Рецензия на «Мы будем танцевать злых мышей!» (Светлана Садомская)
Привет, Светлана! В последнее время читаю авторов "Прозы.ру" с одной целью: обнаружить в их художественном повествовании мысль. Сюжет, образ, настроение - с этим у нас, пишущих, всё ясно. Выплёскиваем настроение и мироощущение, как Бог на душу положит, чаще всего - спонтанно, менее всего - рассудочно. Моя журналистика приучила меня к одной мотивации, которая не всегда подходит, к литературному творчеству, но тем не менее. Для чего написано? Или более приземлённый вопрос: что хотел этим сказать? На мой вкус и взгляд, в рассказ должна закладываться подспудная пружинная мысль /я бы её назвал жёсткой темой, заложенной прямолинейно в сюжет, образы, характер и т.д./, которая или распрямляется или сжимается до взрыва в конце с разлетающимися мелкими осколками. Я Вас не критикую. Просто предлагаю взглянуть на написанное Вами с точки зрения этой мысли и с этой позиции оценить своё творчество. Говорю Вам как автору, к которому я с интересом присматриваюсь. Для чего? Чтобы подвести Вас к другому не менее, на мой взгляд, актуальному и этапному вопросу. А звучит он так: каким было бы Ваше творчество, если бы на него был заказ? Чаще всего мы пишем для себя, в стол, как в душе сложилось. У профессионального литератора, насколько Вы помните, иначе. Он пишет под заказ. В моей жизни заказов было немного, ниоткуда их не жду. Но я уверен на все сто, что заказ в жизни пишущего - великое дело, которое сорганизует творческий порыв и множит то, что мы называем продуктом творчества. Заказ - это планка другого уровня, на котором помимо удовольствия от сочинительства проглядывает профессионализм. Искренне советую оглянуться на себя с этих двух позиций, если есть настроение. В наших строчках и запятых, как Вы понимаете, можно копаться до бесконечности. Но ретроспектива и дума о будущем иногда важнее для выправления текста. Сергей Сергей Останин 24.01.2012 12:39 Заявить о нарушении
Я, напротив, считаю, что заказ убивает истинное творчество.
Потому что любой заказ - некий трафарет, а любой трафарет сглаживает индивидуальность, ограничивает ее на пути к тем творческим прорывам, что могли бы быть. Сверхмысль - сверхзадача, несомненно вещь нужная, не спорю, работать нужно над этим. Но согласитесь, она (сверхмысль) только тогда хороша и поражает умного читателя, когда не явилась заказом, продиктованным спросом массовой культуры, а когда непохожа ни на что остальное (зародилась в единственном экземпляре). Светлана Садомская 24.01.2012 14:04 Заявить о нарушении
Светлана, наверно, Вы правы с позиций своего опыта. Мой опыт подсказывает, что я, находясь в хорошей интеллектуальной форме, не могу использовать свой тематический интерес в полной мере, потому что он не востребован в издательских кругах. А от самооплодотворения прок не велик. Часто творческий человек не знает, на что он способен, не знает о своих скрытых резервах, так как нет повода их применить. На мой взгляд, творчество на заказ в принципе не такая уж и ужасная штука, если испытываешь удовольствие от молодецкой удали и от того, что всё прекрасно получается. Не только творить, но и кормиться. Ну, это на любителя. Сергей
Сергей Останин 24.01.2012 14:40 Заявить о нарушении
Заказ убивает творчество - это истина и спорить здесь не о чем, хотя Достоевский написал "Игрока" на заказ, но это уже профессионализм и запредельный уровень, с уважением.
Сергей Токарев -Маринин 16.07.2014 16:15 Заявить о нарушении
Я как-то читала статью о том, как Гоголь писал свои Вечера. Он полагал их коммерческим проектом, целился в интерес публики к старине и чертовщине, а получилась классика.
Светлана Садомская 16.07.2014 23:56 Заявить о нарушении
В этом и есть некая загадка - как человек может из заказа,из того, что ему претит сделать нечто, не всем дано, я восхищаюсь пушкинским "импровизатором" ,сам стремился к этой эфемерной легкости, к этому скользящему перевоплощению, взяв некую фразу, отдельные слова обыграть их через себя и сделать нечто новое.Не всегда получалось - но это не заказ, это полет фантазии, это ассоциации. Заказ - смысл , который должен передать автор. Моцарт его передал, это был реквием, гениальная и последняя его вещь.
Сергей Токарев -Маринин 17.07.2014 00:43 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |