Рецензия на «Когда умрут все трубадуры» (Ольга Славянка)

Трубадуры - (франц. troubadour - от прованс. trobador, от trobar - находить,слагать стихи), провансальские поэты-певцы 11-13 вв. Изысканная лирикатрубадуров воспевала рыцарскую куртуазную любовь, радости жизни (Бертранде Борн и др.).

Куртуазная любовь. Этим понятием обычно обозначают новую форму отношений между мужчиной и женщиной, которую современники называли «fine amour», т. е. «утонченная любовь». Историки литературы восстановили модель куртуазной любви по сoхранившимся поэтическим текстам того времени. Модель эта проста. В центре ее находится замужняя женщина, «дама». Неженатый мужчина, «юноша», обращает на нее внимание и загорается желанием. Отныне, пораженный любовью (любовь означала тогда исключительно плотское влечение), он думает только о том, чтобы овладеть этой женщиной. Для достижения цели мужчина делает вид, что подчиняется во всем своей избраннице. Дама — жена сеньора, нередко того, которому он служит, во всяком случае, она хозяйка дома, где он принят, и уже в силу этого является его госпожой. Мужчина, однако, всячески подчеркивает свое подчинение. Он, как вассал, встает на колени, он отдает себя, свою свободу в дар избраннице. Женщина может принять или отклонить этот дар. Если она, позволив себе увлечься словами, принимает его, она более не свободна, так как по законам того общества никакой дар не может остаться без вознаграждения. Правила куртуазной любви, воспроизводящие условия вассального контракта, по которому сеньор обязан вассалу теми же услугами, что получил от него, требуют от избранницы в конце концов предаться тому, кто принес себя ей в дар.

Однако дама не может располагать своим телом по своему усмотрению: оно принадлежит ее мужу. Все в доме наблюдают за ней, и если она будет замечена в нарушении правил поведения, ее объявят виновной и могут подвергнуть вместе с сообщником самому суровому наказанию.

Опасность игры придавала ей особую пикантность. Рыцарю, пускавшемуся в любовное приключение, надлежало быть осторожным и строго соблюдать тайну. Под покровом этой тайны, скрывая ее от посторонних глаз, влюбленный ожидал вознаграждения. Ритуал предписывал женщине уступить, но не сразу, а шаг за шагом умножая дозволенные ласки, с тем чтобы еще больше разжечь желание почитателя. Одна из тем куртуазной лирики — описание мечты влюбленного о наивысшем блаженстве. Он видит себя и свою даму обнаженными: вот наконец возможность осуществить свои желания. Однако по правилам игры он должен контролировать себя, бесконечно оттягивая момент обладания возлюбленной. Удовольствие, таким образом, заключалось не столько в удовлетворении желания, сколько в ожидании. Само желание становилось высшим удовольствием. В этом — истинная природа куртуазной любви, которая реализуется в сфере воображаемого и в области игры.

Модель поведения, представленная здесь, воссоздана по стихам, сочинявшимся для развлечения придворных...

Это мне пришлось углубиться в теорию... прежде чем я соглашусь или не соглашусь с Вашим мнением... Похоже, трубадуры не умрут.

Мерзавец   29.01.2011 13:11     Заявить о нарушении
Спасибо за экскурс в историю. Но вы больше увлекаетесь средневековьем. В настоящее время слово "трубадур" обрело переносное значение и используется, в основном, для обозначения бардов и лирических поэтов. У меня сложилось впечатление, что в современной прессе титулом "трубадура" чаще всего награждали Окуджаву и Высоцкого:

http://www.irrkut.narod.ru/raznoe/Bruk/PressaIzrail1.htm

Не. так уж много написано и о творчестве Высоцкого. Да и было оно в Советском Союзе за семью замками. Но замки не помогали. В десятках тысяч метрах, километрах магнитофонной пленки расходились по всей стане песни трубадура, властителя дум молодежи, выразителя ее надежд, стремлений.

===
http://www.shanson-plus.ru/forums/index.php?s=06120d0a66175bb078811d64e57887a3&showtopic=8721
В возрасте 42 лет перестало биться сердце Владимира Семеновича Высоцкого – трубадура миллионов русских людей, любимца всех зрителей маленького, но знаменитого театра на Таганке в Москве, а также телезрителей – “ Гамлета” , брехтовского “ Галилея” или “ Героя нашего времени” Лермонтова.

http://sem40.ru/culture/music/13126/
Окуджава, как и другие барды всех поколений – русские трубадуры, говорившие о политических и социальных проблемах, как например, Владимир Высоцкий, Иосиф Бродский, Евгений Клачкин и Александр Галич – является крупной фигурой в российской культуре.

====
Вот в этой статье http://irrkut.narod.ru/raznoe/Bruk/Trubadur.htm
МИХАЭЛЬ БЕН-ПАДОК
ТРУБАДУРЫ ПРОТИВ ОБСКУРАНТОВ
(Заметки о современной советской песенной поэзии)

====
http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=proza;action=print;num=1135597312
Кристина не праздный трубадур, она буквально болеет и живет каждой песней Окуджавы.

***

В связи с этим многие настолько привыкли к современному понятию "трубадур", что забыли откуда это слово появилось. Так что ваша статья может принести кому-то пользу.

Очень хочется надеяться, что трубадуры не умрут. К сожалению, есть и мрачные симптомы. Когда в Политехническом музее был вечер, мне не удалось прочитать это стихотворение – все время заняли другие выступающие. Некоторые из них писали стихи матом, так что мат звучал и в Политехническом музее.

Ольга Славянка   29.01.2011 20:56   Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга!
Я обязательно посмотрю все эти ссылки...

Тема действительно заинтересовала. Это потому что Вы довольно строго на страничке предупредили о правилах поведения. Ну и, совершенно очевидно, что текст - профессионально написан. (стихо)

Но куртуазная любовь... меня тоже в интересные "дебри" завела.

Всего наилучшего!

Мерзавец   30.01.2011 00:29   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ольга Славянка
Перейти к списку рецензий, написанных автором Мерзавец
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.01.2011