Рецензия на «Незабудки для Махмуда Эсамбаева» (Лера Сейгина)

Да-а-а... Мне тоже посчастливилось видеть его выступление.
Незабываемо!

С теплом,

Нина Ганьшина   01.09.2008 04:37     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Нина, коллега по счастью :)
Однажды, да?
А мне очень, очень повезло с его концертами: побывала не_раз. Впервые - где-то на юге, в Ялте или другом городке у моря. Так вот если бы пришлось, по воле сказочной злой феи, забыть все впечатления о юге, кроме выбранного одного, - клянусь, я бы забыла даже море! лишь бы помнить Эсамбаева.

С теплом,

Лера Сейгина   01.09.2008 04:56   Заявить о нарушении
Да, один раз. Он приезжал в наш город. Никогда не забуду!

Нина Ганьшина   01.09.2008 09:42   Заявить о нарушении
Он столько ездил, изумительный труженик.
В книге о нём читала историю, как он в молодости брал урок танца с игрой на кастаньетах у знаменитой испанской танцовщицы, приехавшей на гастроли.

Маэстро провела занятие и уехала в следующую по ее расписанию среднеазиатскую столицу. А Эсамбаев сейчас же после занятия принялся всё повторять и обдумывать.

В одном месте танца у него не_заладился переход. Махмуд несколько часов пытался понять, почему. Вдруг мелькнула догадка, что здесь недостает еще какого-то движения. Может быть, очень тонкого, едва уловимого, но без которого не_достичь гармонии.

Он немедленно, даже не_одевшись потеплее в дорогу, кинулся вслед за уехавшей артисткой - через высокогорный перевал, в соседнюю среднеазиатскую республику! На попутном транспорте.

И назавтра испанка увидела перед собою Махмуда в своём гостиничном номере уже там.

Изумление ее еще выросло, когда Махмуд объяснил причину своего появления.

Тогда она призналась, что, действительно, умолчала про один очень тонкий переход, который считается особым секретом, но и особым шиком, "изюминкой" мастерства.

- Как же тебе удалось догадаться, что здесь пропущен переход?!.. - восторгалась она. - Значит, у тебя талант необыкновенный! Ты станешь великим артистом. Твое имя будет знать весь мир.

Лера Сейгина   01.09.2008 20:18   Заявить о нарушении
Необыкновенная история.

Жаль. что сейчас редко упоминается его имя.

Нина Ганьшина   02.09.2008 02:15   Заявить о нарушении
Да...
А в нём всё необыкновенное :)

Лера Сейгина   02.09.2008 16:43   Заявить о нарушении
Интересно, какие из его танцев были в тот вечер в программе?

Я не_все, конечно, видела ((
Но вот, например, на примере "Павлина" - одного из самых любимых для меня - заметила, что некоторые танцы с годами снимались из репертуара совсем, а некоторые уходили на какое-то время, а затем возвращались. (К моей несказанной радости)).

В "Павлине", может, обновилось что-то, может, слегка изменился костюм... точно не_уверена, потому что вначале видела "Павлина" всего один раз.

В "Испанском танце", совершенно точно, в последние годы выступлений размер алого плаща стал меньше. Ведь вначале было просто колоссальное полотнище!

Лера Сейгина   02.09.2008 20:35   Заявить о нарушении
...как ни сопротивляюсь, заносит в воспоминания ;))

Ах, что творил Эсамбаев с плащом в "Испанском"! И по кругу, и восьмерками, и какими еще взмывающими, бушующими очертаниями, меняя высоты и оси вращения... Пламя! Океан пламени! Трудно даже вообразить, какой гигантский вес набирало полотнище на такой скорости полёта, в таком размахе расстояний... И в центре этого космического алого цветка - безупречно чёткая, тонкая и высокая, чистейше очерченная черным костюмом фигура, в каждом изгибе каждой линии - полновластие грациозной силы.

Он располагал удивительно широкой палитрой эмоциональных и зрелищных красок. Он ею удивительно владел. Создавал образы феноменально яркие и в то же время строгие, утончённые. Казалось, он может вдохнуть гармонию и элегантность в любое самое пёстрое сочетание цветов, в любой самый энергичный натиск на зрителя. (Ах, конечно, на самом деле это было не "любое" :) а художественно отобранное и воплощенное).

Неподражаемая форма, неподражаемая энергетика. И удивительная человеческая одухотворенность.

Боже, какой Артист, какой АРТИСТ!!! :)

Лера Сейгина   02.09.2008 20:50   Заявить о нарушении
Т.е., хотела сказать: то, что у другого артиста, предположительно, могло бы показаться странным, кричащим, несуразным и вовсе нелепым, - у Махмуда Эсамбаева всё было очень красиво, органично и на высочайшей планке вкуса, художественного такта.

Как его Павлин носил свой хвост, например!

