Рецензия на «Великий Маленький Дракон Брюс Ли. Глава четвёртая» (Фима Жиганец)

Я смотрю, Вы вняли моим сетованиям. Это радует. Хотя, мне просто интересно, какой это ущерб нанесёт хвост гадюки журавлю? Насколько я помню, там всё же была кобра, которая уклонялась и стелилась по земле, пытаясь укусить, а журавль топтал её ногами и отбивал крыльями. Оба измучилась и предпочли расползтись. Суть её в том, что бой любителей дальней и ближней дистанции весьма затратен и неэффективен.

Ли, вроде бы в соревнованиях не участвовал.

Виларен 2   01.10.2012 22:25     Заявить о нарушении
Я не внимал вашим сетованиям, дражайший Виларен. ещё раз повторяю для тех, кто в скафандре :))) - книга НАПИСАНА В 1992 ГОДУ! И вышла в свет в 1993-м.

Фима Жиганец   01.10.2012 22:39   Заявить о нарушении
Ну в начале каждой главы стоит же сноска на вступление, ёлы-палы... -

http://proza.ru/2012/09/28/1528

Фима Жиганец   01.10.2012 22:43   Заявить о нарушении
Дык... Елы - палы! Дык... Идём дальше. Описанная Вами драка не могла быть в 12 веке - основатель стиля Богомола жил в конце династии Мин. То есть между 16 и 17 веком. Монах, один из лучших бойцов монастыря Южный Шао-Линь с горы Тай-Линь (провинция Фудзянь), был вынужден покинуть эту местность из-за постоянных преследований маньчжурами. Этот человек, а звали его Чу Фу Тэ, монастырское имя Тун Сим, был необычный монах. Он приходился дядей последнему императору династии Мин. Образ Тун Сима был далек от типичного образа монаха того времени. Это был образованный человек и большой эксперт в боевых искусствах.
Преследуемый маньчжурами, Тун Сим и его товарищи решили най-
ти укрытие в знаменитом монастыре Шао-Линь (провинция Хэнань). С
целью обмануть шпионскую сеть маньчжуров, Тун Сим принял псевдо-
ним "Ван Лан". Тот самый Ван Лан - эксперт в 17 системах ГУH-ФУ
(У-ШУ), особенно в стилях ХОУ ЦУАHЬ (Обезьяна) и БАЙ-ХО ЦУАHь
(Белый Журавль).
Hесмотря на все свое умение, прибыв в Шао-Линь, Ван Лан не
смог соперничать в схватках с рослыми и сильными монастырскими
бойцами Севера.
Ши-Хан (Старший Брат) Ман Фун постоянно побеждал его, что и
послужило Вану причиной покинуть монастырь и отправиться путе-
шествовать по Северному Китаю, изучая различные стили и школы, в
изобилии встречавшиеся в те времена по всей Поднебесной. Особое
внимание он уделил борьбе ДЗЯО-ТИ и искусству захватов и удержа-
ний ЦИH-HА - типичным техникам Севера.
Вернувшись в монастырь, Ван Лан смог победить всех монахов,
исключая Ман Фуна. Уединившись в лесу, Ван стал свидетелем знаме-
нитой сцены сражения богомола с цикадой. После тщательного анали-
за движений богомола, Ван Лан систематизировал их в набор приемов
на базе 17 боевых направлений, изученных им ранее, создав свою
собственную систему кулачного боя.
В классических техниках ШАО-ЛИHЬ ЦУАHЬ каждому животному со-
ответствует один из пяти Первоэлементов китайской космогонии. Так
и Ван Лан, с целью соединить свои интуитивные и медитативные отк-
рытия с технической базой, разделил всю технику на 5 частей - в
соответствии с каждым Первоэлементом. Система Богомола основыва-
ется на пересечении Обезьяны (Элемент Вода) и наступательного ду-
ха техники Леопарда (Металл), и все это в одно целое объединяет
техника рук Журавля (Огонь). Следуя этой теории, включающей в се-
бя все законы мировоззрения древего Китая, каждый элемент "порож-
дает" следующий: Земля - Металл, Металл - Воду, Вода - Дерево,
Дерево - Огонь, Огонь - Землю. С другой стороны, обратный цикл
является разрушительным (подавляющим): Земля засыпает воду, Вода
заливает Огонь, Огонь расплавляет металл, Металл рубит Дерево,
Дерево разрушает Землю.
В своих размышлениях Ван Лан столкнулся с проблемой объеди-
нения Огня и Воды (Журавля и Обезьяны), сильно разнившихся между
собой. Решение пришло, когда он расположил между Огнем и Водой
технику Леопарда (Металл). Логика рассуждений Вана была следую-
щей: жесткий металлический кувшин может содержать воду и одновре-
менно находиться в огне без врежных для себя последствий - разог-
реваясь на огне вода дает пар (т.е. жизненную энергию ЦИ).
Таким образом, сведя свои теории и техники в одно целое, Ван
победил Ман Фуна, утвердив этим свой стиль.
Через несколько лет с целью дальнейшего развития своего ме-
тода, Ван Лан вернулся к путешествиям по различным регионам стра-
ны и, в конце-концов, осел в своем родном районе Цзи Мо провинции
Шандун, где и начал обучать своему новому искусству. Все его уче-
ники уже были мастерами в каком-либо из видов боевых искусств,
поэтому Стиль Богомола стали называть "Сокровище, Хранимое на
Вершине".
Уже в буддийском сочинении XVIII века "Истинное изображение
деяний монахов храма Шао-Линь" среди основных классических шао-
линьских стилей был назван и "Богомол Ван Лана".

