Дистен - написанные рецензии

Рецензия на «Жизнь на десерт» (Горхур)

Ну что же, дружище, я снова вернулся к этому рассказу. Все-таки удивительным образом сходятся некоторые идеи: на "Грелке", если помнишь, мне тоже довелось "про зомби" порассуждать. Пустяк, а все равно приятно. Но - к делу. По сути, здесь мы имеем дело с овеществлением и обоснованием того, что принято называть эскапизмом. Хотя и "для избранных", причем непонятно кем и почему. Читатель не знает предыстории: почему, откуда, с чего началась эта НАСТОЯЩАЯ жизнь; очевидно же, что так было не всегда, ибо в противном случае прятаться не пришлось бы. Впрочем, герои рассказа вовсе не обязаны знать причины - хотя есть некоторые сомнения относительно Стаса; но про него поговорим отдельно, равно как и про остальных героев. Рассказ понравился, не в последнюю очередь именно этим вывертом, своеобразной инверсией эскапизма. Но вот сомнений и вопросов хватает; об этом и поговорим.
Сомнение первое: название.
Честно говоря, его смысл от меня ускользает. Почему вдруг "на десерт"? Ничего и никого герои не едят, чтобы подобный десерт получить. Можно долго рассуждать о "завершающем блюде" настоящей жизни, венчающем обыденность, но... Как-то резковато получилось; не уверен, что это оправдано.
Сомнение второе: логика.
Тут несколько не слишком значительных, но цепляющих моментов. Они не касаются логики происходящего вообще, только поведения, пожалуй. Первый: что-то я сомневаюсь, что друзья стали бы обсуждать столь необычную тему в присутствии Димки. Особенно второй раз. Сам подумай: каково было бы Стасу при сыне признаваться в том, что он боится?
Остальные связаны со Стасом. Для начала - размышления о страхе. Мне почему-то кажется, что тут иной акцент. Герой боится не столько необходимости (гипотетической, надо заметить) что-то менять в жизни. Он логик, поэтому для него страшнее вдруг осознать, что стройная и устойчивая картина мира, в котором он привык жить, неверна. Принять новое знание равносильно признанию собственной несостоятельности, неверности логики - а ведь он привык к собственной правоте, убежден в ней! - и необходимости перестраивать свой мир вопреки привычному образу мышления. Именно потому он, как ты справедливо заметил, ищет рациональное (с прежней позиции) объяснение встрече с зомби. Кстати, по той же причине он, скорее всего, просто не стал бы делиться сомнениями с Сергеем: тот романтик, и, следовательно, не советчик при поиске логики. К разговору с другом Стас уже придумал бы версию и держался ее; вероятно, даже с изрядной долей юмора. Только наглядная демонстрация выбила бы его из привычного русла - и из сознания заодно. А остальные разговоры уже потом... И еще из логики: мне как-то слабо верится, что сейчас встречаются люди, не знакомые с творчеством Профессора. Хотя бы по фильмам.
Мне еще кажется почему-то, что не стал бы Стас, приняв решение попытаться изменить себя, сразу же, сходу, отказываться от попытки - мол, не получается и все. Прежний мир разрушен, факты слишком сильная штука и встроить их в старую картинку не получится. А не выстраивать достаточно жесткий, устойчивый каркас реальности такие люди просто не могут.
А вообще рассказ получился интересный - пусть и не совсем однозначный. Спасибо, с удовольствием прочел.

Дистен   02.12.2011 13:55     Заявить о нарушении
Спасибо, дружище, за подробный отзыв.
По названию: ага, смысл именно таков - вторая жизнь, которая начинается, когда кажется, что всё уже в прошлом, обеду настал полный конец. И причём это именно десерт - если верить Сергею. Ведь во второй жизни человек становится куда более свободным и имеет больше возможностей быть счастливым.
По поведению. Стас, как мне кажется, не совсем сухой логик. Из рассказа понятно, что живут они с сыном вдвоём. Чаще всего такое происходит, если жена умерла (если жива, то дети в большинстве случаев остаются с матерью при разводе).
И, возможно, именно смерть жены изменила Стаса. Заставила его "окопаться с тем, что есть, и держать оборону" - чтобы, не дай Бог, не поставить под угрозу хотя бы такое благополучие семьи. Ведь кроме него, позаботиться о сыне уже некому.
Я писал Стаса именно с таким прицелом.
Признаваться при сыне, что боится? В состоянии такого потрясения - почему бы нет? Когда настолько выбит из колеи - всё возможно.
По страхам.
Да, и страх перед "неверной картиной мира" тоже есть. Потому, что это опять же означает необходимость перемен в себе, в своём мышлении.
Может, он и придумал бы рациональную версию произошедшего - если бы было время. Но они приехали из парка - и сразу на кухню. А до этого Стас от сердечного приступа отходил - до версий ли?
А насчёт творчества Профессора... лично знаю людей, которые о нём не слышали - пока я не рассказал.
Что же до отказа от попытки измениться... Мы ведь рассматриваем очень короткий отрезок времени. Основные события происходят в вечер-ночь. А потом герой умирает. Тоже мало помогает собиранию мыслей в кучу. То есть, может, он и решил измениться, и захотел, и - изменился бы, дай ему время, но по состоянию на момент воскрешения сила реакции ещё слишком велика. Стас чуток успокоился, утром всё видится в несколько ином свете - в итоге он инстинктивно даёт задний ход. Ради самосохранения.
Это как мне видится.
Но понимаю, что в рассказе полез в дебри человеческой души. А тут каждый ситуацию на себя примеряет. Кому-то всё будет достоверным казаться, кому-то - не очень.
Больше всего радует, что вообще захотелось - примерить на себя и подискутировать.
Спасибо тебе ещё раз за отзыв!

