Рецензия на «О законах алмазного языка» (Ольга Славянка)

Итак, уважаемая Ольга, перечитал Вашу статью еще раз - внимательнее и примеряя на себя. Практически со всем согласен. И о псевдописателях, которых сейчас тьма, и о жесте, и о галлюцинации человека сочиняющего - в моем случае это, наверное, самогипноз. Спорить не о чем. Но я добавил бы еще ко всем этим рассуждениям, что для писателя архиважным (прямо по-ленински) делом является мелодия. Без нее ни галлюцинация, ни ритм не помогут. Мелодия тянет повествование. Она - паутина, которую паук тянет из себя и на которую ловит мух. Он может взлететь на ней в небо или спуститься на землю. Скажете: мелодия - это тоже ритм. Соглашусь, но отчасти. Ритм - это корпускулы. Нужна еще волновая теория света (творческого, в данном случае).
И еще один момент. Не всегда ключевые фразы зримы. Вспомните Папу Хэма -о том, что человека можно уничтожить, но нельзя победить. Зримость здесь только символическая. Конечно, Старик к концу повести уже стал этим Символом, но все равно... Да и у Монтеня так сплошь и рядом.
Как говорили раньше на партийных собраниях - взять за основу и - с Богом! Если, конечно, Вы согласны со мной.
С уважениам,


Виорэль Ломов   11.01.2011 13:47     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.

Я описываю лишь один аспект письма - зримость текста. В философских сочинениях тексты не должны быть зримыми. Вообще зримости текста явно недостаточно для того, чтобы сделать текст читабельным. В 19-ом веке скучнейшие писатели Панаев и Плещеев писали зримо, но читать их скучно! Есть очень много других аспектов, мной не описанных.

Приятно, что у нас мышление устроено похожим образом. Я говорю о "ритмической мелодии", может быть, "мелодия" лучше звучит, чем слово «ритм». Но к последнему слову я как-то привыкла. Я слышу сама и различаю в классических произведениях 4 "ритмических мелодии" разной природы. Помимо ритмики фразы есть еще «ритмическая мелодия композиции». Это то, что слышится с самого начала, основной сюджет и основные события. На основании этой мелодии мой мозг вырабатывает мелодию, которую я называю «темпом повествования» - это темп, или число строк, которое характеризует «ритмическую волну», т.е. смену напряжения и расслабления внимания. Именно темп повествования «тянет галлюцинацию», т.е. устанавливает ее на такое расстояние, чтобы ее описание вписывалось бы в нужное число строк. Далее идет считывание. Помимо ритмической волны напряжения и расслабления мозга есть еще ритмическая мелодия, характеризующая эмоции. Эмоции не зависят от внимания, они самостоятельны. Поэтому мозг еще непрерывно проверяет, вписывается ли «темп повествования» в «эмоциональную мелодию». Эмоциональная мелодия, в том числе, определяет красочность деталей, ибо красочные детали отвлекают внимание и сбивают темп повествования – когда еще мозг переварит красочные детали...! Красочные детали могут быть главным содержанием, как они являются им у Гоголя и в какой-то степени в прозе Пушкина. Но в случае Достоевского они недопустимы из-за отвлечения внимания от сюжета. Поэтому «толкает» произведение 3 ритмические мелодии разной природы. Во время письма мой мозг вначале вырабатывает ритмы, т.е. планирует произведение по страницам и абзацам, а лишь затем придумывает детали и эпизоды, чтобы эти строки заполнить.

Ольга Славянка   11.01.2011 23:55   Заявить о нарушении
Вот Вы и продолжили свой сюжет - сюжет статьи, с Вашим ритмом, темпом, мелодией. Очень хорошо и интересно.

Виорэль Ломов   12.01.2011 07:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ольга Славянка
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виорэль Ломов
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.01.2011