Рецензия на «Россия и Запад - две версии христианской цивилизац» (Валерий Суриков)

Всем дочитавшим до конца и тем более откликнувшимся - искреннее спасибо.
У меня есть сайт - http://www.vsurikov.ru/. Там также кое-что можно найти на эту и близкие темы.

Несколько персональных реплик.

Юрию Сарычеву:

Не спешите списывать с исторических счетов Православную Церковь. Если 20 век чему и научил, та только тому, что человеческая цивилизация без трансцендентальной поддержки сама с собой не справится и захлебнется в продуктах собственной жизнедеятельности . Так что спасение ее - в церковном возрождении. Конечно же, это будет не просто откат в прошлое, и сейчас трудно представить на какой основе будет подписан новый договор светского государства и Церкови о взаимодействии . Но в текущем веке решение этой проблемы, скорей всего, будет главным направлением интеллектуальных усилий. Мне кажется, это очень хорошо понимает Владимир Михайлович Гундяев - Патриарх Кирилл . Хотя может показаться (по его проповедям и речам ) , что он упрямо тянет цивилизацию назад - в средние века. Но это - аберрация восприятия. Просто Патриарх отдает себе отчет в том, насколько далеко снесло цивилизацию нашу в сторону от евангельских канонов, насколько интенсивен этот сносящий поток. И хорошо понимает, что в таких условиях реальной, практической задачей может быть только одна - удержаться, приостановить дальнейший снос. Потому и выгребает так круто - явно выше той точки, на которую намерен выйти …

Александру Сорокину:

Увы, но любое понимание всегда есть прежде всего ограничение бесконечного смысла, а значит, - конкретизация, буквализация. Даже если попытаться оценить цивилизационную роль христианства в предельно общем виде, скажем, свести его к совокупность идей , призванных обеспечить долгий, мучительный, с метаниями и откатами назад, путь от человека разумного к человеку нравственному, то даже эта, казалось бы , фундаментальная интерпретация все равно будет ограничением смысла.Или культурологической буквализацией, если угодно.

Джейку:

Завидую Вашей способности пребывать в истинно счастливом, безмятежном состоянии. Дай, Джейк, на счастье лапу и мне…

Господину Игерину:

Конечно, хотелось бы более конкретных указаний на примитивность, любезный. Цитатку какую-нибудь из Бердяева или из того же Ф.М. Тогда у меня была бы, по крайней мере, возможность оправдаться, - попытаться показать, в чем и каким образом ( в неявном или снятом виде) смысл этой цитаты присутствует в моем тексте…. Но, скорей всего, цитатки не дождешься, поскольку сквозь высокоумный текст господина Игерина отчетливо проступает элементарное раздражение. Так что в этой реплике интерес представляет не ее смысл, а возможный источник раздражения. И я даже догадываюсь, в чем он заключен.
Скорей всего, в резком противопоставлении Мессии христианского и Мессии иудейского, в моей попытке связать вырождения европейской цивилизации (в западной версии) с локальной победой идеологии Мессии иудейского.
Однако, нет смысла это противопоставление, противоборство и победу излишне демонизировать и тем более делать на этой основе какие-то обобщения националистического толка. Потому что, как представляется, между идеологиями Мессии христианского и Мессии иудейского пока в европейской цивилизации, если брать ее в целом, существует равновесие. С усиливающимся смещением к сторону иудейского на Западе и с ослабевающим смещением в сторону христианского в России.
В этой тенденции и заключена главная опасность. Процесс надо притормозить и попытаться несколько сместить равновесие - в сторону идеологии Мессии христианского. При всей видимой простоте - задача эпохальная.

Сергею Дьяченко:
Ваша реплика дает возможность дополнить мой комментарий к реплике А. Сорокина. Это, конечно, все та же буквализация совокупности идей христианства, но только узко церковная, исключающая всякую иную - культурологическую, социальную. Нет слов, жесткое заключение христианской идеи в таких пределах также имеет право на существование и также, со своей стороны, эту идею подпитывает и стимулирует . Хотя в современных условиях такая буквализация, такое ограничении уже становится опасным для самой идее, и современные кризисные явления в христианстве вполне можно связывать с избыточным замыканием христианской идеи в церковных пределах, с недостаточным использованием ее социальной, культурологической составляющих.
Именно узко церковная буквализация, похоже, и лишает Вас возможности видеть в Апостоле Павле крупнейшую политическую фигуру. Из первого- третьего веков, из которых Вы на него глядите, этого просто не видно. Сие в нем четко начинает проступать лишь к концу 20 века, к моменту окончательного провала первого социалистического эксперимента.
И вообще. Отпуск, ночь, дача… Казалось бы, ничего, кроме пива марки BagBear, вписаться в эту триаду не может. А Вас вдруг потянуло мою статью комментировать.

Валерий Суриков   31.08.2009 08:14     Заявить о нарушении
На счёт «BagBear» это вы правильно подметили, после баньки-то!.. Ваши измышления можно было воспринять, будучи только в таком благодушном настроении, в другом состоянии было бы не просто разобраться. Вот уже находясь дома, в рабочем настрое так сказать, пытался более серьёзно подойти к теме... и нет же, не получается. Текст воспринимается как интеллигентско-интеллектуальное занудство в духе Бердяева и иже с ним. А смысл-то в чём? Вы что-то измените в этом мире? НЕТ!
Вот тут тоже один такой, с львиной гривой хочет помочь "человечеству" обрести себя: http://www.proza.ru/2009/08/01/130 На досуге после баньки почитайте, с кружечкой. И здесь же ответ этому парню. http://www.proza.ru/2009/08/01/128 - А вот это надо читать проспавшись.

Сергей Дьяченко   01.09.2009 03:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валерий Суриков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Валерий Суриков
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.08.2009