Рецензия на «Гроза Часть III Возрождение» (Виктория Громакова)
Я, конечно, не критик, и к издательским делам отношения не имею, поэтому прошу к моим размышлениям отнестись снисходительно, ИМХО, не более того… Автор, как я понимаю, пытается возродить жанр исторического романа-хроники, идущий от 19 века, пушкинского «Арапа Петра Великого», бестужевского «Романа и Ольги», булгаринского «Ивана Выжигина». Прочла я с истинным удовольствием, немало нового довелось узнать о той эпохе, но эти детали, описания не кажутся излишними – действие не отпускает, держит внимание. Удача автора, на мой взгляд – образ императрицы Елизаветы, хотя и не много действующей, но проявляющей себя с разных сторон – ревнивой красавицы, грозной самодержицы, а в сущности-то – доброй и бестолковой бабы, «Лизоньки», так же, как и главные герои, лишь одной из фигур на этой жуткой игровой доске. Мало действует и её фаворит Алексей Разумовский – впрочем, здесь автор верен исторической правде, тайный супруг Елизаветы старался держаться в стороне от придворных интриг и политики, вполне здраво судя о своей к тому непригодности? Удачны, по-моему, и другие образы второго плана и даже эпизодические, например, «оборотень в погонах» кинолог Игнат Саввич, слуги, разбойники – вот, правда, история Есении показалась мне всё-таки слишком уж романтичной, неправдоподобной? Ну и бесспорно, главные герои – Анна Бестужева и семья Лопухиных, что меня подкупило – изображены они не иконами, а людьми, с их человеческими слабостями и пороками, ветреница-мама, тюфяк-папа, гуляка сынок… И проявляют истинное величие в страшном испытании – как этих изнеженных красавиц вздёргивают на дыбу, потрясающее, на мой взгляд, описание! Как всходят они на эшафот – многие ли из нас способны были бы на такое? Чего мне не хватило – более точной прорисовки образов тех, кто ведут эту партию на шахматной доске – советника Елизаветы Германа Лестока и вице-канцлера Алексея Бестужева. По-человечески, честно говоря, ни один из них не вызывает симпатии, тем интереснее, может, была бы их политическая программа? И как здесь уже отмечалось – несколько режут взгляд в тексте не свойственные тому времени термины, «вестибулярный аппарат», например? А пробовали Вы опубликовать этот роман? - по-моему, вполне бы заслуживал публикации? Но, повторюсь, здесь я мало компетентна. Мария Гринберг 25.07.2010 14:51 Заявить о нарушении
Мария, мне очень приятно Ваше внимание к моему роману, а положительный отзыв (учитывая мое впечатление от Вашего творчества) – особенно. Спасибо за развернутую рецензию.
Основной замысел романа, действительно, заключался в том, чтобы показать обычных людей, оказавшихся в эпицентре социально-политической катастрофы, сдержать которую они были не в состоянии, как невозможно укротить бурю, пока она не уляжется сама. И весь смысл их противостояния был в том, чтобы выжить, а они смогли при этом еще и сохранить человеческие лица, что их и возвышает. Очень хотелось, чтобы герои романа получились реалистичными. Что касается битвы устроителя катастрофы Лестока и другого титана, ради уничтожения которого и разразилась гроза, - Бестужева, то это, безусловно, очень интересно, но это – сюжет другого романа, который я, возможно, когда-нибудь напишу. Согласна с замечанием насчет Есении. Давно собираюсь доработать ее образ, но это дополнение к роману пока еще вынашивается. Не соответствующие описанной эпохе термины поначалу считала допустимыми, т.к. они в речи автора, а не героев. После общения с Людмилой Волковой задумалась и решила, что лучше заменить. Старательно отыскивала их по тексту, но, значит, не всех выловила. Поработаю над этим еще. Не совсем согласна с определением «тюфяк» для Степана Лопухина. Я старалась показать его более сложным: мягким и безвольным, на первый, поверхностный взгляд, но далее раскрыть истинные причины его реагирования на измены жены, заключающиеся не в слабости, а, напротив, в силе духа, не позволяющей опуститься до насилия над любимой женщиной. Как Вы считаете, насколько это получилось? Опубликовать роман пыталась, но мало пыталась: отнесла в один литературный журнал. Там сказали, что, во-первых, такие объемные произведения не публикуют, а, во-вторых, заглянув на одну, на другую страницу в середине произведения, отметили, что написан текст не по-современному, а им не важно, о чем написано, а важно, как написано. То, что не важно, о чем, меня, конечно, удивило. А в остальном я не в претензии, поскольку сама после этого во многом текст переделывала. Да, еще собирались его опубликовать по итогам конкурса «Крупная проза» на ЧХА (2009), но что-то молчат. С уважением, Виктория. Виктория Громакова 25.07.2010 20:00 Заявить о нарушении
Понятно, образ Степана сложнее, в этом-то я и вижу Вашу удачу - живой человек, нельзя его очертить одним словом.
Да, не поймёшь, что для публикации надо, на каждой кухне свои повара. Но всё же - желаю успеха! Мария Гринберг 26.07.2010 08:40 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |