Рецензия на «Иисус из Назарета» (Юрий Шпилькин)

Статья интересна краткостью, и в то же время энциклопедичностью. Среди многочисленной литературы о Христе не так часто можно найти утверждения того, что истоки христианства лежат в среде ессеев, как племени, и как партии или коллегии, опирающейся на определённые низы древней Иудеи.
Ниже я, кощунствуя, чуть скажу о своём понимании того, что называют ранним христианством (см. напр. эту тему у Энгельса), и в художественной форме пытаюсь рассуждать об этом в повести «Ей!Гряду скоро!» здесь на прозе.ру.
…Вероятно, общественные отношения ко времени рождения Христа складывались в благоприятное сочетание факторов и требований «новой веры». Зачинателем такой веры действительно могло быть племя ессеев, о существовании которого можно судить по источникам из знаменитых Кумранских рукописей. Несомненно и то, что во многом на утверждение принципов равенства и уравнительности ессеев оказывало значительное влияние распространённое тогда учение волхвов, охватывающее области от обычного знахарства до серьёзных научных знаний (внутреннее величие и могущество человека с помощью знаний и мудрости). Волхвы по Геродоту - одно из племён древних мидян, хранящие религиозные функции племён (как левиты у евреев), но владеющие знанием практичнее и значительнее жрецов. Например, у персов маги – философы и богословы, ведающие тайнами природы, умеющие производить необычайные опыты, толкователи снов, предсказатели, вплотную подступившие к научной разработке в естествознании и т.д.
Общая картина накануне прихода Христа говорит о многочисленности форм волхвования, проявлявшихся и далее во времена становления христианства. Несомненно то, что Христос не мог не знать основ и воззрений волхвов. Они предвещают и первые приветствуют Его приход. И совсем уж из области фантастики – волхвы владели каким-то ещё «доисторическим знанием» или частицами его, доставшимися от пришельцев, о чём можно размышлять сегодня, опираясь на модное ныне «учение о палеовизите». Как бы там ни было волхвование было значительным и влиятельным явлением того времени, к нашему времени ослабевшее и затёртое в значительной мере материалистическим миропониманием. И опыты врачевания, воскресения, исцеления, ясновидения, волшебства Он мог талантливо применять при организации своей коллегии первых христиан. Но постепенно эти опыты уже после Него превращаются в ненадёжные, сомнительные атрибуты веры, и, в конце концов, запрещаются Константином под страхом смерти.
Сам же Христос весьма осторожно использовал такой прикладной опыт, вероятно понимая бОльшую совершенность, важность и силу в духовном обогащении и в единении людей в вере. Всё его устремление направлено к единоверию. В нём Он видит спасение от «войны всех против всех». Возвеличивая ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ в людях, Он показывает, что природа среди бесконечных сменяющихся процессов, уничтожений, рождений и гибели даёт человеку способность видеть себя выше всех смертей.
Продолжаю читать Вас. С уважением

Николай Тертышный   01.04.2012 12:00     Заявить о нарушении
Совершенно верно, социальные условия к приходу Христа как мессии требовали появления религии, которая бы давала возможность обрести воздаяния представителям всех народов и социальных слоев, а не только избранному народу. Идеология коммунистического равенства ессеев безусловно находила своих сторонников и, напротив, садукеи и фарисеи осуждались. Зерна нового учения падали на возделанную почву.
С трактовкой волхвов как магов совершенно согласен.Это была весьма серьезная организация, причем, структуированная.Иеримия упоминает начальника магов - Нергел-Шарицера, который сопровождал Навуходоносера, царя Вавилонского, (Иеримия, 39. 3,13) Если жрецы занимались жертвоприношениями, то маги, волхвы предсказывали сны, вот такая специализация. Обладал ли такими знаниями Христос, вероятно, да.
С уважение

Юрий Шпилькин   01.04.2012 16:06   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юрий Шпилькин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Николай Тертышный
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.04.2012