Рецензия на «Глава 5. Змий Огненный» (Александр Богаделин)
Комментарий к главе 5. Змий Огненный 1. И решила Яга историю Змия Огненного поведать. В отличие от Змея Горыныча и его братьев, Змий Огненный относится к небесным божествам. Мы застаем его в период служения у Велеса. Однако, после победы Перуна над Велесом он переходит на службу к Богу-Громовержцу и заведует молниями. Огненный Змий является воплощением необузданного влечения. В обличье прекрасного юноши он проникает в дом к девице или вдове и охватывает ее душу такой страстью, что она больше не могла оставаться с простыми смертными. Дальнейшая жизнь таких женщин весьма печальна – они погружались в вечную тоску по своему возлюбленному и остаток жизни посвящали его поискам. Полет Огненного традиционно сопровождается гулом, громом и молнией, а также сильным ветром, переходящим в ураган. 2. …во дворце Велеса залом хранительным заведовал. Велес – старший сын Сварога и Лады, внук Рода. Его жизнь условно можно разделить на небесный и земной периоды. И сразу отметим, что в верхних сферах ему не очень везло. Вначале жена – Ясуня, влюбилась в Чернобога и родила летучих Змеев. За что была отправлена на землю и лишена молодильных яблок. А потом он и сам у Перуна, пока тот с драконом бился, жену увел. Возвращение мужа, как всегда, было неожиданным. В незамедлительно последовавшем поединке Велес был побежден и вослед за бывшей женой отправлен на землю. В его новые обязанности входил надзор за природой и поддержание в ней порядка и гармонии. Вот только Змеи летучие признавать его ни за что не захотели и то землетрясения, то пожары с наводнениями устраивали. По преданиям, жил бог на земле в Граде Китеже, куда и была перевезена его библиотека мудрых книг, наиглавнейшей из которых является «Велесова книга». 3. …по весне Лада богов на пир невиданный пригласила… Лада – одна из первых богинь. Вместе с Родом она появляется в мире в момент его творения и помогает ему рассеять мрак. Покровительница брака и веселья. Символом ее является перстень, а имя иногда переводится как «охраняющая». Каждую весну в небесных чертогах богини проходили пиры, где собирались все боги, чтобы отведать живой воды и молодильных яблок. 4. …да яблоками молодильными попотчевать. В Ирии – славянском рае, растет Мировое дерево. На нем зреют особенные молодильные яблоки, позволяющие сохранять молодость и оставаться прекрасными. Данные яблоки входили в постоянный рацион небесных и некоторых земных богов и всегда являлись предметом вожделения смертных. 5. …из склянки невзрачной сурью небесную испробовал. Сурья – особенный медовый напиток, настоянный на целебных травах. Согревал людей во время великих холодов (ледникового периода) и по преданиям был принесен смертным молодым богом Крышенем. Различают сурью для богов, духов и смертных. Небесная сурья, помимо всего прочего, дает мудрость ее обладателю. Более подробно о технологии ее изготовления рассказывается в комментарии к главе двадцатой – «Варщик сурьи». 6. Мол, Школу его, где боги да духи обучаются, заканчивает дочь Царя Морского – Василиса Премудрая. Василиса Премудрая и Василиса Прекрасная – самые знаменитые героини русских народных сказок. Они наделены не только красотой и умом, но и чародейской силой. В классической интерпретации – Василиса Премудрая была дочерью Морского царя и могла оборачиваться сизой голубкой. А из жизни Василисы Прекрасной широко известен эпизод похищения ее Кощеем и превращения в лягушку. Злые чары спали только когда Прекрасную в таком виде полюбил Иван-царевич и даже женился на ней. Подробнее о Школе Велеса – см. комментарий к главе 10 «Испытание Кикиморы». 7. …о четырех ступенях приближения к Побуду размышлять принялся. Славяне выделяли Явь – явленный мир и Навь – мир посмертный. Человек в своей жизни движется от Яви к Нави. Но правильным считалось придерживаться на этом пути Прави – законов, управляющих миром и данных Родом, Велесом и Колядой. Путь Прави предполагал четыре ступени. Первая – служение близким и обществу. Большинство людей так и оставались на ней. Вторая ступень – постижение знания. Ведомый Учителем, человек познавал законы бытия и постигал, что есть непознаваемое, беспредельное, и причину этого Мира. Третья ступень – обладание знаниями духовными. Человек избирал духовного наставника и становился послушцем. Он изучал Веды, овладевал звездной наукой и духовными дисциплинами, а также тем или иным волшебным искусством. Пройдя третью ступень, ученик становился волхвом, чародеем, волшебником или жрецом. Четвертая ступень – наивысшая. Человек достигал стадии Учителя Учителей или Пробужденного. Славяне его называли также Побудом. Он несет слово и волю богов людям. 8. …Вольга да Садко – богатыри будущие. Вольга и Садко – герои русских былин и сказок. Вольга – воин и чародей, умел оборачиваться птицей, рыбой и зверем лесным (серым волком). А Садко так играл на гуслях, что не только на земле, но и под водой все пускались в пляс. У него был прекрасный голос, и он пел чудные песни. Александр Богаделин 18.05.2008 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |