Рецензия на «Дж. Толкиен. Нравственно-этическая проблематика» (София Незабвенная)

Прекрасная курсовая работа. Но не более. Ваши наставники должны быть в восторге: столько красивых слов, упоминаний известных авторов, критиков и... полное непонимание темы!
В связи с этим хочется припомнить "бородатый" анекдот: старый актер заходит за кулисы и видит, как молодой актер занимается онанизмом! И он бросается к молодому собрату со словами: "Что вы делаете? Кто вам ставил руку? Это же делается от себя, и с отвращением!"
Мне тоже хочется задать вопрос: "Миледи, кто вам ставил руку?" Что за бред вы несёте? Вы хоть понимаете, кто такой Толкиен? Вы читали его произведения?

Георгий Ленючев   20.12.2012 21:41     Заявить о нарушении
Разумеется, читала, и перечитывала не раз. С радостью выслушаю Вашу точку зрения по поводу его произведений. Мне очень интересно узнать, как же Вы его понимаете.

София Незабвенная   22.12.2012 20:45   Заявить о нарушении
Для этого вам достаточно познакомиться с моими "произведениями"

Георгий Ленючев   22.12.2012 23:48   Заявить о нарушении
Я должен перед вами извиниться, София.
Конечно же, я не имел права отвечать вам подобным образом. Поэтому постараюсь пояснить, почему ваша «курсовая работа» мне крайне не понравилась.
Заметим при этом: работа ваша весьма специфичная, и немногие «обычные» читатели ее осилят от начала до конца. Я – не исключение! Впрочем, читать «Неоконченные сказания» ничуть не проще.
Начнем с самого начала. Если отбросить возвышенные стихи и большую часть Введения, то работа ваша предпринята для того, чтобы «исследовать и проанализировать нравственно-этическую проблематику произведений Дж. Руэла Рональда Толкиена и определить ее влияние на современный мир и общество». Браво! Подобными спичами начинается большинство исследований на тему Толкиена. Исследований этих столько, что легко можно завалить главный зал Казанского вокзала. Зачем понадобилось еще одно – непонятно. Именно поэтому я и предположил, что ваше произведение является обыкновенной курсовой работой. Я неправ? Возможно. Тем не менее, продолжим…
После перечисления ряда всем известных фактов (Глава 1) и ссылок на литературоведов, имена которых мне ни о чем не говорят, следует великолепное заключение: «…в жаровом (!) отношении Сильмариллион может быть охарактеризован как литературно-мифологический эпос… - внимание! - …вследствие вероисповедания его автора (Профессор, как известно, был убежденным католиком) подчиняющийся законам христианской этики и морали». ВААААУ! Не хотелось бы напоминать известную фразу из школьного сочинения – «за его грубой внешностью скрывалось глубокое внутренне хамство», но придется! Позвольте, мадам, но какого исповедания должен быть примерный англичанин начала прошлого века? Иудеем? Индусом? Исповедовать Ислам? Конечно же, он был христианином! Но подчинялось ли его поведение «законам христианской этики и морали»? Или это лишь маска? Кто-либо задавался этим вопросом?
Следуем далее, но в свое время вернемся к сказанному выше.
Следующая цитата: "Конечно же, "Властелин Колец" - религиозная, католическая книга. Я осознал это, только когда закончил ее, и пересмотрел впоследствии под новым углом зрения. Именно тогда я убрал из текста все упоминания о культах и религиозных ритуалах ибо религиозный элемент растворен в самом повествовании и его символах" (Дж. Р.Р. Толкиен, письмо к Р. Муррею от 2 декабря 1953 года)».
Признаться, отрывки из этого письма ранее не попадались мне на глаза (я не толкиенист и, тем более, не толкиновед), но меня удивила дата. Письмо сие было написано накануне «официального» выхода в свет трилогии Профессора. Как известно, повесть была закончена где-то в 1948 году, и затем Д.Р.Р.Т. несколько лет «бодался» с издателями, пока книга не была напечатана. Похоже, издатели добились таки своего. Чем Толкиен остался весьма недоволен (не буду ссылаться на известные, опубликованные письма). Вам не кажется, что суть письма – снять с себя некие обвинения в «ереси» и таким образом «протолкнуть» эпопею в печать, а не соображения «христианской морали»?
Следующая цитата: «В любом случае, книга Профессора, по его же собственным словам, насквозь пронизана христианской моралью, и любой более или менее образованный и внимательный читатель способен это увидеть». Я вижу нечто иное. Я не могу представить себе «убежденного католика», который создает свой собственный мир, настолько отличный от требований «христианской морали», что более напоминает мир языческий. И более того: этот мир «преследует» его всю жизнь, и именно ему он остается верен до конца дней своих. Ведь, как известно, Профессор (и вы сами это упоминали) никогда не переставал писать свой «Сильмариллион». А к «Властелину Колец» вскоре охладел. Он мог бы, как сам признавался, написать продолжение, но не посчитал нужным это сделать!
Или не захотел? Письма Толкиена не дают однозначного ответа на этот вопрос. Тем более что с большинством из них можно познакомиться лишь в «изданиях» Кристофера. А где гарантии, что именно так они и выглядели?
На самом деле, всё выглядит иначе, как я думаю…
Толкиен был далеко не таким жизнерадостным человеком, каким его принято изображать. Он был глубоко несчастен, хотя и вынужден был скрывать это даже от своих близких. И «Властелин Колец», хотя и принес ему мировую славу, стал величайшим разочарованием в жизни. Возможно, потому тон всех последующих писем Профессора становился все более раздраженным, все более резким и бескомпромиссным.
«Властелин Колец», на самом деле – трагедия, а не успех. По крайней мере для Д.Р.Р.Т. Так мне кажется… Хотя я могу ошибаться.
И последнее.
Цитата: «В своих произведениях Толкиен затрагивает глубочайшие нравственные проблемы современного общества, отображая его достоинства и недостатки через призму мифологии и религии, и, напротив, стремится всеми силами помочь людям найти правильный Путь, восстановить душевное равновесие и сделать этот мир чуточку гармоничней».
Как я заметил, вы тоже балуетесь «писательством» (признаюсь, я не читал ваших произведений). Ах, эта забава никого нынче не обошла! Ну, и Бог с ними… Но ответьте мне на один вопрос: неужели, когда вы пишете, то задумываетесь над «затрагиванием глубочайших нравственных проблем современного общества» и отображением «его достоинств и недостатков через призму мифологии и религии, и, напротив…», стремитесь ли вы «всеми силами помочь людям найти правильный Путь, восстановить душевное равновесие и сделать этот мир чуточку гармоничней»?
С уважением, Георгий
P.S. Можете не отвечать. Меня это все равно не проймет. Если же вам захочется с кем-либо подискутировать о творчестве Толкиена, советую обратиться к Thaliorne.

Георгий Ленючев   23.12.2012 19:58   Заявить о нарушении
Георгий вы более вопросов задаете, чем сами даете ответ. Можно подумать, в ваших интересах отобрать у Толкина его христианские взгляды, выраженные им в его произведениях.)
Увидеть в мифе отсвет истины - вот мотивы Толкина.

Водовозов Димитрий   22.05.2013 18:06   Заявить о нарушении
Вы ничего не поняли, молодой человек! Я не задаю вопросы. Я отвечаю на вопросы, которые уже заданы...

Георгий Ленючев   27.09.2013 01:42   Заявить о нарушении
Только сейчас прочла Ваш ответ...
Знаете, честно признаюсь, работка - дрянь. Просто я в то время многого еще не понимала. Я и сейчас - жизнерадостный оптимист-идиот, который верит, что все будет хорошо.
А про "глубоко несчастного человека" знаю. Все, кто чуточку чище - не слишком счастливы здесь... Жаль, что тогда не вникла, не поняла, что же это такое, скорее, предпочла отделаться общими фразами. Мне было-то всего двадцать. Сейчас четыре года уже прошло. Повидала кое-что, немного, но кое-что.
"Властелина", тем не менее, очень люблю, но вижу там трагедию. Хотя в конце и есть надежда, но трагедия остается. Потому что светлый и чистый, который вовсе не такой уж и светлый и чистый, уходит. Умирает. Вчера как раз письмо Толкина к Майклу читала. Где он говорит о женщинах, о любви, об отношениях вообще... Там тоже это проскальзывает. Что мир, простите, говенн, и настоящее счастье в нем невозможно. Если взглянуть на валлийский миф о Гвидионе и Ллеу Ллоу, становится еще грустнее, хотя, наверное, спросите, почему Ллеу и почему Гвидион...
В общем, прошу прощения искренне, если как-то задела чувства Ваши. Я не хотела этого делать. И тогда понимала чуть более, чем ни хрена, и сейчас понимаю мало. Удачи Вам. И спасибо.

София Незабвенная   02.02.2016 20:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором София Незабвенная
Перейти к списку рецензий, написанных автором Георгий Ленючев
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.12.2012