Рецензия на «Жизнь на десерт» (Горхур)

Ну что же, дружище, я снова вернулся к этому рассказу. Все-таки удивительным образом сходятся некоторые идеи: на "Грелке", если помнишь, мне тоже довелось "про зомби" порассуждать. Пустяк, а все равно приятно. Но - к делу. По сути, здесь мы имеем дело с овеществлением и обоснованием того, что принято называть эскапизмом. Хотя и "для избранных", причем непонятно кем и почему. Читатель не знает предыстории: почему, откуда, с чего началась эта НАСТОЯЩАЯ жизнь; очевидно же, что так было не всегда, ибо в противном случае прятаться не пришлось бы. Впрочем, герои рассказа вовсе не обязаны знать причины - хотя есть некоторые сомнения относительно Стаса; но про него поговорим отдельно, равно как и про остальных героев. Рассказ понравился, не в последнюю очередь именно этим вывертом, своеобразной инверсией эскапизма. Но вот сомнений и вопросов хватает; об этом и поговорим.
Сомнение первое: название.
Честно говоря, его смысл от меня ускользает. Почему вдруг "на десерт"? Ничего и никого герои не едят, чтобы подобный десерт получить. Можно долго рассуждать о "завершающем блюде" настоящей жизни, венчающем обыденность, но... Как-то резковато получилось; не уверен, что это оправдано.
Сомнение второе: логика.
Тут несколько не слишком значительных, но цепляющих моментов. Они не касаются логики происходящего вообще, только поведения, пожалуй. Первый: что-то я сомневаюсь, что друзья стали бы обсуждать столь необычную тему в присутствии Димки. Особенно второй раз. Сам подумай: каково было бы Стасу при сыне признаваться в том, что он боится?
Остальные связаны со Стасом. Для начала - размышления о страхе. Мне почему-то кажется, что тут иной акцент. Герой боится не столько необходимости (гипотетической, надо заметить) что-то менять в жизни. Он логик, поэтому для него страшнее вдруг осознать, что стройная и устойчивая картина мира, в котором он привык жить, неверна. Принять новое знание равносильно признанию собственной несостоятельности, неверности логики - а ведь он привык к собственной правоте, убежден в ней! - и необходимости перестраивать свой мир вопреки привычному образу мышления. Именно потому он, как ты справедливо заметил, ищет рациональное (с прежней позиции) объяснение встрече с зомби. Кстати, по той же причине он, скорее всего, просто не стал бы делиться сомнениями с Сергеем: тот романтик, и, следовательно, не советчик при поиске логики. К разговору с другом Стас уже придумал бы версию и держался ее; вероятно, даже с изрядной долей юмора. Только наглядная демонстрация выбила бы его из привычного русла - и из сознания заодно. А остальные разговоры уже потом... И еще из логики: мне как-то слабо верится, что сейчас встречаются люди, не знакомые с творчеством Профессора. Хотя бы по фильмам.
Мне еще кажется почему-то, что не стал бы Стас, приняв решение попытаться изменить себя, сразу же, сходу, отказываться от попытки - мол, не получается и все. Прежний мир разрушен, факты слишком сильная штука и встроить их в старую картинку не получится. А не выстраивать достаточно жесткий, устойчивый каркас реальности такие люди просто не могут.
А вообще рассказ получился интересный - пусть и не совсем однозначный. Спасибо, с удовольствием прочел.

Дистен   02.12.2011 13:55     Заявить о нарушении
Спасибо, дружище, за подробный отзыв.
По названию: ага, смысл именно таков - вторая жизнь, которая начинается, когда кажется, что всё уже в прошлом, обеду настал полный конец. И причём это именно десерт - если верить Сергею. Ведь во второй жизни человек становится куда более свободным и имеет больше возможностей быть счастливым.
По поведению. Стас, как мне кажется, не совсем сухой логик. Из рассказа понятно, что живут они с сыном вдвоём. Чаще всего такое происходит, если жена умерла (если жива, то дети в большинстве случаев остаются с матерью при разводе).
И, возможно, именно смерть жены изменила Стаса. Заставила его "окопаться с тем, что есть, и держать оборону" - чтобы, не дай Бог, не поставить под угрозу хотя бы такое благополучие семьи. Ведь кроме него, позаботиться о сыне уже некому.
Я писал Стаса именно с таким прицелом.
Признаваться при сыне, что боится? В состоянии такого потрясения - почему бы нет? Когда настолько выбит из колеи - всё возможно.
По страхам.
Да, и страх перед "неверной картиной мира" тоже есть. Потому, что это опять же означает необходимость перемен в себе, в своём мышлении.
Может, он и придумал бы рациональную версию произошедшего - если бы было время. Но они приехали из парка - и сразу на кухню. А до этого Стас от сердечного приступа отходил - до версий ли?
А насчёт творчества Профессора... лично знаю людей, которые о нём не слышали - пока я не рассказал.
Что же до отказа от попытки измениться... Мы ведь рассматриваем очень короткий отрезок времени. Основные события происходят в вечер-ночь. А потом герой умирает. Тоже мало помогает собиранию мыслей в кучу. То есть, может, он и решил измениться, и захотел, и - изменился бы, дай ему время, но по состоянию на момент воскрешения сила реакции ещё слишком велика. Стас чуток успокоился, утром всё видится в несколько ином свете - в итоге он инстинктивно даёт задний ход. Ради самосохранения.
Это как мне видится.
Но понимаю, что в рассказе полез в дебри человеческой души. А тут каждый ситуацию на себя примеряет. Кому-то всё будет достоверным казаться, кому-то - не очень.
Больше всего радует, что вообще захотелось - примерить на себя и подискутировать.
Спасибо тебе ещё раз за отзыв!

Горхур   02.12.2011 14:23   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Горхур
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дистен
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.12.2011