Рецензия на «Concedo-уступаю» (Мераб Хидашели)

Это сложно назвать поэзией, ибо поэзия являет собою нечто, пропитанное эмоциональным лиризмом. Здесь же ноль эмоций, как таковых, а лирики и того меньше. Я не нахожу в этих строках ровным счетом никакой логики, однако, повествование от этого только выигрывает. Читателю может показаться (и покажется!), что перед ним совершенно абсурдный набор слов. И лишь единицы узрят под всем этим намек на истинные намерения автора.

Это поэзия не эмоций, а именно шестого чувства. Автор выстраивает истины, опираясь на не поддающееся логическому толкованию чутье амбивалентности лексем. В результате чего, производные слов или их фрагменты, оказывающиеся бок о бок, озадачивают совершенно невообразимыми смысловыми нагрузками…

Стиль написания, на мой взгляд, вполне можно отнести к «потокам изливающегося сознания», моментами даже подсознания. Разрозненные, рванные, испотрошенные, вымученные фразы, то и дело нарушают общепринято-ожидаемую целостность мысли. Наблюдается периодическая смена ритмики, наряду с «рифмованным непостоянством». Все это создает иллюзию некоей имманентной авторской рефлексии, совпадающей с читательским прочтением, что воспринимается им весьма своеобразно и неповторимо. Не скажу, что ментально поняла и осознала все до последней буквы, скорее эфемерно, ощутив тепло от прикосновения авторского замысла практически поверхностью кожи…

Это не стихотворение, а нечто более углубленное, своего рода раздрызганная фонетическая какофония. По тексту встречается несколько своеобразных фрагментов, суть которых варьируется именно на уровне месторасположения той или иной фонемы ("человеков и челоблеков, туманного б(м)ытия; подождём, подойдём, ём, ё, ё, ё – моё иль наше?"). Радуют и эксперименты над слиянием нескольких лексем воедино. Нахожу целый ряд простых и сложносоставных авторских метафорических неологизмов: "Я стану горбатым от ряжести любви, набатым от реквием-откровения; Ты – моя любосдобная, вишнекрасная,
вкусно-звонкая, зорько-сочная, сочно-срочная ода..." и т.д. Кроме того, уместно используются такие распространенные приемы, как анафора и тавтология. С их помощью автор и передает ощущение некой напряженности, нагнетающейся каждым последующим употреблением того или иного слова. Пример анафоры:"– Кто к ответу призовёт думанную хитрость?
– Кто плаху спросит за усекновение голов?
– Кто в целом соберёт разодранные части дней?"
и т.п. Тавтологические повторы:"Ты вышла на минутку, на минуту, но мне, но мне очень страшно.
Я рвусь, распорот я. Во мне ты топчешься, топчешься...
Зайди, зайди же, поспешай, поспешай же!
Уговори меня не падать, не падать..."

В целом, впечатления очень непростые и неоднозначные, но в этом и заключается особое обаяние авторского слога. Ибо текст не должен кануть в следующую секунду после прочтения, напротив, задача писателя ранить, разбередить и имплантировать, по крайней мере, отголосок своих идей. Сие произведение, несомненно, с поставленной задачей справилось, оказав на меня именно такое неординарное воздействие.

Успехов автору во всех начинаниях! С уважением…))

Калли   26.10.2012 09:48     Заявить о нарушении
Отличную рецензию ты получил, Мераб! Профессиональную.
Кстати, твоя рецензентка может написать лит. обзор твоего творчества, она видит тебя лучше других.
На этом сайте не хватает именно таких анализов. Все в основном раздают друг другу пасочки: ты - мне похвалу, я - тебе. А писателю нужнее, конечно, литерат. анализ произведения.
Дело не в количестве отзывов, а в их качестве.
Чтобы написать вот такую рецензию, требуется много энергии, внимания и времени. Апполинария, например, писала тебе отзыв когда-то ровно час. Мы с ней засекали. Не знаю, сколько Калли понадобилось времени.
Анализ, написанный в таком духе, получить здесь - большая удача.

Тереза Пушинская   26.10.2012 12:44   Заявить о нарушении
Моими любимыми произведениями у тебя, Мераб, являются "Таракан" и "Я видел!"
"Таракана" советую далеко в книгу не запихивать))...пусть на виду будет)
И на него тоже стоит написать такой анализ, анализ твоей сногсшибательной прозы.
Калли, вы читали "Таракана"? Вам интересно было бы его проанализировать?
И вопрос к Мерабу - когда издается книга?
Мы успеем все сделать?

Тереза Пушинская   26.10.2012 12:47   Заявить о нарушении
Два дня вычитывала сей текст, переживала и даже ночью снился сплошной артхаус))

Калли   26.10.2012 12:47   Заявить о нарушении
Читала, таракан очень вдохновил, даже на ум пришло сравнение с Грегором Замзой))

Калли   26.10.2012 12:49   Заявить о нарушении
Ой, сейчас всем надоем тут.
Мераб, почему именно этим стихом ты так жаждешь открыть книгу?
Я бы завершила им, например. Читатель ленив, он не ждет с первой страницы такого потрясения, его нужно "подкупить"...чтобы он дошел с автором до конца...Твое "Рождество" было для меня слишком сложным во всех смыслах, я с ним маялась ровно день!
Можно спросить мнение твоей рецензентки.

Тереза Пушинская   26.10.2012 12:50   Заявить о нарушении
Калли, я редактировала этот стих..я заболела.....и думала уже отказаться от этого....Он пугает..поэтому я бы переубедила Мераба начинать с него книгу..
Два дня? ВЫ молодец. Прекраный сделали анализ, Мерабу повезло.
Калли, если Вы будете в таком духе общаться с авторами, Вы принесете им больше пользы, чем ведра сопливых букетиков. которые здесь принято раздавать ради того, чтоб в ответ пришли с таким же сопливым цветочком.

Тереза Пушинская   26.10.2012 12:52   Заявить о нарушении
Действительно невероятно сложное... Но я понимаю, почему он хочет начать именно с этого. Здесь слегка не та ситуация с читателем. Он уже с первых срок должен сделать вывод "а стоит ли". Не считаю что следует подкупать ленивого читателя, ибо зачем он нужен, все равно бросит, будь то на втором или шестом произведении. Считаю, что честнее, по отношению, как к себе, так и читателю будет сразу расставить все точки над... Иначе он будет чувствовать себя обманутым, ибо эта литература поистине специфична...

Калли   26.10.2012 12:57   Заявить о нарушении
Насчет цветочков в сопливых букетах согласна, однако надо исходить из желания или нежелания самого автора слышать осознанную критику в свой адрес... Мне, например, недавно написали одно замечание, к которому я готова была бы прислушаться, если бы услышала достойное ему обоснование, но увы... В результате меня сочли даже заносчивой, только за то, что пожелала докопаться до истины...)

Калли   26.10.2012 13:02   Заявить о нарушении
Нет, я не имела в виду - подкупать ленивого читателя. Как такового читателя вообще. Слишком большое потрясение - вот такая революционная первая страница. На все - воля Автора, мое мнение - лишь мое личное видение. Может, потому что я уже невольно подключаю к вопросу о книге - правила маркетинга? Дело в том, что книга сегодня, увы!! - невостребованный товар. И чтобы ее продать, мало быть гением. Если бы не Гала. Дали был бы в нищете, он не умел даже выключатели находить в гостиничных номерах) И с таксистами стебы он стеснялся расплачиваться) Успех его картин кроется в таком хитром и ловком маркетологе, как Гала. Таков мир...Только не подумайте, что я - продавец)) Просто надоело обманывать себя, что наши произведения кому-то нужны. Мы вообще никому не нужны кроме самих себя. Это раньше Достоевского за рукав дергали, торопя с заказом. Сегодня бы он умер с голоду.

Тереза Пушинская   26.10.2012 13:07   Заявить о нарушении
Согласна с вами, грамотный маркетинг рулит... Что ж, последнее слово за автором)

Калли   26.10.2012 13:10   Заявить о нарушении
ММмм...не все умеют правильно и доступно выразить свои впечатления. Так что из замечаний все-таки стоит выносить пользу, остальное отсеивая, как шелуху. Мне часто пишут: " Ой, все хорошо, только не надо так печалиться..не надо про боль и кровь..Пишите о чем- о веселом!" - вот это некорректное замечание. Его я вообще ленюсь дочитывать..скучно слишком) Здесь была девочка - Черно-белая Осень...такая душа...она ярко выраженный декадент...ни слова о радости...ни слова и солнышке...писала красиво...честно...без заискивания с публикой...ее доедали тетушки - мол, детка, стань счастливой, посмотри, какое небо голубое....чего это ты умираешь?....Закрыла страницу эта девушка....умирать наедине с собой ей , видимо, спокойнее, чем оправдываться перед тетями Мотями...

Тереза Пушинская   26.10.2012 13:12   Заявить о нарушении
Зря, такие замечание вообще не стоят того, чтобы ими заморачиваться, ибо не несут ровным счетом никакой информации, будь то со знаком плюс или минус... Такое нужно воспринимать, как спам)

Калли   26.10.2012 13:52   Заявить о нарушении
Таня, я попросил Калли рецензировать, и тебя, ВАШИ мнения мне интересны, ибо они БЕЗУПРЕЧНЫЕ СЕРДЦЕМ! я и так в раздумии, дело не в очередном сборнике!-Мне наплевать на ирландскую чечетку! То, что я делаю последний год-это революция в литературе! Не страдаю манией величия! Что касается девочки-Калли: Таня, я хочу(на правах друга вашего), чтоб вы подружились! Она такая же "ВНЕ", как ты и Лана, и вообще, я на 100проц. уверен, что вы ТРОЕ наделаете много чуда в литературе! ЕСЛИ НЕ БУДЕТЕ ЛЕНИТЬСЯ! Вы уникальны! Интуиция никогда не подводила! Что касается меня: БУДУ КАК СОЛДАТ НА СТРАЖЕ НАШИХ ОТНОШЕНИИ!!! Вы мне нужны! Не лесть, не хвальба, но холеная критика и мнения без перьев. Я никогда не хвалю Таню, Лану и Калли, я просто ОБЕРЕГАЮ ВАШИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЭМАНАЦИИ! Вы у меня есть, и это не сентименталистика, а СЛЕДСТВЕННЫЙ ПРИГОВОР ВСЕЛЕННОЙ! Надеюсь скоро вас увидеть живьем(пока не скажу задумку...) Ваш Мераб

Мераб Хидашели   26.10.2012 16:34   Заявить о нарушении
Таня, на днях я вышлю, как договорились, а пока: понравилась идея о лит-обзоре! Мне он нужен. Спружините что-нибудь доя меня!

