Рецензия на «А. С. Пушкин. Поэма Тазит» (Руслан Закриев)
Спасибо, Руслан, за замечательный разбор поэмы А.С.Пушкина. Вот Вам небольшое дополнение из статьи "Глас вопиющего в пустыне - о вере и судьбе Пушкина": "Есть у Пушкина начало неоконченной поэмы «Тазит», где он хотел противопоставить звериной жестокости горцев - морали, основанной на родовых обычаях кровной мести, иную более возвышенную европейско-христианскую мораль. Поэт начал это произведение в 1829 году сразу же после поездки в Арзерум и бросил. Снова вернулся к «Тазиту» в 1833 году, и снова не довёл до конца. Александр Сергеевич видел во время поездки в Арзерум бесчеловечное притеснение местного населения и все свои надежды на иное, более человечное отношение к горцам возлагал на благотворное влияние православной христианской веры и её облагораживающее христиански милосердное влияние. Однако одна эта неудавшаяся попытка поэтически оправдать христианскую мораль больше говорит о разочаровании поэта в государственной официальной вере, чем все неловкие затеи сделать из него законопослушного, угодного духовным и мирским властям «христианина». Почитайте неопубликованные, оставшиеся в черновике стихи к этой поэме, и вы поймёте почему Пушкину так и не удался его замысел: «Но с неприязненною думой Ему внимал старик угрюмый, Главою белой покачал, Махнул рукой и отвечал: «Ты мой рассудок искушаешь, Иль испытуя, иль шутя. Какой безумец, сам ты знаешь, Отдаст любимое дитя Тому, кто в бой вступить не смеет, Кто робок даже пред рабом, Кто мстить за брата не умеет, Кто изгнан и проклят отцом? Ступай! Оставь меня в покое!» Глубоко в сердце молодое Тяжёлый врезался укор. Тазит сокрылся. С этих пор Ни с кем не вёл он разговора, И никогда на деву гор Не подымал несчастный взора…» Не мудрено, что после сих однозначных слов Пушкин не состоялся как христианский миссионер. Как искренний патриот и воин, Александр Сергеевич так и не смог преодолеть высоты барьера христианского смирения. Более того, после этой неудачной попытки поэт начал без всякой надежды на напечатание «Сказку о попе и работнике его Балде». О чтении этой сказки Пушкиным писала А.О.Смирнова-Россет: «Иногда читал нам отрывки своих сказок и очень серьёзно спрашивал нашего мнения. Он восхищался заглавием одной: «Поп – толоконный лоб и служитель его Балда». «Это так дома можно, - говорил он, - а ведь цензура не пропустит». Очень жаль что и по сей день непонятно уж чья именно цензура не разрешает оскорблять «попа», не желая допускать в названии сказки рифму с «толоконным лбом», и заменяет имеющее скрытое сакральное значение слово «Служитель»( Апостол?) на неопределённое «работник». Евгений Обухов-Петрик 15.04.2012 13:53 Заявить о нарушении
Стихи которые вы приводите не принадлежать Пушкину, это не его стиль не его музыка!!
Может это и писал Пушкин материальный, но не Пушкин Гениальный, а это могут быть две большие разницы. Есть ли эти стихи написанные рукой Пушкина, хотелось бы узнать! Руслан Закриев 16.04.2012 14:24 Заявить о нарушении
Есть черновик А.С.Пушкина. А там уж ваше личное дело, считать этот текст "материальным", или же "гениальным".
Евгений Обухов-Петрик 16.04.2012 15:23 Заявить о нарушении
Подскажите где можно увидеть копии черновиков относящихся к поэме Тазит,и кому принадлежит версия о якобы планируемом Христианском миссионерстве Тазита?
Руслан Закриев 17.04.2012 11:58 Заявить о нарушении
Я ориентировался на редакцию Б.В.Томашевского и его примечания. У меня не было оснований не верить сему изданию 1935 года, вновь переизданному в качестве "Золотого тома" в 1993 году тиражом 300 тыс.
Если вы сомневаетесь, можно проконсультироваться по сему вопросу в Пушкинском Доме Академии Наук. Евгений Обухов-Петрик 17.04.2012 12:19 Заявить о нарушении
Достал черную тетрадь. Нашел свои записи, сделанные сразу после Арзрума, и отложенные до поры до времени. Начал вчитываться. Отвлекся от Собаньской.