Так что он не был тем невежественным драчуном. что Вы вывели на страницы. Идём дальше. Стиль кулак Шаолиня отличается экономностью движений и прямолинейностью ударов. Он ближе всего к ранним формам окинавского каратэ. В той самой, где бьют рукой - отсуши её. Бьют ногой - отруби её. Так что заход за спину с разворотом - это не отсюда. Это из даосских стилей. В том числе и стиля Богомола. Там много акробатики - если это не южный богомол: эти предпочитают работать на опережающих атаках из низких стоек. Классический вариант змеи. Так же характерен заход за спину и прилипание к конечностям противника. То же относиться и к технике шеста Шаолинь - удары силовые, прямолинейные, а отнюдь не те выверты, что Вы описываете. Далее Ван Лин, судя по всему был вооружён дао: так залепить в доску цзянь очень опасно - перелетит. Но приёмы дао описываются как дикие.Вряд ли так можно назвать выписывание иероглифов. Ещё одна странность укол в китайском фехтовании был ОЧЕНЬ опасным приёмом, в случае неудачи исполнитель оказывался совершенно беззащитен. Удар шёл по кратчайшей траектории без малейших намёков на оппозицию и выполнялся броском всего тела. Так что вряд ли расчётливый воин будет так рисковать, поняв увёртливость противника. Так что ни лезет история в факты.

А история про "выведение" из равновесия говорит, что от замашек гопника он так и не избавился - есть такой весёлый приёмчик: подходишь к сидящему на лавке, просишь прикурить и хватаешь его за голову и бьёшь коленом в лицо. Очень эффективен. Но вот только не могу сказать, что это вершина боевого искусства. Человек совершенно не понимает вежества. Чему он мог научить? Только гопничеству.

Виларен 2   02.10.2012 20:41   Заявить о нарушении
дражайший Виларен, вы могли бы и не усердствовать столь рьяно, копирукя тексты из Рунета :).

я повторяю: это был 1992 год, когда ВООБЩЕ никаких серьёзных источников не существовало. Я написал ПОПУЛЯРНУЮ книжечку на основании того, что действительно было под рукой. сегодня очень просто выколупывать из Интернета информацию и тыкать ею в нос :))). разумеется, описанная байка - она и есть вид художественного рассказа. и каковы были рассказы уважаемого Ип Мана (и были ли они вообще) - никто не скажет :).

вы мне хотите доказать, что "всё не так, ребята"? :)))

не трудитесь агитировать за революцию. д`Артаньян не мотался в Англию за королевскими подвесками. глупо подходить к художественному тексту с гневными критериями истины и метать молнии, как Зевес...

глупо.

Фима Жиганец   02.10.2012 20:53   Заявить о нарушении
Фима, да побойтесь Бога. Я вполне это мог накатать от руки.Этож надо найти книгу, прочитать, набить... Просто лень было. Главное - знать, что искать. Но ведь вычищать ошибки надо? Надо. Тем более. тогда издавали весьма достойные книги.

Виларен 2   02.10.2012 21:02   Заявить о нарушении
да неужели? подскажите, ежели не лень. какие же тогда "приличные книги" издавали?

повторяю: стояла чёткая задача - написать небольшую, достаточно увлекательную и поучительную беллетристическую книжку рассказов о Брюсе Ли. Всё. Сейчас вы можете вставать в любую позицию и бить себя в грудь, как Кинг-Конг )). Но в 1992 году в Ростове - задача не из самых простых. Если не иметь хотя бы чего-то под рукой.