(Ведь если попытаться "абстрактно" представить: взрослый мужчина с раскрытым вверх веерным хвостом на попе - многие артисты вызвали бы разве только смех. Зато птицу-павлина хвост украшает, и все всегда любуются. И вот Павлина в танце Эсамбаева хвост именно украшал. Подлинно украшал).

Лера Сейгина   02.09.2008 21:37   Заявить о нарушении
(продолжение)

...Тексты к его танцам, помните, всегда рассказывали и о самом Махмуде - о его отношении к тем или иным явлениям жизни, о его впечатлениях и мечтах, о том, как возникали замыслы танцев. Но при всей этой открытости его сценического "я" Эсамбаев никогда не_"выпячивался" со сцены как частное лицо. Он всегда выказывал себя со стороны артистической, художественной.

Это не он носил хвост, это Павлин носил хвост.

Кристально ясная грань: здесь не_бытовая жизнь!

Он был словно в некоем ореоле, словно он сам - произведение искусства. Он и выходил на подмостки таким, и обращался так со зрителями, которые выходили из зала, чтобы преподнести цветы, и разговаривал с залом именно на такой лад. Оттенок фамильярности - вот какой симпатяга или, там, лапочка, по жизни, - сам собою исключался.

Уж не_знаю, из какого букета свойств таланта и профессиональных актерских приемов возникала эта магия. Знаю точно, что она была. Эсамбаев никогда не_опускал зрителей до уровня бытового, повседневного восприятия. Он уважал в зрителях тоже творцов, способных быть на художественной высоте.

И какая окрылённая благодарность шла ответными "токами" ему из зала! В том числе ведь и за это тоже.

Лера Сейгина   02.09.2008 21:37   Заявить о нарушении
(Ох, сервер, не_дает опубликовать другую редакцию, а вижу, что неуклюже в предыдущем комменте написала: "со зрителями, которые выходили из зала", ну не_с концерта они уходили )), а выходили из зала на сцену, чтобы цветы преподнести. :)
Хотела бы переделать этот абзац, допустим, так:

Он был словно в некоем ореоле, словно он сам - произведение искусства. Он и являлся на подмостки таким, и обращался так со зрителями, которые поднимались на сцену из зала, чтобы преподнести цветы, и разговаривал с залом именно на такой лад. Оттенок фамильярности - вот какой симпатяга или, там, лапочка, по жизни, - сам собою исключался.

...и т.д.

Лера Сейгина   02.09.2008 21:44   Заявить о нарушении
..."Павлин"... осмелюсь, пожалуй, назвать его (для себя) - баллада-ритуал. Про радость жить, про самодостаточную ценность живого существа. Не_было антагонизма, не_было, по-видимому, никакого конфликта, на чём же держалась эта светлая драматургия? :)

Лера Сейгина   03.09.2008 04:10   Заявить о нарушении
Да, я помню эти танцы.

А свой плащ он сбросил и кинул на ступеньки, по которым поднималась женщина с цветами.

Нина Ганьшина   03.09.2008 04:13   Заявить о нарушении
Да, он всегда так поступал - одним мановением руки расстилал этот плащ под ноги даме. Так красиво, рыцарственно! И бережно сопровождал, поддерживая за руку, когда дама спускалась с лестницы.

Плащ был настолько большой, что, даже раскидываясь, ложился обильными складками и скрадывал ступеньки, а дамы бывали самого разного возраста и комплекции, но за них нисколько не_было ни страшно, ни смешно, - только тёплые восхищённые улыбки и мысль: вот мне бы так пройти, если бы осмелилась когда-нибудь преподнести ЕМУ цветы...

После других танцев он так же вёл, только не_было плаща, чтобы разостлать.

Поэтому "Испанский" обычно оказывался по поклонам самый красивый. А им заканчивалось первое отделение.

Ну а в рассказанном случае на поклонах царила, конечно, "Макумба" с незабудками :)

Лера Сейгина   03.09.2008 07:27   Заявить о нарушении
Нина, на Ваши слова, что о нём сейчас редко вспоминают:
- Наверное, редко. А мне и раньше совсем нечасто встречались в СМИ материалы о нём.

Хорошо попала в январе 2005 г. на Вечер воспоминаний в Концертном зале Московского Дома ученых. Вечер был посвящен 80-летию со дня рождения Махмуда Эсамбаева. Вёл близкий друг и доверенный помощник Эсамбаева в последние десятилетия жизни - известный танцовщик Владимир Загороднюк.

Там удалось купить его (В.Загороднюка)книгу "Маленькие тайны гордого Махмуда".

Свои заметки и несколько фотографий с этого концерта опубликовала у себя в блоге: http://www.liveinternet.ru/users/653960/post4155028/ , а частично и здесь - в фотоиллюстрации наверху.

Лера Сейгина   06.09.2008 09:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Лера Сейгина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Нина Ганьшина
Перейти к списку рецензий по разделу мемуары за 01.09.2008