Рецензия на «Х- Объективные основы психотерапии -? -Х» (Марк Сандомирский)

При общей концептуальной целостности статьи
некоторые положения вызывают со-мнения.
Так автором не дано его понимяние термина "здоровье". При применении ВОЗовского определения "...стояние и получение" его континиум сводится к "кто больше получает, тот более здоров".
Одновременно. при рассмотрении данного континиума в координатах "интеграция"-"дезинтеграция" от абсолютной адаптированности к раковой болезни, выявляет скорее релтивное чем непрерывное его течение. Не уточнён так же ключевой термин - "адаптация".
Но, в целом, статья носит всеохватывающий характер и концептуально выверенна.

Юрий Тявин   03.07.2010 06:10     Заявить о нарушении
Небольшое терминологическое уточнение.
Адаптация.
Использование термина «адаптация» подразумевает общеупотребительное его значение – «пластическое изменение структуры организма под воздействием внешних и внутренних факторов», но для живого данное определение должно быть несколько изменено, ибо, в живом все достаточно жестко детерминировано наследственностью – наличием адаптационных программ (инстинктов) и, соответственно, неким генетически детерминированным диапазоном изменений.
Соответственно, определяя инстинкт как: «генетически детерминированную реакцию организма на предъявляемый средой стимул», мы увидим их почти полную идентичность.
Т.е. адаптация – инстинктивная реакция, возникающая в ответ на предъявляемый средой стимул?
Но, инстинктивных реакций огромное количество, и направление их действия не всегда совпадает с благом для конкретного организма.
Для выхода из данного логического тупика нам необходимо ввести ещё один термин – здоровье.
Но тут мы вновь оказываемся перед необходимостью дать ему приемлемое в данном контексте определение, ибо определение ВОЗ «как состояние благополучия…» - благополучения, совершенно бессмысленно в нашем спекулятивном исследовании.
Более подходит определение Авиценны: «Состояние, в котором орган функционирует максимально эффективно», но орган максимально эффективен в состоянии гомеостатического равновесия, а здоровье – величина постоянно изменяющаяся.
Соответственно можно вывести: «Здоровье – функциональная величина характеризующая способность организма поддерживать состояние гомеостатического равновесия».
В этом случае «адаптивной» будет называться - инстинктивная (и продиктованная разумом) реакция, направленная на поддержание гомеостаза, а дезадаптивной - реакция, имеющая противоположные последствия.
Вторым вопросом, на который пытался ответить Авиценна, был вопрос сколько у организма состояний – два (здоровье и болезнь) или три ( плюс ещё промежуточное - ни здоровье не болезнь).
С точки зрения теории гомеостаза мы будем вынуждены сказать, что существует только одно оптимальное состояние, в котором органы функционируют максимально эффективно, – состояние идеального гомеостаза, все остальные состояния будут отличаться от идеала.
Но из опыта повседневной жизни мы знаем, что можем чувствовать себя здоровыми, находясь в далеко не оптимальной физической форме.
Разрешая данный парадокс, мы вынуждены будем допустить наличие некого дискретного ряда (гомеостаз не может изменяться постепенно – это противоречит логике) равновесных состояний, в которых человек ощущает себя здоровым, но функционирование организма будет ухудшаться, иначе говоря, - согласно второго закона термодинамики, - поддержание равновесия будет требовать больших, по сравнению с идеальными, усилий.
Данное рассуждение вынуждает нас ввести ещё один термин – степень здоровья, но данный термин уже даже заложен в таблицу диспансеризации: абсолютно здоров, практически здоров, болен.
Но тогда возникает ещё один вопрос: «Что такое болезнь?»
Состояние дезадаптации? – присутствует, вне всякого сомнения, но не всякая дезадаптация страдание.
Состояние дезадаптации сопровождаемое ощущением страдания?
Но, страдание – один из видов отражения напряженности (отклонённости) гомеостаза в психике, отличие его от рядового лишь в активации «инстинкта самосохранения» и его соматического представителя – боли.
Т.е. Болезнь – состояние активного функционирования «инстинкта самосохранения» направленное на восстановление гомеостаза сопровождаемое ощущением страдания.
Данное рассуждение было бы не полным, если бы мы не попытались дать определение и термину «потребность».
С данным термином вначале кажется всё просто – потребность это корковое представительство ощущения напряжения (отклонённости гомеостаза), организм голодает – ощущение напряжения – пищевая потребность, не хватает отдыха – потребность во сне, не хватает кислорода – потребность в дыхании.
Но, в реальности, мы встретим множество фактов противоречащих данному тезису.
Прежде всего, это феномен «упреждающего насыщения», - еда впрок, ладно возможно это пролонгация инстинкта, вызванная неравномерность поступления пищи, но ему же соответствует феномен «упреждающего дыхания», кажется что, тут то нельзя надышаться впрок – существует лимит называемый «кислородная ёмкость крови», - но феномен существует и даже существенно негативно влияет на гомеостаз как бронхолёгочного аппарата так и крови, вызывая цепь компенсаторных реакций.
Одновременно существуют и совсем внеорганизменные потребности, потребности глубоко казалось ему чуждые, заставляющие его действовать вопреки собственным интересам и, если последовательно оставаться в рамках гоместатической теории, то возникает ощущения, что индивидуальный организм становится частью некого более крупного - «социального организма» - некого эгрегора, чей гомеостаз он и начинает поддерживать зачастую в ущерб себе.
Однако остаётся неоспоримой взаимосвязь напряженности гомеостаза и потребности, чем более отклонён от равновесия гомеостаз, тем больше у организма ощущаемая как потребность мотивация к действию и именно эта сила используется социумом в своих интересах, через смещение мотива на цель – замену гомеостатических потребностей на иллюзорные и социальные.
Состояние абсолютного гомеостатического равновесия членов социума не выгодно оному ибо, в состоянии абсолютного гомеостаза (в буддизме именуемого нирваной) потребности отсутствуют – организм погружается в состояние полной самоудовлетворённости – прекращается всякая общественная жизнь.
Трудности в формулировании термина "потребность" возможно говорит не о сложности процесса. а о хорошей табуации своего сакрального "обществом потребления".

Юрий Тявин   23.09.2010 11:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Марк Сандомирский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрий Тявин
Перейти к списку рецензий по разделу естествознание за 03.07.2010