Рецензия на «Горе от ума или сума-тюрьма?» (Натали Ильина)

Фильм не видела, поэтому сказать конкретно ничего не могу. Однако не могу удержаться - читала с большим интересом. Меня волнует экранизация классики. Новые постановщики часто думают, что они умнее подлинных авторов, они "заглубляют" смысл, вкладывая иногда совершенно чуждые писателю идеи, "обогащают" палитру.
А проблема сумасшествия - как нормы и как аномалии у нас от Гоголя, а у Чехова эта граница совсем эфемерна...
Простите, если вам покажется, что говорю не по делу, но такие ассоциации вызвал у меня ваш рассказ.

Эль Фаустова   29.10.2010 01:50     Заявить о нарушении
Очень даже по делу, спасибо! И за реплику, и вообще за интерес.
Касаемо сути, да, от Гоголя и отсчет этой проблеме *нормы и выхода за ее пределы*, хотя справедливости ради можно припомнить сюда и «пустые небеса», и «не дай мне Бог сойти с ума» Пушкина, с его «Медным всадником» и по касательной «Пиковой дамы». А тема гениальности и помешательства и просто сумасшествия, отшельничества=безбожья чуть ли не самая сытная для художников. Тут изобилие рога. «Двойник», «Идиот», безумие Кириллова в «Бесах» и Ивана в «Карамазовых», ницшеанство Тургенева, «Портрет» Гоголя, все гоголевские «Записки сумасшедшего», откуда растут ноги у «Записок из мертвого дома» и всего Достоевского, и «Дьяволиады» Булгакова. Плюсово признаки психопатии самих классиков - Гоголя. Достоевского, Радищева, Чаадаева, Гаршина, Маяковского, Чехова… Список можно продолжать бесконечно. Важно другое. Здесь вкапывание в мозг пациента сродни актерскому вживанию в *предлагаемые обстоятельства*. Актерам Станиславский хотя бы «Систему» дал – набор приспособлений для профессионального вхождения и, что не менее важно, а может и самое главное – выхода из образа… Владение ими, собственно, и называется актерским мастерством. Может, врачам тоже дано подобие руководства к осторожным действиям, но не всякий способен им овладеть, т.е. умение пользоваться инструментарием. Вопрос, скорее, уже профпригодности, а не запредельно- или ограниченно умственных способностей. И в этом смысле чеховский Рагин, конечно, жертва своего невежества, ведь там же откровенная насмешка и над его знаниями, и над выбором контактов: единственный «умный» в городе и достойный общения чел-к – почтмейстер))) Эту ноту как-то всегда опускают.
Касаемо жанра экранизации классики, не соглашусь – я, наоборот, не сторонник единого концепта на все времена. Мнение Барта, что нетленки, даже классика, только и живут интерпретациями и полнятся новыми смыслами, и всякое время вправе вносить свое новое в знакомое старое, мне дороже попыток законсервировать хрестоматийную позицию. Другое дело, что попытки современного ис-ва «заглубить» смысл или дать ему новый чаще всего неубедительны и даже ничтожны, как в случае с этой попыткой «Палаты».

Натали Ильина   16.01.2011 12:49   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Натали Ильина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Эль Фаустова
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.10.2010