Сейчас многие, надёргав из интернета, могут слепить что-то где-то как-то. Тогда это было непросто. Именно поэтому книжка разошлась тиражом, повторяю - 50 тысяч экземпляров. Для нынешнего времени тираж - фантастический. Почему? Да именно потому, что был совершенный книжный голод! Катастрофа.

Доказывать мне, что эта повесть не есть глыбокое и точное исследование, не надо. Это очевидно. Но очевидно и другое, с чем вы спорить вряд ли будете. Написана она легко, увлекательно и служит вполне достойным букварём для тех, кто хочет приобщиться к миру боевых искусств. Продолжая аналогию с Дюма: его трилогия о мушкетёрах никогда не будет служить школьным пособием по истории. Более того: там столько исторических ошибок, ляпов, нелепостей, что трилогию можно назвать сплошной ошибкой. Но с неё У МНОГИХ начинается любовь к истории Франции, Европы и далее к истории вообще. Вот цель подобных книг.

Вы меня убеждаете, что вот сейчас мне надо бы "исправить ошибки". Милейший Виларен, книга вышла в 1993 году, для меня это - в основном милая зарубка в памяти ). Я не собираюсь возвращаться к рассказам о Брюсе Ли, мне это неинтересно. Вот то, что я написал и как я написал. Это можно судить и критиковать как угодно.

Но - не выходя за границы здравого смысла, с учётом всех обстоятельств).


Фима Жиганец   03.10.2012 11:26   Заявить о нарушении
И главное. Это - не слепое "передирание" источников. Это - выбор того, что именно сказать и как именно сказать. Поэтому многое обличено именно в форму эпизодов, сценок, исторических картинок. Вычленение, выбор, комбинирование, обработка в расчёте на определённую аудиторию - это тоже творчество. "Я бы сделал, но мне лень".

Знаете, кажется, у Маршака есть стишок "Гражданин Неумейка" - о том, как почтальон искал адресата письма, на конверте которого было написано "Неумейке". Зашёл в одну квартиру, а там сестра одевает семилетнего парнишку. Постмен спрашивает - "Не здесь ли живёт гражданин Неумейка?". Малшик с перепугу отнекивается:

Я сам одеваюсь, когда захочу.
А это... Так, просто - сестрёнку учу. ))))))

Не сочтите за подколку. Но можешь - сделай. Не можешь - не говори.

Ну что же вы обрушиваете громы и молнии критики своей на рассказы, не претендующие на философское осмысление вселенной? Каждый жанр хорош в своей нише. Или - нехорош).

Фима Жиганец   03.10.2012 11:34   Заявить о нарушении
Да, и уж тем более не стоит использовать для критики не совсем приличные приёмы. Когда перечисляются рассказы о великих мастерах, это вовсе не значит, что все эти мастера жили в одном веке).

Фима Жиганец   03.10.2012 11:36   Заявить о нарушении
или ироническое упоминание о гадюке). Разве в моём тексте названа гадюка? Речь идёт о змее вообще.

зачем вам всё это? ради чего?

я выставил эту книжицу такой, какой она и вышла в 1993 году. пожалуйста, делайте с ней, что хотите. хотите - критикуйте, хотите, игнорируйте, хотите - читайте.

а у вас вообще забавная позиция: заведомое оппонирование. всему. всему, что прочли )). то вы подвергаете сомнению сами воспоминания, на которые я опираюсь, то взгляда Брюса Ли, то ещё что-то. наконец-то добрались до главного: "я сам такое мог бы написать левой рукой" ))).

да кто бы спорил).

Фима Жиганец   03.10.2012 11:59   Заявить о нарушении
Какие книги? Приведу то, что сейчас пришло на ум: У-ШУ - философия движения. Там была великолепная коллекция легенд о стилях и основателях. Заодно отличное описание стиля шаолиньский кулак. Вышла примерно в 87. Китайская мифология. Капитальный труд, с легендами, в том числе и о основателях школ. Посох монаха: описание шаолиньского стиля боя шестом. Самооборона по школе Чой. Длительная публикация в журнале Техника - молодёжи. В том числе философские изыски. Что то было про школу богомола. Школа Вин Чун - как раз сказался интерес к Брюсу Ли. Великий предел - тайцзы цуань... И ещё десятки и десятки книг, брошюр, просто мусора в журналах и газетах...

Написали? С описанием, как типец бил в нос старших и вообще быковал? Результат нравиться? Хотя да, Вы же исследуете арестанскую культуру. Готовили аудиторию?

Виларен 2   03.10.2012 19:49   Заявить о нарушении
но я написал ТО, ЧТО РЕАЛЬНО ПРОИСХОДИЛО ).

