Рецензия на «Анкета для Чингисханши» (Роман Самойлов)

Здравствуйте, Роман!
Прочитала Ваш рассказ "Анкета" - очень яркая и стремительая вещь, как-то сразу она поселилась у меня в голове - и прочлась на одном дыхании. Сюжет сам по себе очень интересен и написано точно, по делу (наверное, так и должно быть в анкете: вопрос - ответ). Независимая Джамиля мечтает ответить на анкетные вопросы - провозгласить свой манифест, но никто ей анкету не предлагает - эта девочка стоит особняком в классе, наверное, это цена за ее самобытность и гордость.
Два лидера класса: Кирдаков - нарочитый (даже имя Джамили в анкете он написал не просто так, а с виньетками и особыми чернилами), правильный красавчик и кумир девчонок и Шмальнов - эдакий антигерой, но надежный, с сильными руками - такой не предаст, он же "падший ангел"(как хочется провести параллель с концовкой рассказа, когда Джамиля возводит Шмальнова обратно в ряды "серафимов и херувимов").
Мне очень понравилось то, что сказала Джамиле ее мама - почему-то вспомнился эпизод из Вашего рассказа "Ланселот Озерский", когда мама звонит главному герою и беспокоится за него...
Я как и остальные Ваши рецензенты, Роман, увидела, что автор здесь перевоплощается в женский образ (Джамиля) - мне кажется это наитруднейшая задача. Вот почему-то вспомнился бешено популярный роман "Одиночество в сети" - я в свое время "проглотила" эту вещь и мне очень понравилось, но все-таки когда автор описывал женские переживания и эмоции - я ему не верила...
Когда Джамиля не подозревает, что нравится Кирдакову я еще могу принять такое допущение (ведь ей же он безразличен), но когда все вокруг знают, что Шмальнов без ума от Джамили, а она сама "ни сном ни духом" - захотелось улыбнуться... Женщины очень хорошо знают, когда они кому-то нравятся - скорее может быть путаница в другую сторону (когда мы сами себе придумываем несуществующее).
Вот я стала вспоминать, ведь и в мои школьные годы были анкеты... Сейчас же все перенесено в интернет, даже взрослые люди играют в сети во всевозможные флеш-мобы - так хочется самовыразиться. Вот ведь действительно - глупейший вопрос "Твоя любимая песня", а вот поди-ка ответь "В чем для тебя смысл жизни?" или "Что для тебя любовь?"... Хотя я бы сейчас на последние два вопроса ответила бы одним словом - дети. Вот видите, Роман - с помощью Вашего рассказа немного привела в порядок мозги)))) - спасибо!

Хульетта   03.08.2011 01:52     Заявить о нарушении
Ольга, спасибо Вам за эту рецензию! Простите, что опять задержался с ответом – всё пластмассовый завод, днюю и ночую там.

Сразу хочу сказать несколько слов о перевоплощении в женский образ. Перечитал предыдущие рецензии – нет там ничего об этом самом перевоплощении :) Всё несколько иначе. Я выбираю для произведения Читательницу, поселяю её в своём воображении, и она начинает там хозяйничать. Я пишу так, как Она хотела бы прочитать. Простейший пример: если я знаю, что для Читательницы все автомобили делятся на красивенькие машинки и страшненькие, то и для меня они будут делиться так же, и я забуду о том, что существуют разные модели, каждая со своими особенностями. Нафига оно мне, если Читательнице не важно? Красивенькие и страшненькие – всё. Идём дальше. Берём конфликт – основу произведения. Мне не важно, как относятся к этому конфликту герои, и уж тем более – второстепенные персонажи. Даже если возникнет перекос в логике, если что-то будет выглядеть слишком наивным или наоборот – ужасно циничным. Они ведь всего лишь персонажи, что мне до них? Своё собственное отношение я оставляю при себе – оно в пределах текста тоже становится для меня несущественным. Важно только то, как всё воспримет Она, только её мнение существенно. Иногда я ограничиваюсь тем, что при написании прои просто мысленно обращаюсь к конкретной женщине, иногда задаю множество вопросов, корректирую, иногда вообще переписываю по нескольку раз – именно так было с «Анкетой».

Кстати, Оля – девочки узнают о том, что кому-то нравятся не каким-то мистическим образом – ведь правда? Ловят взгляды, словечки, провоцируют проявления чувств… Девочки кокетничают, проводят разведку, девочки сплетничают и обсуждают между собой всяческие романтические предположения, мальчишки тоже. Так и просачивается инфа. А теперь представьте: Джамиля – девочка замкнутая, с одноклассниками почти не общается, она строгая, совершенно не кокетка. Дальше. У Шмальнова в жизни несчастье – родители разводятся, влюблённость отодвигается на второй план, ему не до того, чтоб как-то проявлять свои чувства к девочке, которая ему – пусть даже очень – нравится. Откуда тут взяться пониманию взаимной симпатии? Другим всё видно, а им самим – нет. Так бывает. Особенно если парень по натуре созерцатель, а девочка строит из себя неприступную крепость. Пока не появится соперник, он так и будет созерцать, любоваться со стороны, а она - поглядывать с крепостной стены и ждать.

Ещё раз спасибо за отклик, Оля!

А закрытие страницы – это ведь временная мера. Никто не закрывается навсегда. И какой смысл держать страницу открытой, если я так сильно занят, что чуть не целую неделю не могу ответить на рецу – это ведь может кого-то обидеть, а я всё время переживаю.

Роман Самойлов   07.08.2011 11:52   Заявить о нарушении
Оля, я удалил свою последнюю рецу Вам - слишком резко я высказался в ней о здешних обитателях, и так огульно... Понимаю, что мог обидеть того, кого не хотел.

Роман Самойлов   07.08.2011 11:57   Заявить о нарушении
Хорошо, Рома, правильно, что стерли... Я знаю, что Вы умный и тактичный человек и не хотели никого обидеть.
С удовольствием и пользой для себя прочла о том, как Вы работаете над Вашими произведениями, спасибо!
Про Джамилю могла бы поспорить (девочка-то красивая и явно не синий чулок) - но не буду, ведь это действительно не принципиально - просто написала Вам тогда то, где у меня была несостыковка. А рассказ - хороший и добрый.
Удачи Вам в работе - не пропадайте надолго!)))
С теплом,
Ольга.

Хульетта   07.08.2011 18:13   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Роман Самойлов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Хульетта
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.08.2011