Рецензия на «Мф, Мк, Лк, Рим» (Василий Пономарев-Полянский)

Мф 10-35:

...ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня.

Посылая апостолов на проповедь, Христос не скрывал от Своих апостолов тех испытаний и страданий, которые им предстоят. Поэтому, предвидя вражду, какая возникает у язычников по отношению к принявшим новое учение, - зная наперед, чтобы среди членов одной и той же семьи одни примут проповедь апостолов, другие же будут держаться за язычество и что ненависть последний к новому учению будет так велика, что перед ней не устоят даже самые крепкие узы родства, что брата, исповедника новой веры, брат-язычник выдаст гонителям, а отец – сына, что дети-язычники будут даже убивать своих родителей, - Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее; и станут враги человеку – домашние его; предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И вы будете ненавидимы всеми за имя Мое, но не бойтесь этого и не останавливайтесь из-за
Того в вашей проповеднической деятельности; знайте, что спасется только тот, кто все претерпит до конца своей жизни. Он говорит о том, чтобы они не боялись убивающих тело, но души не могущих погубить, страшнее погубить душу. И так оно и было. Словами: «Не мир Я принес вам, а меч», Он предсказывал, как мир часто будет ненавидеть всех верующих в Него. И не вина мучеников, верующих во Христа, что даже родители истязали их (см. житие св.Варвары великомученицы), а беда мучителей. Что они не восприняли это учение любви и желали силой истребить его. Христианство – это религия любви, и не вина Иисуса Христа, что многие не смогли принять Его вероучение. Его Самого, не имевшего греха, предали истязаниям и позорной смерти на Кресте. Мы и в ХХ веке наблюдали гонения на церковь, тысячи священнослужителей пополнили сонм святых, приняв мученическую смерть, пройдя концлагеря, ссылки, тюрьмы, пытки, не отрекаясь от своей веры, от Христа. И, кстати, неоднократно сами гонители были настолько потрясены поведением христиан, прощавших и благословлявших своих гонителей, молившихся за них всю жизнь, что принимали веру.

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.
Располагает ли христианская любовь к тому, чтобы, приговаривая «кушай, пей, враг дорогой», подумывать: «мое добро да тебе в погибель»?)
Такое толкование слов Апостола Павла подтверждает слово Апостола Петра о том, что Послания Павла легко могут быть ложно истолкованы (2 Петра 3:15-16)
"во всех посланиях, в которых есть (нечто неудобовразумительное), что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. "
Между прочим, последние слова апостола Петра означают, что он считал Послания Павла составной частью Писания.
Как же понимать "горящие уголья" в контексте Рим 12:19-21?
Я здесь приведу несколько цитат из книги Джона Стотта "Послание к Римлянам" (серия "Библия говорит сегодня", С-Петербург, "Мирт", 1999 г.):
Некоторые толкователи пытались увидеть в этих "углях" прообраз суда... Однако весь контекст вопиет протестуя против такого суждения, и в частности, следующий стих , говорящий о необходимости побеждать зло добром. Другие считают, что горящие угли - символ стыда и угрызений совести, которые испытывает враг, встретившись с ответной добротой... Более поздние комментаторы обращали внимание на то, что в древнем Египте существовал ритуал возложения на голову горящих углей в качестве свидетельства об истинности покаяния. (Стотт, стр. 444)
Итак, скорее всего, "горящие угли" - символ угрызений совести и последующего покаяния врага, то есть не его погибели, но его спасения. "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим 12:21). Самая лучшая победа - когда бывший враг становится другом!
Еще одно толкование: смутно помню, так что простите, если неточно, но смысл в том, что какое-то вещество раньше переплавляли, сверху накладывая угли, и метафорически, делая врагу добро, мы меняем его, переплавляем его или наши отношения. Суть та же - отказываемся от мести, воздаяния злом на зло (которое лишь умножает зло), а побеждаем зло добром.

Екатерина Новая   20.03.2008     Заявить о нарушении
А эта рецензия напоминает мне работу пресс-секретарей.