Горхур   02.12.2011 14:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Черная тварь» (Инна Слепцова)

В процессе чтения постоянно ловил себя на мысли: описание происходящего, сама мозаичность изложения напоминают нечто знакомое. "Акт" 4 окончательно расставил точки над всякими буквами: Андрей Дашков, "Умри или исчезни!". Только там объем существенно больше, натурализма еще на порядок накручено... И развязка. Знаете, она показалась неожиданно простой - и это несколько смазало впечатление. Хотелось этакого выверта, пусть и незначительного; не знаю - полунамёка на возможность самостоятельного, независимого существования твари. А уж дальше пусть читатель сам решает...
С уважением,

Дистен   30.09.2011 21:16     Заявить о нарушении
Рецензия на «Иллюзия бытия» (Александр Лобынцев)

Трудно написать что-либо принципиально новое, а уж при подобном выборе темы и подавно. ВидЕния прошлого - реальные, галлюцинации, генетическая память и т.д. - встречаются регулярно: вспомнить хотя бы Ефремова, например, или "Эстафету разума" Шалимова. Остается только пытаться соответствовать заданному уровню. На мой взгляд, для этого мало мелькающих калейдоскопом картинок: сами эти фрагменты должны быть яркими, запоминающимися, завораживающими. Увы - мне кажется, что в рассказе именно красок, каких-то фиксирующих внимание деталей не хватает. А вот не слишком объяснимых моментов... впрочем, не о них сейчас, а об общем впечатлении. Захотите - напишу потом подробнее свои сомнения.
Однако пару "ляпов" отмечу: "Развожу плечами" - хм...
"Максим Олегович Фёдоров, одна тысяча восемьдесят девятого года рождения. Филолог. Историк. Некогда известный писатель-фантаст" - Ну да, ну да. Историк и писатель-фантаст XI века...
С уважением,

Дистен   30.09.2011 18:03     Заявить о нарушении
Спасибо за мнение.
Да, ляпы есть, ошибки. Всё так.
И работа, вообщем-то, наверное, слабая.
Так что большое спасибо ещё раз за рецензию. Уважаю честное мнение, уважаю тех, кто пишет вдумчивые комментарии и тратит своё время.

Александр Лобынцев   30.09.2011 18:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «И наступило лето» (Марина Ясинская)

Помню Ваш рассказ по конкурсу, с удовольствием перечитал еще раз. Кажется, были у коллег претензии к отсутствию объяснения причин описанного мироустройства (я же ничего не путаю?); а мне и тогда казалось, что в этом особой необходимости нет. Не о том рассказ вовсе. Так что большое Вам спасибо, что ограничились минимумом. С уважением,

Дистен   25.08.2011 18:37     Заявить о нарушении
Да, Вы правы, были и такие, кто просил всё разжевать и в рот положить :)
Обычно я читателю оставляю "пространство" для фантазии - что-то додумать самому, что-то самому представить. Знаю, что не всем читателям это нравится - но на всех так и так не угодить.
Большое спасибо за отзыв!

Марина Ясинская   15.09.2011 20:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Трудные эмоции - непозволительная роскошь» (Людмила Шахнович)

Вы нарисовали страшную картину, если вдуматься. Несмотря на вроде бы оптимистичный финал. Дети без эмоций и привязанностей (ибо "Мы благодарны вам..." - всего лишь слова), не понимающие своих родителей, чья любовь - лишняя, непозволительная и трудная эмоция, которая лишь мешает. И непонятые, разумеется, тоже. Этакая вариация "Гадких лебедей". Картина получается тем более тревожная, что дети-индиго собираются спасать не человечество как таковое и даже не людей, пусть даже отдельных - они собираются спасать Землю. Судя по названию проекта, им предстоит возрождать из пепла - но что именно? Трудно отделаться от мысли, что построить новое на пепелище всегда проще, чем "починить" имеющееся. Будем надеяться, что такое решение не будет принято?
С уважением,

Дистен   05.08.2011 22:06     Заявить о нарушении
Слава Богу, вы разглядели главное. Именно так я и рисовала свой хорор. Дети-индиго уже появились, они РЕАЛЬНО существуют, что они себе думают - не известно. Вывод: если сами не начнём СВОЁ спасение, как мыслящей формации, может мы "не подойдём" спасателям и нас просто спишут в утиль? Рассказ-предостережение, но не в лоб. С уважением, я.

Людмила Шахнович   05.08.2011 22:31   Заявить о нарушении