Рецензия на «Шекспир и симулякры» (Светлана Твердохлебова)

Уважаемая Светлана! Мне думается, у Вас с самого начала неверный (и, конечно же, навязанный литературными бюрократами) посыл: "ведь мы не знали, что есть такое понятие - культура вещей". Как это не знали??? Дуболомы-литбюрократы, конечно же, забыли Пушкина. А Вы-то, молоденькая-то? "Как денди лондонский одет" - это в начале "Евгения Онегина" (вспомните, был такой роман у Пушкина). А дальше-то - про ножнички, щипочки-то, как он одевается. Ну, ладно, Пушкин. Может, не читали. Но возьмите Льва Толстого - у того-то мир крайне предметен. А Бунин с его описаниями дворянских усадеб на их излете.А дворянские гнезда Тургенева... Ну, хотя бы кого-нибудь из них прочтите!
Может, Вы из аула или из глухого села? Ну, тогда знайте, Есенин есть на свете, поэт, родом из богатых крестьян. А у него великолепный предметный мир: курит облаком болото, "Я иду долиной на затылке кепи, в лайковых перчатках..."
В общем, почитайте что-нибудь.
С уважением,

Юрий Евстифеев   13.11.2011 22:51     Заявить о нарушении
Спасибо за тонкое замечание. Ваше рассуждение верно, но само по себе. Я, вообще-то, имела в виду советское время, это видно в контексте статьи (я же пишу о переломном моменте в сознании людей!). Нет, культура вещей была и в советское время, и свои стили. Я же говорю о понятии "культа", о чём пометила в скобках. Ещё можно вспомнить слово "культивировать" (взращивать, воспитывать). Тогда действительно не было культа вещей, по крайней мере, в официальной пропаганде, Вы же не будете отрицать? А привязанность к вещам диагностировалась как "мещанство", о которое, кстати, немало писателей копий сломало. Об этом у меня есть интересная статья "Тема мещанства и конформизма в литературе застойного периода", скоро опубликую. Если Вы её прочтёте, Вы поймёте, что кое-что я всё-таки читала. А хотя бы про Блока моего прочтите. У меня вообще ряд любопытных работ по литературе, в том числе и об "Евгении Онегине".

Светлана Твердохлебова   14.11.2011 14:43   Заявить о нарушении
Не обижайтесь! Я хочу только хорошего, и, поверьте мне, в советское время подражали Западу так же машинально, как и при жизни Пушкина. И писали об этом замечательно: возьмите начало рассказа "Двое в декабре" Юрия Казакова или выпендрежи Аксенова. Я просто хотел сказать: если очень большие таланты "культуру вещей" видели, то мы, от них, не могли о ней не знать.
Литераторы живут в окружении литературы. И только литбюрократы "ежедневно слезают с дерева" и требуют такого же от своих студентов.

Юрий Евстифеев   14.11.2011 15:30   Заявить о нарушении
Вы припомнили писателей, которых считали в своё время "инакомыслящими". Конечно, Козлова в меньшей степени. Но я что-то не заметила ни у того, ни у другого повышенного внимания к предметной среде. Напротив, это писатели-романтики и идеалисты.

Светлана Твердохлебова   14.11.2011 15:43   Заявить о нарушении
Казаков - это отнюдь не Козлов. И его инакомыслящим никто никогда не считал. Он писал "лирические агитки". Там мир сугубо предметен: одни "холодные лиловые черви" дорогого стоят!Аксенов был весьма преуспевающим писателем в СССР до "Метрополя", и его мир - тоже предметен: в "Скажи изюм" мажоры, как скоты, глядят на первый американский мини-магнитофон, одежи героев расписаны крайне подробно.
С уважением,

Юрий Евстифеев   14.11.2011 16:54   Заявить о нарушении
Ну да, эти авторы - представители молодёжной прозы, весьма популярной в 60-х. Её ещё называли исповедальной, благодаря именно таким авторам, как Казаков.Однако, кажется мне, что наша полемика зашла в тупик, потому что мы говорим о разных вещах. Предметная среда - она и в Африке предметная среда. Вы рассуждаете о таланте писателей изображать предметный мир. Я говорю о мировоззрении, в котором вещи отведена главенствующая роль.