Глава государства ляпнет какую-нибудь правду, а секретарь потом объясняет, что тот сказал вовсе не то, что сказал на самом деле.

Если Евангелия - итог Божьей "диктовки", они не должны перетрактовываться.

Если же люди сделали в Евангелиях ошибки - где гарантия, что всё остальное мы понимаем верно?

Василий Пономарев-Полянский   27.03.2008 15:11   Заявить о нарушении
"Если Евангелия - итог Божьей "диктовки", они не должны перетрактовываться."

Наверное, Вы имели в виду трактоваться, а не перетрактовываться, иначе непонятно. Вы же сами читаете Евангелие и трактуете его по-своему, по своему его понимаете. При этом Вы считаете, что ваша трактовка верна (несовпадение с Вашим пониманием вызывает недоверие и ерничание). Но как Вы сами объясните Мф 10-35 и одновременно с этим заповедь любить ближнего своего как самого себя, заповедь чтить родителей, все остальные слова о том, что не надо отвечать злом за зло, и т.п.?
Хотелось бы также отметить, что если бы Евангелия, вообще Священное Писание и Священное Предание понимались бы всеми одинаково, то не было бы такого количества ересей и сект.

"Если же люди сделали в Евангелиях ошибки - где гарантия, что всё остальное мы понимаем верно?"

Где гарантия, что Вы понимаете то или иное место Евангелия верно? Собственная трактовка всегда может быть ошибочной. Как я могу полагаться на себя в этом вопросе, мне многое в Евангелии непонятно, и я слушаю проповеди, читаю Толкование, труды святых отцов, разъяснения священников. Конечно, не на толкование Рассела (основателя Свидетелей Иеговы)я буду опираться, а на толкования Святых Отцов. Я понимаю, что для вас они не являются авторитетами, потому что вы человек неверующий. Но для меня они авторитетны. В Вашем случае я не знаю, что посоветовать, потому что это просто вопрос веры, определенного доверия, которое подтверждается собственным опытом жизни по вере (про себя точнее будет сказать потуг жить по вере).
Интересен вот другой вопрос. Интересна ваша подборка цитат, в ней есть некая тенденция. Мне кажется, что у вас такая позиция: "Пусть будет так, что я буду делать все, что угодно, а мне за это ничего не будет, и пусть меня все равно любят, все прощают, чтоб никакого наказания и негативных последствий это не несло". Развивая свое предположение... Не обращаясь к Евангелию и т.п., то каков результат такой позиции? Представьте ребенка с такой позицией и родителей, которые его не наказывают, не предупреждают ни о чем, не пытаются что-то сделать с неправильными, ошибочными, негативными поступками ребенка. Что станет с таким ребенком, с его душой?

Екатерина Новая   12.04.2008 01:38   Заявить о нарушении
Дело в том, что я не хочу того, что мне предлагает христианство. Конечно, ад я не хочу. Но и рай я не хочу. И что должен делать честный человек на моем месте?

А пугать меня не надо, я и так уже испуганный. Кстати, это - самое неприятное в христианстве (его основа - страх).

Василий Пономарев-Полянский   14.04.2008 14:37   Заявить о нарушении
Могу я точнее выразить твою мысль?... Ты не хочешь того, что говорит тебе Христос (не христианство предлагает, а Христос говорит). Ты говоришь: «Я не хочу ада, рая, не надо меня пугать, мне это в Твоих словах не нравится, я действительно пугаюсь. Ты меня запугиваешь, и мне это не нравится. Поэтому я не хочу принимать Твои слова. Мне, допустим, больше по душе, что говорит N., он не пугает, а говорит приятные оптимистичные вещи, его религия более «удобна». Но вдруг Ты прав? Что мне делать?». Я правильно выразила твою мысль? …

Екатерина Новая   15.04.2008 19:03   Заявить о нарушении
Неправильно. Если мне не нравится то, что говорит Христос, то единственный честный выход для меня - бороться с ним.

А вовсе не слушать сладкие обещания других религий.

Василий Пономарев-Полянский   11.04.2009 23:44   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Василий Пономарев-Полянский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Екатерина Новая
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.03.2008