я написал о том, что РЕАЛЬНО проповедовал Брюс Ли. Вы же мне пишете, что "Брюс Ли в соревнованиях вроде бы не участвовал". Он в поединках участвовал.

Если я пишу о том, что произошло, это не значит, что я, скажем, разделяю точку зрения Брюса Ли или кого бы то ни было целиком и полностью. Я просто пишу о методах, которыми Ли пытался взорвать, по его мнению, рутину традиций. Прав он был или нет? Пусть решает каждый самостоятельно.

Но ко мне-то какие претензии?

Я же повторяю: бессмысленно строить критику на том, чтобы прибадываться к каждому столбу).

в данном конкретном случае я предпочитаю метафору Брюса Ли с водой. Воде нельзя нанести удар, ты простопроваливаешься.

так и мне. ну нельзя меня "уесть" критикой, ежели я не особо и спорю).

просто не надо увлекаться. иногда (я не говорю всегда, но иногда) нелепо выходит))).

что именно вы критикуете? излишне вольный пересказ исторических (или псевдоисторических) легенд и мифов? и даже проще сказать - сочинение на их основе собственных легенд).

и что? не случайно ведь это изложено как бы в передаче третьих лиц. легенды и мифы, фольклор имеют особенность такую - изменяться при передаче из уст в уста).

да нет, я понимаю ваши претензии, милейший Виларен. Скажем, когда в "Штрафбате" Володарского во время войны звучит песня "Идут на Север этапы новые", меня это коробит. Она появилась не ранее 1947 года. Когда в том же "Штрафбате" в одной теплушке едут на фронт блатные и "политики", у меня срывает крышу. потому что это - ЛОЖЬ. Политических заключённых на фронт не посылали вообще (бывали единичные исключения - но не этапы!). Это - ложь сознательная и целенаправленная.

И я с ней не могу мириться. Я не могу мириться с гнусной ложью Солженицына о 60 миллионах зэков, замученных в лагерях. именно потому, что эта ложь - паскудна и осмысленна. в то же время я не могу пенять Варламу Шаламову зато, что он утверждал, что через Колыму прошли "миллионы заключённых", в то время как там единовременно более 150-170 тысяч зэков никогда не было. И то при самом "расцвете" ГУЛАГа. Но Варламу Тихоновичуоткуда это знать? Он судил по лично пережитому. Солжу, положим, во время написания "ГУЛАГа" тоже статистика была недоступна. Однако он врал по-мюнхгаузеновски,со смаком, с наслаждением, обязательно умножая на десять, двадцать, тридцать...

но смешно же копаться в книжке для подростков, чтобы выковырять какое-то "несоответствие" чему-то. Не для того она писана.

Вот ежели я пишу исследования о Пушкине, Булгакове, Толстом, об истории уголовно-арестантского фольклора, об этимологии арготической лексики и т.д. - безусловно, я не могу позволить себе излишнего полёта фантазии.

И, скажем, сам же первым признаю, что, к примеру, в ранних исследованиях песенного фольклора уголовников и арестантов допускал множество ошибок, многого не знал, многие трактовки неточны и т.д. Это - наука, и без ошибок не обойтись. Их надо признавать, исправлять, писать более совершенные работы, идти дальше.

но в беллетристических, художественных произведениях, дражайший Виларен, допустимо куда больше. Это - НЕ НАУЧНЫЕ ПОСОБИЯ. а посему я без каких-либо истерик и попыток защитить "любимое детище" признаю допущенные вольности. цель иная, нежели научное осмысление реальности.

а вы - ну слишком увлекаетесь). Это всё равно, что кри тиковать "Незнайку на Луне" за несоответствие астрономии)))).

у этого детского романа другая цель...

Фима Жиганец   03.10.2012 20:48   Заявить о нарушении
Фима, Вы чего кипятитесь? Я обсуждаю именно повесть, а не Вас. И даже тут я только указываю на колья, что торчат из сена. Только эта повесть не может быть правдой - Вы же сами отмели обвинения в фальсификации истории? или я забыл? Так что это легенда. Ваша. И подбор фактов - это Ваше личное мнение. Вот можно было бы такую сочинить: вошли трое, достали по стволу и положили всех мастеров. Включая Брюса. А у нас в школе биатлона так учат. Ну и что это доказывает? Что винтовка круче любого каратэ? Так что это Ваше отношение к легенде. Может оно изменилось, но и только. Ли в каких поединках участвовал? Подпольных? Доказуха как то хромает.

Виларен 2   03.10.2012 21:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Фима Жиганец
Перейти к списку рецензий, написанных автором Виларен 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.10.2012