряжения.
В нм родился мужчина и он умер как мужчина.
Поскольку понял что жизнь пожита впустую. математика, которой он служил, вдлруг открылась ему в своес истинном недостойном настоящего служения свете. А ничего другого он не умеет.

Огромнейшее спасибо за авиационные детали.
Надо исправлять.

Правда, кое-что я узнавал КОНКРЕТНО на "Ту-134" - знакомый авиатехник просил знакомогог летчика, и мне позволили посидеть в кабине в разных местах и почувствовать обстановку.
Лампочки, сигнализирующие положени шасси на 34-м работают именно так.
Когда шасси убрано в полете. на контуре самолета ничего не горит.
Когда оно выпущено, то каждая выпущенная стойка сигнализирует горящей селеной лампочкой.
А вот в промежуточный момент (перед тем как появитиься или погаснуть зеленым) загораются красные лампочки, сигнализирующие о том. что стойка вышла из убранного положения но еще не встала на стопор.

В "Танаре" есть как раз про "Ан-12".
Там описан случай, в которой я частвовал как журналист. Все, что касается 12-го, абсолютно достоверно, хотя отдельные моменты вроде аварийной заправки пробитой гидросистемы керосином из баков вызывают недоверие даже у некоторых летчиков

Виктор Улин   23.04.2009 18:19   Заявить о нарушении
Виктору Улину
Да, я знаю (про Ан-12, это маленькая насосная станция, находится сзади за командирским креслом, приводится в действие рукояткой при помощи грубой мужской силы).
Вы правы - бывает, и часто, видишь одного человека, потом понимаешь, что перед тобой уже совсем не тот, кого знаешь. Всё равно мне почему-то Надю жалко. Может, за то, что согласилась, чтоб её "сбили на взлёте"?
А Рощин мне напомнил персонаж Филатова из фильма "Забытая мелодия для флейты" - та же энергия, что-то делает, суетится, а потом бац - бег по кругу! Начинается переоценка, один человек внутри тихо умер, второй родиться не успевает. Конец - это чьё-то начало. Жаль, что так тоже бывает не всегда.

Вадим Дикан   23.04.2009 23:42   Заявить о нарушении
Точно.
Забытая мелодия для флейты...

Виктор Улин   24.04.2009 09:20   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виктор Улин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Татьяна Октябрьская
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.12.2007