Светлана Твердохлебова   14.11.2011 17:29   Заявить о нарушении
Уважаемая Светлана! Я вынужден констатировать, что Вы не только мало знаете литературу, но и не хотите ее знать. вынужден - после Вашей фразы о том, что Юрий Казаков - представитель молодежной прозы 60-х... Это нечто!

Юрий Евстифеев   15.11.2011 08:12   Заявить о нарушении
Для студентки Литинститута я знаю литературу, пожалуй, мало. Для среднестатистического обывателя - я неплохо начитана. Но скоро госэкзамены, а это значит, что в ближайшее время я узнаю литературу значительно лучше :). Я много читаю неизвестных авторов 20 века. У нас золотые россыпи, о которых никто не знает. Лучше бы их переиздавали.
Вы слишком категоричны. Официально Казаков не причислен к молодёжной прозе. Но кое-где я встречала и отнесение его к этому направлению. Да и почему нет? Ведь отдельные приметы налицо: молодой герой; исповедальность; внутренний монолог. И даже экзистенциальные мотивы, что больше свойственно западной литературе. Вы как мой профессор Комаров из ВГИКа, зарезавший в своё время моё авторское исследование на основании того, что "Ренуар никак не принадлежал к направлению поэтического реализма французского кино". Я тогда сникла, а сейчас готова биться об заклад, что Ренуар был "поэтическим реалистом" на раннем этапе! Потому как все приметы налицо. Чтобы анализировать кино и литературу, надо обладать гибким, ассоциативным мышлением, тут топорный взгляд ни к чему, иначе можно не заметить характерных явлений.

Светлана Твердохлебова   16.11.2011 12:38   Заявить о нарушении
Все гораздо проще. Прочтите "Двое в декабре" (начало хотя бы), "Вон бежит собака" (весь рассказ). представление о Юрии Павловиче Казакове у вас и появится. Желаю Вам всяческих успехов!

Юрий Евстифеев   16.11.2011 16:05   Заявить о нарушении
Спасибо! Я читала его раньше, как Вы не поняли? Конечно, это не мой автор, признаюсь. Только что перечла "Двое в декабре". Ну и что особенного в его начале? Где противоречие тому, что я сказала в предыдущем замечании? Что-то хемингуэевское вижу явственно.

Светлана Твердохлебова   16.11.2011 16:35   Заявить о нарушении
Итак,

Юрий Казаков
Двое в декабре

"Он долго ждал ее на вокзале. Был морозный солнечный день, и ему все нравилось: обилие лыжников и скрип свежего снега, который еще не успели убрать в Москве. Нравился и он сам себе: крепкие лыжные ботинки, шерстяные носки почти до колен, толстый мохнатый свитер и австрийская шапочка с козырьком, но больше всего лыжи, прекрасные клееные лыжи, стянутые ремешками."
Разве после этого можно сказать, не соврав, что мы (Вы, я, покойный Казаков) не знали ничего о культуре вещей? А ведь с опровержения этого Вашего посыла и начинался у нас с Вами разговор.

Юрий Евстифеев   16.11.2011 17:22   Заявить о нарушении
Я ещё держусь, хотя, если честно, готова была сдаться. Итак, откроем Яндекс, что есть Культура? "Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей…"
В тех книгах, которые Вы приводите в свой аргумент, есть тонкое описание предметного мира, но там не представлена культура вещей. Ведь, исходя из вышеизложенного определения понятия "культура", оно предполагает активное отношение (возделывание, воспитание, развитие, почитание)человека к избранному поприщу. Значит, моя догадка о родственности слова "культура" к словам "культ" и "культивировать" была правильной. Когда в тексте писателей мир сугубо предметен, речь ещё не должна вестись о понятии "культура вещей", ведь "культура" - это целенаправленное действие, а здесь вещи - вовсе не самоценны для героев. Я же говорю о явлении, когда человек сознательно окружает себя вещами, и для него возделывание предметной среды - самоцель, абсолютная ценность. И я писала об общественном явлении, а вовсе не литературном.

Светлана Твердохлебова   16.11.2011 19:16   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Светлана Твердохлебова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрий Евстифеев
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.11.2011