Рецензия на «Клеопатра» (Левицкий Геннадий)

Очень интересно, но разве не арабы сожгли Александрийскую библиотеку??? Но уж точно не Цезарь! А недавно нашли скульптурный портрет Клеопатры - носатя и некрасивая женщина...Впрочем, для нас, мужчин, женская красота - это не совсем то, что всем людям кажется красивым...С уважением Алекесандр.

Александр Багмет   13.05.2009 20:19     Заявить о нарушении
Плутарх: «Цезарь принужден был отвратить опасность, устроив пожар, который, распространившись со стороны верфей, УНИЧТОЖИЛ ОГРОМНУЮ БИБЛИОТЕКУ».
Цезарь предпочел в Александрии тактику выжженной земли: верфи и корабли; все население острова Фарос было вырезано за оказанное сопротивление. Свирепствовал почище арабов.

Скульптура и живой человек – две разные вещи. Никогда не знаешь, какая черта характера или часть тела может понравиться, но трудно найти в камне изюминку.

Левицкий Геннадий   14.05.2009 11:54   Заявить о нарушении
Мы никогда не узнаем, как выглядели женщины античного мира, прославленные своей красотой или своим обаянием. Профили женщин на монетах изображались похожими, иногда даже - идентичными профилям их мужей,достаточно взглянуть на изображения Александра Македонского и Роксаны,Одената и Зенобии. Точно так же и Клеопатра на монете похожа на Антония. Это - очень лестный портрет, лестный без всяких кавычек, так как он символизировал семейное, духовное и политическое единение супружеской пары.Об этом писали и историки - Мери Хеймер и Манфред Клаусс. Если бы нас изображали похожими на наших мужей, то ни одна из нас, даже в расцвете юности, не выглядела бы на таких портретах привлекательной. Поэтому предположение о том, что последняя царица Египта была некрасивой, - это всего лишь - современный миф. Жаль, что оформители книги Геннадия Левицкого не воспроизвели на её страницах таких парных портретов. Кроме того, эти монетные изображения поражают своим разнообразием,трудно поверить, что на них- профиль одного и того же человека.Высказывалось мнение, что Клеопатра позволяла себя изображать себя так, как её видели. Это справедливо, но необходимо уточнить: так, как видели не женщину с индивидуальными чертами лица, а как в той местности принято быпо представлять себе государыню или жену монарха.Отсюда и несходство профиля царицы на египетских, греческих и сирийских или финикийских монетах. Изображения зти настолько условны, что насчёт одного из них учёные до сих пор спорят, которая из жён Антония - Октавия или Клеопатра, изображена на оборотной стороне. Ни один скульптурный портрет египетской царицы не является аутентичным. Так Сьюзен Уокер специально подчёркивала, что скульптуры из Британского музея не могут считаться портретами в нашем понимании. И эти и другие предполагаемые скульптурные изображения Клеопатры тоже часто очень непохожи одно на другое, так как их пытались идентифицировать лишь на основании некоторого сходства с её профилем на монетах. К сожалению, мскусство чеканки монет в этот период в Египте и в восточных провинциях Римского государства находилось в полном упадке,изображения на этих крошечных монетах ещё и очень небрежно выполнены. Возможно, царица не была идеальной красавицей, но не была и некрасивой. Как известно, красота в античном мире ценилась очень высоко.Если бы Клеопатра была такой, как её представляют себе многие теперешние авторы, то она, без всякого сомнения, стала бы предметом насмешек римской пропаганды, а подданные придумали бы ей ещё и какое-нибудь оскорбительное прозвище. Современные журналисты и писатели, не воспринимающие античную символику, нередко приписывают египетской царице то - чрезмерную полноту,то - чрезмерную худобу, то - выпученные, то - запавшие глаза и ещё многое в таком роде. И, если фигура с годами может меняться, то не могут же меняться глаза и черты лица.

Вера Тихомирова   30.09.2009 16:47   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Левицкий Геннадий
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Багмет
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.05.2009