Рецензия на «Как бы я боролся с христианством» (Артем Ферье)

Добрый день,

Артём, я это все где-то читал... А именно - у Ницше. Античная цивилизация цвела и пахла - но ее погубили эти святоши, христиане с их проповедями о смирении, аскезе и неумытости.

Но вы сами пишите: если христианство адекватно, можно с христианством - а можно и без сего учения. Так, во всяком случае, я понял вашу мысль. Отлично. К седьмому веку от Р.Х. христианство было уже вполне себе адекватным учением в бывшей римской империи. Сильные мира сего вели весьма роскошный образ жизни, получали удовольствие от зрелища ослепляемых соперников, обезглавленных еретиков - и рабу не бросали ничего крупнее медной монетки, если на то еще было хорошее настроение. Константинополь был городом контрастов и роскошь богатых приятно ассоциировала с ничтожеством бедных.

Тем не менее, деградация византийцев продолжалась. И закончилась она в памятном тысяча четыреста пятьдесят третьем году под натиском турков-османов. И причина ее была даже не в силе турков - а скорее, в прогрессирующей слабости греков, которые после взятия их столицы латинянами вообще рассыпались на множество маленьких империй.

Таким образом, мне все же кажется, что сводить возвышение или падение ТОЛЬКО ЛИШЬ к религии - неверно. Да, христиане учинили культурный погром античной цивилизации - но уже к третьему веку античная наука полностью застопорилась; а первые признаки этой стагнации проявились уже в начале Принципата. И уже Октавиан Август был вынужден принимать законы для повышения рождаемости. Вот вы замечаете: беда римлян была не в том, что они приняли христианство, а в том, что они ментально УЖЕ были готовы принять это учение. Следственно, следует обратить внимание не на учение, а на это самое ТО, которое вполне подготовило римлян к христианизации. Вопрос же о том, было ли принятие христианства злом или добром - вообще, тема отдельного разговора. В политическом смысле оно способствовало концентрации власти в руках у кесаря. Один бог, один монарх, одни законы. А в Западной Европе за века своего существования католическая церковь идеально подстроилась под феодальный строй. Следственно, первичное здесь римский цезаризм и варварские порядки европейцев - а не христианство, которое помогло составить новые общества, раз старые уже сгнили и ни на что уже не годились.

С уважением,
Мехти Али.

Мехти Али   12.10.2011 15:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте.

Разумеется, я читал "Антихристианина" Ницше. И я действительно разделяю многие его мысли о вероучении Христа и о его извращении христианской церковью (какой бы то ни было конфессии).

Но мне казалось, что я сумел выразить свою главную мысль: проблема была не в христианстве, даже если считать его вредоносным вирусом. Проблема была в НЕСПОСОБНОСТИ античного общества противостоять этому вирусу. В неспособности понять, что любые карательные действия против христиан - только укрепляют эту религию. Ну, у них не было иммунитета и они вообще не понимали, с чем имеют дело. А потому - трепыхались бездарно, наподобие человека, который борется с гриппом, тыча себе иголками в вены, в надежде поразить микробов.

И я не свожу падение античного мира только лишь к религии (к нашествию христианства). Да нет, если называть вещи своими именами - этот мир, некогда блистательный, действительно прогнил и ослаб до того, что стал лёгкой добычей антиматериального вероучения (и это случай, что именно христианство стало таким вероучением; но не оно - так другая была бы какая-нибудь мистическая религия). Вот почему он так прогнил и ослаб, античный мир, - это главный вопрос (но кратчайший ответ: потому что Римская Империя стала единственной и бесконкурентной политической силой на всём зримом ею пространстве).

И я, конечно, мечтаю, как бы парировал христианскую угрозу на месте римлян ("лаской, только лаской"), но прекрасно понимаю, что для них, в тогдашних реалиях, это было невозможно.

Всего наилучшего,
Артём

Артем Ферье   16.10.2011 05:10   Заявить о нарушении
Но тогда в данный момент мы имеем следующий феномен: западная цивилизация тоже стала жертвой антиматериального учения - либерализма с его положениями, все более отрывающимися от реальности. И если приглядеться к тому, что разъедает тело западной цивилизации, мы увидим, что большинство этих учений, - хотя бы, феминизм, - имеют ярко выраженную левацкую форму и окрашены в той или иной степени социалистический оттенок.

Иными словами - они тоже антиматериальны. Между тем, христианство, как сила, способная оказывать воздействие на умы, уже давно сошла на нет. Тем не менее, деградация продолжается. Самое печальное - Запад все более теряет свою производственную культуру, производственные мощности перемещаются в мир желтой расы, в первую очередь - Китай. Более всего в США меня поразило засилие продукции из Юго-Восточной Азии. Автомобили - "Хонда", компьютеры все собраны в Китае и Малазии, даже детские коляски - и те китайские. Разумеется, мне приходилось слышать доводы либералов а-ля доктор Панглос: "все к лучшему в лучшем из миров!!!". Мол, мы передадим желтолицым в руки грязную работу - а сами будем "творить", то есть создавать "виртуальные ценности": программное обеспечение, разрабатывать новые инженерные решения (которые будут реализоваваться в Третьем мире), дизайн и т.д. и т.п. Но ведь это и есть антиматериальность - просто нового вида. Современные западные люди просто не хотят иметь дело со столь тяжким для артистического духа современного декаданса занятием, как производство. Радикально технократизировать производство и быт они тоже не пожелали - но японцы с их рекордно низкой рождаемость пошли именно по этому пути. Запад выбрал наихудшее - привлечение мигрантов для грязных работ у себя и перемещение производства в Азию. Все это ядовитые всходы идей Франкфуртской школы, с их отрицанием разума и апологетикой самых невыносимых для простого здравого смысла учений.