«Можно попробовать влияние роскоши; новые потребности мало-помалу сблизят с нами черкесов…самовар был бы важным нововведением… Должно надеяться, что с приобретением части восточного берега Черного моря черкесы, лишенные торговли с Турцией... потянутся к России. Есть, наконец, средство более сильное, более нравственное, более сообразное с просвещением нашего века… но этим средством Россия доныне небрежет. Это проповедание Евангелия… Терпимость сама по себе вещь очень хорошая, но разве апостольство с нею несовместно? Разве истина дана для того, чтобы скрывать ее под спудом? Мы окружены народами, пресмыкающимися во мраке детских заблуждений, и никто из нас не подумал препоясаться и идти с миром и крестом к бедным братьям, доныне лишенным света истинного… Легче же для нашей холодной лености, в замену слова живого, выливать мертвые буквы и посылать немые книги людям, не знающим грамоты! Нам тяжело странствовать между ними, подвергаясь трудам, опасностям - по примеру древних апостолов и новейших римско-католических миссионеров… Лицемеры! Так ли исполняете долг христианства? Христиане ли вы? С сокрушением раскаяния должны вы потупить голову и безмолвствовать... Кто из вас, муж веры и смирения, уподобился святым старцам, скитающимся по пустыням Африки, Азии и Америки, без обуви, в рубищах, часто без крова, без пищи, но оживленным теплым усердием и смиренномудрием? Какая награда их ожидает? Обращение престарелого рыбака или странствующего семейства диких, нужда, голод, иногда мученическая смерть… Мы умеем спокойно блистать велеречием, упиваться похвалами слушателей. Мы читаем книги и важно находим в суетных произведениях выражения предосудительные… Предвижу улыбку на многих устах. Многие, сближая мои калмыцкие нежности с черкесским негодованием, подумают, что не всякий и не везде имеет право говорить языком высшей истины. Я не такого мнения. Истина, как добро Мольера, там и берется, где попадется… Но - черт ли в ней! Меня обуревают другие мысли. Война - безусловное зло. Атмосфера взаимной вражды и нетерпимости, стремление решать исторические задачи в обстановке ненависти, силой оружия - не дело. Схватки приводят не к победе какой-либо стороны, а к взаимному истреблению обеих сторон… Черкесы нас ненавидят. Да и как их не понять? Мы вытеснили их из привольных пастбищ — аулы их разрушены — целые племена уничтожены» … Со стыдом вспомнил эпилог к «Кавказскому пленнику», в котором воспевал покорение Кавказа: «Смирись, Кавказ: идет Ермолов!». Вспомнил, и то, как эти строки тогда вызвали протест друга - князя Вяземского, который с возмущением поделился с Тургеневым: «Мне жаль, что Пушкин окровавил последние стихи своей повести. Что за герои - Котляревский, Ермолов? Что тут хорошего, что он: ...как черная зараза, Губил, ничтожил племена? Тургенев потом рассказал ему об этом. Да, они правы - от такой славы кровь стынет в жилах и волосы дыбом становятся. Если мы просвещали бы племена, то было бы что воспеть. Поэзия - не союзница палачей». Теперь–то я точно знаю, как был тогда прав мой «вечный оппонент» – друг –спорщик…" ... - А это строки из моей книги " А это - мой Пушкин!" То есть,первые три строчки. Остальные - слово в слово, из черной тетради Александра Пушкина,написанные лично им. Сами сделайте выводы,одобрял ли великий поэт царское правительство. Ошибаться он мог. Но... Кто не ошибался в этой жизни? С уважением - Асна Асна Сатанаева 01.12.2012 19:29 Заявить о нарушении
Политический прогноз http://www.youtube.com/watch?v=xSlLUwL6kTA&t=170s
Слеза Тимура Хромого. http://proza.ru/2007/06/02-360 Чеченские илли, мне они очень нравятся. http://proza.ru/2011/12/29/1233 Обращение №1 http://proza.ru/2007/06/02-362 Политический прогноз Президента государства Шалажи 1994год http://www.youtube.com/watch?v=xSlLUwL6kTA Костецкий против Вирда http://www.youtube.com/watch?v=fJrNTU1-7cQ&t=3s Нас предали. Уснин А.С. http://ok.ru/profile/529934482680/statuses/155388050884088 Вернут, что украли http://www.youtube.com/watch?v=QQQ8FujalQc&t=510s http://ok.ru/video/4142489342356 СССР Обращение №1 http://proza.ru/2007/06/02-362 Созидательное общество http://www.youtube.com/watch?v=yLodArWR3to Поэзия http://proza.ru/2007/11/11/115 Четыре всадника апокл http://www.youtube.com/watch?v=hVV9lR-0KQI Билял Филипс http://www.youtube.com/watch?v=K90Gy15GPuI Чеченцы у Пушкина. Тазит --- http://proza.ru/2011/06/14/1080 Руслан Закриев 05.02.2023 17:00 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |