Рецензия на «Как закалялась сталь Н. Островского и Житие Авваку» (Подлубнова Юлия)

Интересная вещь: короткая, но многоплановая. И весьма глубокая, на мой взгляд. Правда, в литературоведческой сфере не специалист, за соответствующей литературой не слежу, поэтому трудно конкретно судить о специфике такого подхода - сопряжения произведений Островского и Аввакума в "моментах общности" героя, сюжета, дискурса и авторских интенций. Но сами таковые моменты, действительно, заставляют задуматься.

В том числе в плане своеобразной взаиморефлексии "исповедальности" и "проповедальности" - при всей их кажущейся (а ведь и фактической) интенциональной противоположности. "Исповедальность" (если брать её и в контексте "художественно-символического пространства")строится и разворачивается по законам "обратной перспективы": как и предстояние перед иконой, исповедь обращена к сакрально-высшему, она всегда - "перед кем-то". Исповедующийся поэтому не только и не столько субъект действия, рассчитанного на чьё-то внимание, сколько сам - "объект внимания", как некоего несоизмеримо более значимого и направленного на него действия. Человек лишь санкционирует саму свою "ситуацию исповедальности" - в чём, собственно, суть исповеди, как исповеди, и состоит. "Проповедальность", наоборот, санкционируется не самим человеком, а чем-то (или кем-то) высшим: проповедь всегда "от лица кого-то", а не своего собственного. Но вместе с тем здесь уже мало быть "просто человеком" ("рабом Божиим" или "солдатом революции") - требуется быть именно проповедником, основным субъектом определённого сакрального действа. Соответственно, само это действо строится и развивается по законам "прямой перспективы".

И вот тут интересен механизм "сретения", взаиморефлексии этих двух "альтернативных" интенций, дающей в конечном итоге весьма своеобразного ("виртуального" по онтологическому статусу) "лит. героя". В этой связи невольно вспомнилось, как подобный механизм раскрывается у Юргена Хабермаса (например, в его "Понятие индивидуальности") на предмете "Исповеди" Руссо. Речь о "перформативном требовании индивидуальности", её выразимости не дескриптивно, а лишь посредством перформативных высказываний, которые, в отличие от констативных, не просто описывают некоторые действия, а сами являются такого рода действиями, акциями. Правда, у Вас предмет рассмотрения существенно другой, нежели просто "дневниковый" или "эпистолярный" жанр. Тут значима ещё и идеология как некая объективированная символическая система, относительно коей и Островский, и Аввакум (хотя каждый по-своему) равно действовали, если применить термин Бахтина, в ситуации "внутринаходимости". Но именно эта сторона, которая значительно усложняет вопрос "индивидуальной перфомации", лишь добавляет значимости Вашей работе и Вашим выводам.

Словом, задуматься Ваша работа заставляет. Может, и в силу лишь собственного невежества в этой области, но с подобным подходом прежде встречаться не доводилось. Поэтому извините за излишнюю многословность и некоторую сумбурность: помимо всего прочего, это ещё и как бы "заметки на полях", сделанные для самого себя.

С уважением,

Юрий Бухаров   26.11.2008 00:16     Заявить о нарушении
P. S. Извините, но на сайте "Сетевая словесность" ссылка на Вашу диссертацию почему-то "не срабатывает". Да и и на Ваши страницы (и на "Стихи", и на "Проза") с него выйти почему-то невозможно. Может, сбой какой-то технический?

Юрий Бухаров   26.11.2008 01:47   Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, за Ваши "заметки на полях" на этом сайте и на "Стихах", поскольку они, как Вы понимаете, сильно отличаются от большей части получаемых рецензий, в первую очередь, - по насыщенности мыслью.
Попробую ответить, хотя мой ответ вряд ли будет равновелик Вашему посылу, т.к. я, в лучшем случае, литературовед, не философ, набор моих подходов к тексту иной, чем Ваш.

Эта статья (будем точны - тезисы), как я вижу сейчас, по истечении некоторого времени, во многом несовершенна. Она не включает все т.н. "моменты общности" (что касается подхода, он в современном литературоведении распространен) между указанными произведениями и, в общем-то, поверхностно затрагивает те, что обозначены. В этом плане Ваши размышления об "исповедальности" и "проповедальности" и хабермасовский пример как нельзя кстати, они придают сказанному глубину, которая, возможно, в статье и есть, но я ее больше не вижу, т.к. ушла от этой темы и занимаюсь сейчас другими.

В связи с этим не рекомендовала бы, конечно, читать мою диссертацию, хотя скрывать ее не собираюсь: наберите в Яндексе мою фамилию + слово метажанр, ресурс с названием "DSpace at elar.usu.ru: Документы автора" - она и есть. Что касается "Сетевой словесности", давно собираюсь обновить там данные о себе и поставить работающие ссылки, но руки все как-то не доходят.

С другой стороны, мысль об изучении свода текстов, которые можно отнести к "коммунистической агиографии" меня не все же оставляет, и в будущем, возможно, вновь обращусь именно к этой теме. Тем более спасибо - за то, что поделились соображениями.

Читать Вас - большое удовольствие. Обязательно зайду к Вам в гости и на этом сайте.

С уважением,
Юлия

Подлубнова Юлия   26.11.2008 20:39   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Подлубнова Юлия
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрий Бухаров
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.11.2008