В результате имеем то, что имеем - критическое падение цивилизационной мощи и престижа Запада.

Следственно - дело тут не в христианстве. Возможно, мы придем к согласию, что падению цивилизаций способствует уход от действительности в "мистицизм" в самом широком смысле этого слова, как вы и сами это заметили в своем пассаже о мистических религиях; но останется еще один вопрос: что же вызывает само это желание?

Мехти Али   16.10.2011 10:14   Заявить о нарушении
Вы даете ответ: безальтернативность. Вообще, это ваше замечание - глубокое и должно учитываться, как один из важных факторов. Если обратиться к биологии, мы увидим, что разрушение любой, даже самой устойчивой экосистемы начинается с существенного обеднения биоразнообразия. Если же мы будем рассматривать это положение в сфере этнологии, культуры и политики, получим: монопольное господство одного этноса, государства, идеи рано или поздно приводит к тому, что при кризисе просто не находится силы, которая могла бы заместить элементы в ослабевшей конструкции.

Но возникновение безальтернативности в вышеуказанных областях тоже имеет свои корни - как обеднение биоразнообразия обычно связано с масштабными изменениями климата.

Мехти Али   16.10.2011 10:44   Заявить о нарушении
Невольно вспомнил стихотворный памфлет в "Сатириконе" блистательного Петрония Арбитра. Эта импровизация, хотя и без всякого сомнения, насквозь проникнутая античным троллингом, хорошо отражает положение в тот период, когда римская интеллектуальная элита еще не была затронута христианством:

Римлянин царь-победитель владел без раздела вселенной;
Морем, и сушей, и всем, что двое светил освещают.
Но ненасытен он был. Суда, нагруженные войском,
Рыщут по морю, и, если найдется далекая гавань
Или иная земля, хранящая желтое злато,
Значит, враждебен ей Рим.
Среди смертоносных сражений
Ищут богатства. Никто удовольствий избитых не любит,
Благ, что затасканы всеми давно в обиходе плебейском.
Так восхваляет солдат корабельный эфирскую бронзу;
Краски из глубей земных в изяществе с пурпуром спорят.
С юга шелка нумидийцы нам шлют, а с востока серийцы.
Опустошает для нас арабский народ свои нивы.
Вот и другие невзгоды, плоды нарушения мира!
Тварей лесных покупают за злато и в землях Аммона,
В Африке дальней спешат ловить острозубых чудовищ,
Ценных для цирка убийц. Чужестранец голодный, на судне
Едет к нам тигр и шагает по клетке своей золоченой,
Завтра при кликах толпы он кровью людскою упьется.
Горе мне! Стыдно вещать про позор обреченного града!
Вот, по обычаю персов, еще недозрелых годами
Мальчиков режут ножом и тело насильно меняют
Для сладострастных забав, чтоб назло годам торопливым
Истинный возраст их скрыть искусственной этой задержкой.
Ищет природа себя, но не в силах найти, и эфебы
Нравятся всем изощренной походкою, мягкостью тела,
Нравятся кудри до плеч и одежд небывалые виды, -
Все, чем прельщают мужчин. Привезенный из Африки ставят
Крапчатый стол из лимонного дерева (злата дороже
Та древесина); рабы уберут его пурпуром пышным,
Чтобы он взор восхищал. Вкруг этих заморских диковин,
Всеми напрасно ценимых, сбираются пьяные толпы.
Жаден бродяга-солдат, развращенный войной, ненасытен:
Выдумки - радость обжор; и клювыш из волны сицилийской
Прямо живьем подается к столу; уловляют в Лукрине
И продают для пиров особого вида ракушки,
Чтоб возбуждать аппетит утомленный. На Фасисе, верно,
Больше уж птиц не осталось: одни на немом побережье
Средь опустевшей листвы ветерки свою песнь распевают.
То же безумство на Марсовом поле; подкуплены златом,
Граждане там голоса подают ради мзды и наживы.
Стал продажен народ, и отцов продажно собранье!
Любит за деньги толпа; исчезла свободная доблесть
Предков; вместе с казной разоренный лишается власти.
Рухнуло даже величье само, изъедено златом.
Плебсом отвергнут Катон побежденный; но более жалок
Тот, кто, к стыду своему, лишил его ликторских связок.
Ибо - и в этом позор для народа и смерть благонравья! -
Не человек удален, а померкло владычество Рима,
Честь сокрушилась его. И Рим, безнадежно погибший,
Сделался сам для себя никем не отмщенной добычей.
Рост баснословный процентов и множество медной монеты -
Эти два омута бедный народ, завертев, поглотили.
Кто господин в своем доме? Заложено самое тело!
Так вот сухотка, неслышно в глубинах тела возникнув,
Яростно члены терзает и выть заставляет от боли.
В войско идут бедняки и, достаток на роскошь растратив,
Ищут богатства в крови. Для нищего наглость - спасенье.
Рим, погрузившийся в грязь и в немом отупенье лежащий,
Может ли что тебя пробудить (если здраво размыслить),
Кроме свирепой войны и страстей, возбужденных оружьем?

Мехти Али   16.10.2011 13:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Артем Ферье
Перейти к списку рецензий, написанных автором Мехти Али
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.10.2011