Рецензия на «Мiкеланджело» (Леся Романчук)
«Так любо спать – любіш закам’яніть, коли злочинство і ганьба довкола, не відчувати – найсолодша доля, я сплю, мовчи, не пробуй розбудить» А ведь это, если разобраться, воспевание отказа от жизни. Нет ли здесь противостояния Творцу, Который дал человеку бытие? В подтверждение этой мысли: вот что я нашел в Сети, в одной из статей, посвященных Буонаротти: «Последний день жизни, первый день покоя!» (18 февраля 1564) Много страданий, мук и лишений претерпел великий художник за свою долгую и многотрудную жизнь, будучи уже стариком, Микеланджело писал: «Увы! Увы! Я предан незаметно промчавшимися днями. Я ждал слишком долго... время пролетело, и вот я старик. Поздно раскаиваться, поздно раздумывать – у порога стоит смерть... Напрасно лью я слезы: какое несчастье может сравниться с утраченным временем… Увы! Увы! Оглядываюсь назад и не нахожу дня, который бы принадлежал мне! Обманчивые надежды и тщеславные желания мешали мне узреть истину, теперь я понял это… Сколько было слез, муки, сколько вздохов любви, ибо ни одна человеческая страсть не осталась мне чуждой. Увы! Увы! Я бреду, сам не зная куда, и мне страшно. И если я не ошибаюсь, - о, дай Бог, чтоб я ошибался, - вижу, ясно вижу, Создатель, что мне уготована вечная кара, ожидающая тех, кто совершил зло, зная, в чем добро. И я не знаю ныне, на что надеяться...» Он достиг при жизни великой славы, и авторитет его был непререкаем. Микеланджело пережил Леонардо и Рафаэля на четыре с половиной десятилетия, как и многих других своих единомышленников по искусству, он остался одиноким. Микеланджело понимал, что идеи его молодости и зрелости утратили смысл и подлинность. ----------- С теплом, Анатолий Петин 29.09.2009 06:07 Заявить о нарушении
Милый Анатолий, спасибо за эти размышления. Я искренне люблю Микеланджело. Именно за это - отказ от земных радостей, посвящение себя работе. Пока Леонардо водил кругами мальчиков, разодевшись и тратя свой гений на бесплодные страдания, Микеле Ангело работал, тесал своего Давида. Ему удалось довести свой гений до совершенства, но - увы! увы! - это не поза.
кем был этот воистину великий человек, понимаешь только в Сикстинской капелле. Алтарная фреска - и Бог живой, милующий и карающий. Живой. Оживленный рукой гения. Вот тут ипонимаешь разницу между ремесленником, просто хорошим художником и гением - живое и неживое, настоящее и просто красивая картинка. Во флорентийском Пантеоне - Санта Мария дель Фльоре, я, благодаря наглости своей несусветной и желанию, с которым слабой женщине бороться не под силу, подошла к саркофагу Микеланджело и прикоснулась к нему - перелезла наглым образом через ограждение. Карабинер что-то по-итальянски орал.ю наверное, нельзя, синьйора, а гид, показав на меня, покрутила пальцем у виска - мол, поэто, что с нее взять. Карабинер утих и даже подал руку, чтобы "синьйора" смогла слезть с приступки саркофага, куда нахально взобралась. Ой, у меня же фото есть! Посмотрите на трех муз! Сейчас я его пристрою в качестве иллюстрации. но качество не очень - темно в храме. Не соглашусь лишь с одним - разве его идеи утратили смысл? Да не думаю! Нам ведь они близки? Леся Романчук 04.10.2009 09:14 Заявить о нарушении
Зря я так похвасталась - фото есть, но не в компьютере, надо переснять с пленки, пока что посмотрите на копию Давида, установленную на площади Синьйории (оригинал - в музее).
На фото самое интересное - зонтики! Во Флоренции накрапывал дождик - явление для августа в Италии с его смертельной жарой неслыханное! Леся Романчук 04.10.2009 09:23 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |