Рецензии на произведение «О законах алмазного языка»

Рецензия на «О законах алмазного языка» (Ольга Славянка)

Любопытно, что некоторые современные философы называют пространством галлюцинации весь мир, окружающий каждого человека...

Сергей Батонов   25.12.2023 23:45     Заявить о нарушении
Я не настолько сильна в философии, чтобы судить о философской концепции, но писательские галлюцинации, о которых писали многие писатели, мало отличимы от самогипноза или сна наяву, или реминисценций из нашего прошлого. Как мы вилим на своем "внутреннем экране" сцены из прошлого, так же четко мы должны на нем видеть описываемые события.

Ольга Славянка   26.12.2023 18:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «О законах алмазного языка» (Ольга Славянка)

Не хочу я спорить, ибо это всё - очень личное. Но вот, что я знаю точно. Всё мышление идёт от фразы. Не от шаманства, не от галлюцинаций во время писанья. Фразу обязательно надо проверять на слух. И если ваш голос и ваши интонации не противятся данной фразе, не запинаются во время чтенья в слух, то в ней будут и жесты, и дистанции между персонажами, и пейзажи, и одежда, и мизансцены. Наш голос - это наше мышление. Толстой со своим голосом мог писать только такие пейзажи, какие писал. Как, впрочем, и Бунин. Звучанье нашего голоса определяет и наше мышление, и стиль. А прочее - от лукавого... Но это уже не лингвистика, а иная отрасль знаний... Это психика...
Мне очень понравилось! И я очень люблю Кутулла.


Николай Серый   23.08.2013 14:52     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.

У меня мышление идет от визуального образа, а не от фразы. Вначале появляется образ, и лишь потом находятся слова. Я посмотрела вашу повесть. С фразами у вас все в порядке, но у вас повествование затянуто, т.е. через некоторое время читатель "засыпает" - у вас не хватает ритмического скелета, динамики повествования. Художественное произведение не есть механическая комбинация красивых фраз, у него есть внутренняя динамика. Вы "не тянете нити повествования". Попробуйте задуматься над моими словами - они написаны не для обиды, а с пожеланием творческих успехов. Попробуйте вначале увидеть свою повесть "как в кино", т.е. попробуйте узреть нить повествования.

Ольга Славянка   23.08.2013 15:54   Заявить о нарушении
Знаете, я рассматриваю литературу, как мысленный эксперимент. Хотя воображение у меня, поверьте, достаточно яркое, но оно, к сожалению, редко помогает в тех целях, которые я ставлю перед собой. Меня интересует запредельное в человеке, которое непременно возникает после утраты его любви к самому... Вы, наверное, и сами знаете, что если Вы стремитесь к цели, то обязательно приходится чем-то жертвовать...
Кстати, я очень рад, что Вы назвали мои фразы красивыми...
С уважением и благодарностью...

Николай Серый   23.08.2013 19:24   Заявить о нарушении
Я не совсем понимаю слова о запредельном с утратой любви к самому себе. Я понимаю, что цели могут быть разные. С одной стороны, могут быть мысленные эксперименты, с другой стороны, целью может быть написание произведений, пригодных для чтения. Я излагаю принципы, как сделать произведение пригодным для чтения, хотя я не охватываю всех тонкостей и тем более всех принципов, рассматривая лишь одну составную деталь - длину и ритмику фразы. Я понимаю, что у человеческого мозга есть биологические ритмы, что он не может быть все время в расслабленном или в напряженном расстоянии. Поэтому при чтении внимание должно то напрягаться, то расслабляться в соответствии с биологическими ритмами мозга. Соответственно, читатель должен периодически, через несколько страниц напрягать свое внимание, которое потом должно расслабляться - а иначе он или засыпает, или устает. Сюжет должен излагаться таким образом, чтобы неожиданные события и повороты сюжета появлялись в тексте с неокоторой периодичностью, скажем, на каждой второй или третьей странице. Соответственно, для описания деталей этого неожиданного эпизода у писателя есть несколько страниц, скажем, две или три, а, может быть, и одна - зависит от темпа повествования, т.е. от частоты напряжения и расслабления читательского внимания. Поэтому на описание деталей эпизода у писателя есть заранее заданное число строк, скажем, если у него на описание прихода 10 гостей есть 20 строк, то на описание каждого гостя он может потратить только 2 строки. А если гостей приходит только 5, то на описания каждого гостя у него есть 4 строки. Если он выбьется из этого числа строк, то читатель или заснет, или утомится. Поэтому приходится подгонять длину фраз под темп повествования, т.е. биологический ритм работы мозга. И все настоящие писатели, очень непохожие друг на друга, делают это фактически одинаковым образом. И у Толстого, и у Чехова, и у Горькова, и у Петрония, жившего 2000 лет тому назад, длина фраз подогнана под биологический ритм работы мозга. Ваша проблема в том, что длина ваших фраз не подогнана под биологические ритмы мозга, у вас повествование затянуто.

Но поскольку мозгу трудно математически рассчитать длину всех фраз, то он прибегает к визуализации, механизм которой, по всей видимости, одинаков у всех пишущих зримо. Алексей Толстой собрал много высказываний великих писателей о том, как они пишут - все они, как и сам Алексей Толстой, писали с "галлюцинации", которая, разумеется, не является признаком сумасшествия, ибо у психически больных людей галлюцинации неуправляемы, а речь идет об "очень глубокой визуализации". Далее мозг подбирает расстояние, с которого эта сцена видна. Иногда сцена видна с нужного расстояния сразу, иногда ее приходится перемещать в пространстве. А далее мозг оценивает длину текста сообразно с расстоянием и выбирает нужное расстояние. Благодаря этому фразы обретают нужную длину, так что повествование вписывается в билогический ритм работы мозга. Выбор правильного расстояния помогает выбирать длину разных фраз согласованным образом.

Это звучит как бы сложно. На самом деле это не сложная процедура. Это определенный алгоритм, который вырабатывается в мозгу. Пока он не отработан, писать очень трудно. Со временем он вырабатывается и переходит в область подсознания, он включается автоматически: когда человек пишет, он не думает о длине фраз. Он слышит ритмические мелодии и подгоняет под них "галлюцинацию", не чувствуя при этом раздражения или каких-то трудностей, если только не считать того, что создание "галлюцинации" требует определенного напряжения, но это очень приятное ощущение.

По тексту сразу видно, пишет ли человек с "галлюцинации" или пишет подряд все фразы, которые приходят на ум или на слух, как хотите. Я лично не сталкивалась с ситуацией, когда бы у человека, пишущего на слух фразы, какие придут в голову, выходили бы из-под пера профессиоанльные произведения. Видимо, чтобы угадывать длину фразы на слух, нужно быть супергениальным. Я таких не встречала и даже о таких не читала о таких.

Ольга Славянка   24.08.2013 12:29   Заявить о нарушении
Приношу извинение за опечатки выше.

Ольга Славянка   24.08.2013 12:41   Заявить о нарушении
Есть теория рукопашного боя. Но если боец в смертельной драке будет руководствоваться теоритическими изысками, то он неминуемо погибнет. Поэтому бойца, да, учат теории, но затем его действия переводят на рефлекторный уровень. И если бойца не научить действовать на рефлексе, то это смерть. Уж поверьте мне этом.

А еще мне поверьте в том, что наше подсознание знает всё гораздо лучше рассудка. Зачастую наши поступки управляются именно бессознательными желаньями. Я кое-что писал об этом в работе: "Обладание людьми". Но текст очень сложен...

Я недавно перечитал дневники Льва Толстого, но он не озадачивался тем, что вас живо волнует.

Когда Вы писали свой ответ мне, то Вы, конечно, не думали о стиле... И всё-таки Вы написали почти безупречный текст... Не обременяйте больше свой рассудок теорией. Поверьте, Ваше подсознанье уже всё прекрасно запомнила и поможет Вам гораздо лучше разума...

Николай Серый   24.08.2013 14:13   Заявить о нарушении
И я прошу Вас извинить меня за описки... А сейчас я хочу разобрать одно стихотворение Пушкина...

Всё в жертву памяти твоей; - очень напряжённая строчка.
И голос лиры вдохновенной,
И слёзы девы воспаленной, - следующие две строчки почти банальны.
И трепет ревности моей. - напряжённая строка, но не такая, как первая.
И славы блеск, и мрак изгнанья, - пошлость со времён Ломоносова.
И светлых мыслей чистота, - тоже в те времена совсем не ново.
И мщенье, бурная мечта
Ожесточённого страданья. - это крайне напряжённые и истинно гениальные строки.

Вы правы: все строки не могут быть напряжёнными. А банальность и даже пошловатость - это неотъемлемое свойство поэзии.

Я считаю это стихотворение лучшим на русском языке.

Но разве можно предположить, что у автора во время сочинения этого шедевра сидела в мозгах теория стихосложения?

Когда Вы сочиняете художественную прозу лучше не помнить о том, что знает Ваш разум. Нужно просто знать, что это помнит ваше подсознание, которое, вообще, помнит всё.

Кажется, так.

Николай Серый   24.08.2013 14:31   Заявить о нарушении
А к литературе у меня вот какое отношение. Литература - это средство познания. Предмет: мотивы человеческих поступков. Метод - мысленный эксперимент. Начиная произведение, я никогда не знаю, чем закончу. Даже в коротком стихотворении. Мои персонажи ведут себя так, как им заблагорассудится. Иначе, мне скучно писать... Литература для меня - хобби. Моя профессия не имеет к ней никакого отношения...

Ольга, я буду очень огорчён, если рассердил Вас. Но ведь я не отрицаю эффективность Вашего метода. Просто: "Каждому - своё". Хотя я очень не люблю Ницше.

С искренним и глубоким уважением...

Николай Серый   24.08.2013 15:22   Заявить о нарушении
Наверно, меня нельзя сравнивать со Львом Толстым - он был изначально таланливее меня. Это как с музыкальным слухом. Одним людям абсолютный слух дается от рождения, другие должны слух развивать, а третьим медведь на ухо наступил и никакое развитие не поможет.

Наверно, в отличие от Льва Толстого у меня изначально было мало способностей к писательству и то, что тому было дано при рождении самой природой, мне приходилось одолевать шаг за шагом. Именно поэтому мне пришлось разбить процедуру письма на разные программы работы мозга и осваивать их по отдельности. Эту статью я написала в возрасте 19 лет, чтобы научиться писать зримо, а до этого писать прозу не получалось. Я научилась писать зримо после того, как построила великое множество графиков расстояния до героев в пространстве воображения в романах Толстого и Тургенева; поэтому на самом деле это хорошее упражнение для тех, у кого от природы есть только задатки писателя, но нет полноценных писательских способностей, так что эти задатки приходится развивать. Их не всегда можно развить, но когда их развить можно, это упражнение очень помогает.

То, что Толстому, возможно (хотя мы этого в точности не занем), далось от рождения, мне пришлось добиваться многолетним упорным трудом. Кому как повезет.

Если какие-то задатки есть, их нужно развивать.
***
В стихах несколько иные ритмические законы, чем в прозе - прозу писать сложнее, приходится опираться на "незримые перила", в то время как в стихах опираются на ритм и рифму, там акценты уже расставлены, их мозгу не приходится рассчитывать "по математическим формулам".

Но если этих "незримых перил" в тексте нет, я такой текст вообще читать не могу. Это абсолютное требование.

Ольга Славянка   24.08.2013 17:02   Заявить о нарушении
Вы написали много интересного для меня. Большое Вам спасибо. Не смею более Вас обременять. Удачи и счастья Вам!

Николай Серый   24.08.2013 19:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «О законах алмазного языка» (Ольга Славянка)

Спасибо ! Было очень интересно почитать и узнать что-то новенькое . С теплом Елена .

Елена Коюшева   03.06.2013 22:34     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.
Я в свое время научилась писать после того, как стала строить графики расстояния до героев в романах Тургенева и Толстого.

Ольга Славянка   03.06.2013 22:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «О законах алмазного языка» (Ольга Славянка)

Весьма интересные рассуждения! )))

Светлана Дурягина   10.10.2012 21:51     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. В моем случае эти рассуждения носили прагматический характер - я научилась строить фразы лишь после того, как стала строить графики расстояний в пространстве воображения в романах Толстого и Тургенева.

Ольга Славянка   11.10.2012 10:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «О законах алмазного языка» (Ольга Славянка)

Ольга, добрый день,

Интересная статья. С наскоку не поддаётся (мне, по крайней мере), но понять можно.=) За такое глубокое исследование - спасибо.

Я вот о чём подумал. Если есть профессионалы, которых читать скучно (примеры Вы приводите), то как быть с непрофессионалами, которых читать интересно? Или это свидетельствует о неискушённости читателя? (Я и о себе могу так сказать, у меня с этим нет проблем.) Помнится, читал где-то, после выхода первой части Чайльд-Гарольда Байрона критиковали за то, что он якобы не в ладах со слогом. И где те критики, а где - Байрон. (Но я не беру на себя право относить кого-либо к профессионалам или любителям.)

Удач Вам творческих и благополучия,
=)ЕО

Евгений Орел   16.06.2011 14:22     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.
Ваш вопрос в каком-то смысле из серии вопросов, должны ли дальтоники становиться художниками. У них могут быть интересные сюжеты, и их картины могут нравиться другим дальтоникам.

У меня есть ритмический слух, и я не могу без раздражения читать тексты, написанные с искажением ритмической структуры. В частности, мне было невероятно трудно и неприятно читать «Доктора Живаго» Пастернака. Его корявые фразы «били меня по голове» словно обухом, и мне было всё равно, о чем он пишет: сюжет вообще не воспринимался по причине раздражения. Моей бабушке медведь на ухо наступил, она не слышала ритмических сбоев в тексте Пастернака и прочитала его роман с интересом.

***
Моя статья написана в расчете на людей с ритмическим слухом, которые не могут читать тексты типа «Доктора Живаго» без раздражения.

Ритмический слух или есть, или нет. При его зачатках его можно развить. При отсутствии этих зачатков его нельзя развить и невозможно объяснить, в чем он состоит и почему текст романа «Доктор Живаго» раздражает. Я не могла объяснить своей бабушке, чем этот текст плох. Ей казалось безразличным, на какие слова падают ударения и т.д.

Ольга Славянка   16.06.2011 15:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «О законах алмазного языка» (Ольга Славянка)

Ёлки-палки... Дельная статья. Помню, я писала когда-то сочинение по предмету "русский язык", в котором приводила примеры, где русские пословицы и поговорки имели своё отражение в законах одного из разделов высшей математики. Забавное сочинение получилось!
О той теме, которую осветили Вы, я могу сказать, что ТАКИ ДА! Ура, товарищи! Я получила интеллектуальное, моральное и прочие виды удовольствий, доступные человеку с математическим складом ума, которого занесло во вражеский стан гуманитариев!))))))

Алиса Курганская   07.04.2011 16:17     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.

На мой взгляд, сродство поэзии и математики есть следствие биологических ритмов организма. Мы воспринимаем легко те произведения, которые вписываются в ритмы нашего мозга. Именно поэтому герои побеждают злодеев обычно с третьей попытки и т.д.

Ольга Славянка   08.04.2011 00:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «О законах алмазного языка» (Ольга Славянка)

Здравствуйте!
Честно говоря, не все "переварила".
Хочу вернуться... попозже...
Потому, чуть позже обязательно задам свои вопросы.
Простите, сейчас пока просто зафиксировала свое внимание к теме.
Ну и Толстой, разумеется, плохому нас никогда не научит.
Спасибо, улыбнулась...

Женя Портер   28.02.2011 20:06     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.

Если вы не все "переварили", попробуйте задаться тем же вопросом, что и я некогда задалась - начните рисовать графики расстояния, с которого вы лично видите героев Толстого и Тургенева в пространстве воображения - по строкам и страницам (скажем, на стр. 40 в строке 10 герой виден с расстояния 3 метра и т.д.), тогда вы мою статью прочувствуете.

Ольга Славянка   28.02.2011 20:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «О законах алмазного языка» (Ольга Славянка)

Итак, уважаемая Ольга, перечитал Вашу статью еще раз - внимательнее и примеряя на себя. Практически со всем согласен. И о псевдописателях, которых сейчас тьма, и о жесте, и о галлюцинации человека сочиняющего - в моем случае это, наверное, самогипноз. Спорить не о чем. Но я добавил бы еще ко всем этим рассуждениям, что для писателя архиважным (прямо по-ленински) делом является мелодия. Без нее ни галлюцинация, ни ритм не помогут. Мелодия тянет повествование. Она - паутина, которую паук тянет из себя и на которую ловит мух. Он может взлететь на ней в небо или спуститься на землю. Скажете: мелодия - это тоже ритм. Соглашусь, но отчасти. Ритм - это корпускулы. Нужна еще волновая теория света (творческого, в данном случае).
И еще один момент. Не всегда ключевые фразы зримы. Вспомните Папу Хэма -о том, что человека можно уничтожить, но нельзя победить. Зримость здесь только символическая. Конечно, Старик к концу повести уже стал этим Символом, но все равно... Да и у Монтеня так сплошь и рядом.
Как говорили раньше на партийных собраниях - взять за основу и - с Богом! Если, конечно, Вы согласны со мной.
С уважениам,


Виорэль Ломов   11.01.2011 13:47     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик.

Я описываю лишь один аспект письма - зримость текста. В философских сочинениях тексты не должны быть зримыми. Вообще зримости текста явно недостаточно для того, чтобы сделать текст читабельным. В 19-ом веке скучнейшие писатели Панаев и Плещеев писали зримо, но читать их скучно! Есть очень много других аспектов, мной не описанных.

Приятно, что у нас мышление устроено похожим образом. Я говорю о "ритмической мелодии", может быть, "мелодия" лучше звучит, чем слово «ритм». Но к последнему слову я как-то привыкла. Я слышу сама и различаю в классических произведениях 4 "ритмических мелодии" разной природы. Помимо ритмики фразы есть еще «ритмическая мелодия композиции». Это то, что слышится с самого начала, основной сюджет и основные события. На основании этой мелодии мой мозг вырабатывает мелодию, которую я называю «темпом повествования» - это темп, или число строк, которое характеризует «ритмическую волну», т.е. смену напряжения и расслабления внимания. Именно темп повествования «тянет галлюцинацию», т.е. устанавливает ее на такое расстояние, чтобы ее описание вписывалось бы в нужное число строк. Далее идет считывание. Помимо ритмической волны напряжения и расслабления мозга есть еще ритмическая мелодия, характеризующая эмоции. Эмоции не зависят от внимания, они самостоятельны. Поэтому мозг еще непрерывно проверяет, вписывается ли «темп повествования» в «эмоциональную мелодию». Эмоциональная мелодия, в том числе, определяет красочность деталей, ибо красочные детали отвлекают внимание и сбивают темп повествования – когда еще мозг переварит красочные детали...! Красочные детали могут быть главным содержанием, как они являются им у Гоголя и в какой-то степени в прозе Пушкина. Но в случае Достоевского они недопустимы из-за отвлечения внимания от сюжета. Поэтому «толкает» произведение 3 ритмические мелодии разной природы. Во время письма мой мозг вначале вырабатывает ритмы, т.е. планирует произведение по страницам и абзацам, а лишь затем придумывает детали и эпизоды, чтобы эти строки заполнить.

Ольга Славянка   11.01.2011 23:55   Заявить о нарушении
Вот Вы и продолжили свой сюжет - сюжет статьи, с Вашим ритмом, темпом, мелодией. Очень хорошо и интересно.

Виорэль Ломов   12.01.2011 07:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «О законах алмазного языка» (Ольга Славянка)

Гармонию п РО п Ор ций Вы алмазную нашли.
В лучах сияете её, найдя свой ключик «для души».
Ищу я ключ другой, но он, увы, не мой…
http://www.proza.ru/2011/01/10/1626

С большим уважением,

Ермак Михаил   10.01.2011 23:12     Заявить о нарушении