Рецензия на «Комплекс Иуды» (Антон Чижов)

Текст выписан такими крутыми, экстатическими мазками, которые, будто тысячи камертонов начинают возбуждать, резонировать в читателе не подчиненные разуму эпилептоидные порывы. Будто бы, оценивая холст русского еврея и в то же время французского художника Хаима Сутина (ну, скажем выписанный дрожащим пальчиком левой ступни аляповатый натюрморт с разделанной тушей забитого быка), начинаешь слышать отраженное эхо падающих тетрадрахм в количестве 30. Но совершать суицид путем через повешение на яблоне как-то не хочется: уж больно хрупкое дерево, тем паче, если у соглядатаев "зима крупным шрифтом застит ихние глазки".
В качестве примера привожу авторский фрагмент:
-... Вероятнее же всё-таки, что он и впрямь удавился ... Он же был в безумии, в трансе. И деяние его предопределено было изначально. Учитель не раз говорил, что «так должно быть» ... Чтоб явилась слава – должно предать в руки тайной полиции, а затем всё само собой и прирастёт: и рай пищный, и осанна в вышних. Без провокатора в революции нельзя. Кто же знал, что все разбегутся, а на легионы ангелов можно не рассчитывать?..
Здесь, помимо всего прочего, высказана весьма ценная мысль: нет, бялд, ну, никак нельзя в революции без провокаторов! И в самом деле. Для того, чтобы любая, скажем, химическая реакция проистекала быстротечно, необходим катализатор, ее ускоряющий многократно.
Вторая мысль (сколько я ни бился над феноменом образа Иуды Искариота, но до сей поры не имею уверенного к нему отношения) кажется действительно кошерной: предать, чтобы поверить в истинность чуда, в реальность существования Учителя, как Сына Божия!
Конечно, каждый автор имеет право на собственное трактование известных теологических догматов, или, если хотите в более широком смысле, конфессиональных символов веры. Если использовать т.н. Евангелие от Иуды (см. Кодекс Чакос), то в этом образе концентрируется именно отчетливое осознание предстоящего поступка (предания Христа на казнь), за которое он - Иуда - будет проклят на целые тысячелетия. "Готов ли ты, Иуда, к этому? - спрашивает его об этом Иисус, покинув на несколько минут своих учеников во время Тайной Вечери и уединившись с Иудой. - Ибо во все последующие века не найдется на земле человека, презреннее тебя!" И ровно через два дня (по другим сведениям - через сутки) своим поцелуем Иуда ответит: "Радуйся, Равви (т.е. Учитель)".
Но это лишь одна из новых версий, оценивающая по-новому поступки Новозаветных героев.

Александр Чистович   15.12.2011 21:46     Заявить о нарушении
да, Сутин тут подходящ
благодарю, Александр
ну и движение мысли всегда хорошо, если рождается

Антон Чижов   17.12.2011 12:44   Заявить о нарушении
Однако Х. Сутин обладал (по мнению Модильяни и прочих тогдашних парижских современников) исключительной застенчивостью, хотя и со своим друганом достаточно часто и прилюдно бухал, несмотря на постоянно вибрирующую в собственном желудке язву. Оттого и дожил лишь по полтинника.
А жаль. И с очень, очень большой натяжкой этот факт можно интерпретировать, причем произвольно, типа: утюгом в грудь, как вяло текущее самоупийство.
Ну, разве что, так.

Александр Чистович   18.12.2011 21:13   Заявить о нарушении
это и есть вялотекущее самоубийство, факт
но что делать, коли жизнь отчаянно немила в трезвом состоянии, как ни крутись?
я завтра позвоню вам, возможно с другого номера, может и по старому. но вечерком.

Антон Чижов   18.12.2011 23:17   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Антон Чижов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Чистович
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.12.2011