Мераб Хидашели   26.10.2012 16:41   Заявить о нарушении
Калли, мне понравилась Ваша профессиональность. Но вот что пришло в голову... Если бы это был анализ произведения для филологического сборника статей, где вот такие филологические нюансы очень приветствуются - это было бы замечательно. Преподаватели и литературоведы вычитывают такие статьи. Но читателям (а они у нас ленивые, чтобы мы не говорили и как бы не хотели их растормошить) пробегут глазами и растеряются. И рецензия так и останется нечитанной.
Читателям важнее узнать - о чём пишет автор, темы, которые он затрагивает, концепцию философии (в данном случае Мераб - воистину адепт философского жанра). А рецензенту остаётся пролить свет на ситуацию в произведении, попытаться подготовить читателя, который всегда десять раз подумает, читать книгу или просто закинуть. Особенно, если автор современный. Но о большем им будет не интересно... На прозе получать такие филологические рецензии - счастье, конечно! Бесспорно! Это просто замечательно, особенно после сотни полученных: "Спасибо, зацепило". Но если для книги - то ориентироваться на тягу читателя - быстро узнать в чём дело, что за человек написал книгу.
Ведь часто даже самые закоренелые лингвисты могут спросить только одно о книге, которую не знают: банальное "О чём книга?" или "Стоящая книга?"
Конечно, я понимаю, что Ваша рецензия - для прозы, в частности, - для Мераба. Мои рассуждения только для будущего оформления книги. Ведь Вы войдете туда как рецензент :)
Смотрите сами - можете меня не слушать. Просто я много прочитала предисловий к книгам и рецензий. Знаю, что люди могут махнуть рукой, когда дойдут до фразы: "амбвивалентность лексем". (Это я опять таки для будущего "книжного" варианта. На прозе можно не менять).
Простите, если я рассказываю то, о чём Вы, возможно, знаете не хуже меня.

Апполинария Мортерра   26.10.2012 17:57   Заявить о нарушении
Дык я прежде поинтересовалась о примерной направленности рецензии, должна ли она включать исключительно мнение о тексте в целом, или же желательно приплести подобие анализа с точки зрения филологии. Мераб ответил, что и то, и другое, соответственно... И тут нет занудного филологического анализа, как такового, даже если б захотела, не смогла бы вспомнить всю эту муть... Включила лишь то, что, на мой взгляд, может помочь читателю в восприятии... А вы уже написали свою, просто интересно, каковы ваши мысле-мнения по этому поводу...)

Калли   26.10.2012 18:21   Заявить о нарушении
Калли, Апполинария, мы все правы)) Каждая - в своём) А Мераб должен быть счастлив, что три женщины участвуют в его революции))

Тереза Пушинская   26.10.2012 19:50   Заявить о нарушении
Cпасибо, Таня)
Калли, я люблю такие тяжелые рассуждения (я про рецензию). Это как бальзам на душу после "спасибо, зацепило". Просто Мераб заговорил про книжный вариант - и я сразу про больную тему начала говорить) Простите, если что)

Апполинария Мортерра   26.10.2012 19:53   Заявить о нарушении
Да...тем более, что сегодня Лана как раз общалась в книжном магазине с менеджерами по продажам. Там, прежде, чем брать книгу под реализацию, товаровед определяет - продаваемая ли эта книга. Вот как, оказывается..

Тереза Пушинская   26.10.2012 20:05   Заявить о нарушении
Мераб, скажи, ты счастлив, что мы у тебя в гостях сидим весь день и только и говорим про твою книгу?))))

Тереза Пушинская   26.10.2012 20:25   Заявить о нарушении
Я В ОРГАЗМЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ КОНВУЛЬСИИ! даже мой Пит делает поэтическую гримасу, и обещал загрызть всех не литературно ориентированных! Я вас собрал не зря! У меня самая гениальная свита женщин-ведьм! Сам Карлос бы позавидовал! Осталась только вспышка контролируемой дезинтеграции! У меня припадок нежных выхлопов к вам, МОЙ ЗОЛОТЫЕ КУРОЧКИ!

Мераб Хидашели   26.10.2012 21:05   Заявить о нарушении
Да будет вам, Апполинария, не за что просить прощения. Вы правильные вещи говорите и о книжных вариантах и о среднестатистическом читателе... И да, мы никому не нужны, как бы прискорбно это не звучало... Думаю, если Мераб попросил всех троих наваять отзывы, значит ему именно это и нужно - три совершенно неповторимые точки зрения на неординарное творение...))

Калли   26.10.2012 21:39   Заявить о нарушении
Видите, как ему приятно!)) Мераб - это самые изысканные слова, которые я когда-либо слышала в свой адрес (в том числе в свой)...

Калли   26.10.2012 21:42   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мераб Хидашели
Перейти к списку рецензий, написанных автором Калли
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.10.2012