Рецензия на «Великий инквизитор» (Евгений Хацкельсон)

"Но ни иудеи, ни мусульмане, ни буддисты, ни православные не должны были ее (инквизиции) опасаться, поскольку они просто не подпадали под ее юрисдикцию. Их вера не считалась ересью."
Этот вывод автора вызывает некоторый скепсис. Отмечу, что по свидетельствам первого историка инквизиции Хуана Антонио Льоренте, чтобы предотвратить пропаганду «ереси», Торквемада дал ход сожжению на кострах некатолической литературы, в основном еврейских и арабских библиотек.
Как справедливо отмечает автор, Томас приходился племянником кардиналу Хуану де Торквемада, который был потомком крещенных евреев. Историк той эпохи Эрнандо дель Пульгар пишет о Хуане де Торквемада, что «его дед и бабка были из рода обращенных в нашу святую католическую веру». Возможно этим объясняется особая жестокость Великого инквизитора к "новым христианам"?
История знает пример еще одного жестокого "великого полукровки", сына Клары Пёльцль, организовавшего сначала "пивной путч", а затем и "хрустальную ночь" в Германии.
И, все таки, не совсем понятно отношение самого автора к герою его очерка: автор симпатизирует Торквемаде, или порицает?

Евгений Неизвестный   16.01.2013 15:00     Заявить о нарушении
А можно без симпатии-антипатии?

Исабэль   17.01.2013 06:03   Заявить о нарушении
Безусловно, можно.
Но, согласитесь, это такая редкость для исторической науки. Авторы исторических исследований, как правило, в своих работах так или иначе (чаще - не призвольно) отражают свое отношение к объекту и субъекту исследований.
В этом случае (отдам должное Евгений Хацкельсону) удалось избежать явных предпочтений или явного негатива.
Но вот интуитивно я чувствую, что симпатии, все таки, больше...

Евгений Неизвестный   17.01.2013 15:37   Заявить о нарушении
согласна, он прошел по лезвию. Просто - ясно, что события - они всегда трактуются так, как это способен отразить трактуемый.

Исабэль   18.01.2013 04:34   Заявить о нарушении
Этот автор далеко не прост, и не всегда можно понять, как он сам относится к своим персонажам, но мне кажется, что идею этой вещи я уловил точно. И ответ на ваш, Евгений Неизвестный, вопрос содержится в фразе "Нет греха страшнее, чем фанатизм". Евгений Хацкельсон намеренно показал образ Торквемады (и Изабеллы) максимально привлекательным, чтобы довести до читателя мысль о том, что все прекрасные личные качества служат только злу, если человек подвержен фанатизму. Благими намерениями вымощена дорога в ад. По большому счету о том же его очерк "Неподкупный". Правда, тут ему не удалось скрыть своего личного отношения к Робеспьеру. Оно явно очень негативное.

Кузьма Бессокирный   18.01.2013 14:14   Заявить о нарушении
Уважаемый Кузьма. Весьма рад знакомству.
Я не против того, чтобы автор- историк выражал свое отношение к описываемой эпохе или к историческому персонажу. Но я против, когда история становится идеологическим инструментом в руках автора, "прогибающегося" вместе с "генеральной линией".
В этом случае у меня к Евгению Хацкельсону никаких претензий нет. Просто я хотел его таким нехитрым приемом "вытянуть" на дискуссию. Но тезка мой дипломатично уклонился. За то мне удалось с ним пообщаться по другому поводу и по другой эпохе.
А в отношении фанатизма - Вы правы. От них много беды было, да и пребудет еще....

Евгений Неизвестный   18.01.2013 14:50   Заявить о нарушении
Интересно, по какой. Евгений Хацкельсон - товарищ, как я понял, сдержанный и довольно закрытый. Но это его дело, главное, что у него очень интересные и своеобразные вещи, и четко присутствует свой собственный уникальный литературный стиль. Я желаю ему дальнейших творческих успехов.

Кузьма Бессокирный   18.01.2013 15:10   Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Кузьма, за пожелание успехов. Вам тоже желаю творческих удач.

Евгений Хацкельсон   18.01.2013 15:43   Заявить о нарушении
Загляните, Кузьма, на страничку Евгения, и прочтите "День орла". Не пожалеете.
Я заранее прошу прощения у автора, что без его ведома приглашаю читателей на его страничку...

Евгений Неизвестный   18.01.2013 18:10   Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений Неизвестный, за совет. Прочитал "День орла". Что могу сказать: этот автор верен себе. При всем узнаваемо блестящем стиле и увлекательности очерка не могу не отметить, что даже Гитлер в нем не показан в черных красках. И войны с Британией он не хотел, и "дюнкерское чудо" для спасения англичан сотворил, и жилые кварталы бомбить сперва запрещал, да и на СССР напал вынужденно. Вы вот на это обратите внимание. Гитлер, Сталин и Черчиль показаны как в общем-то одного поля ягоды. Тут есть, о чем подумать.


Кузьма Бессокирный   22.01.2013 14:21   Заявить о нарушении
я тоже прочитаю, и думаю - не стоит просить прощения. Для чего помещать, - чтобы не читали? Если рекламируют, значит - есть за что.

Исабэль   22.01.2013 14:27   Заявить о нарушении
Без фанатизма нет подлинной Веры,без веры-дисциплины,без дисциплины нет общества:Ленин хотел добросовестного знания,а не слепой веры(слишком рано и штурмом,разве можно людей оценивать по себе?-штурмовщина чревата браком,но с другой стороны :человек действует в предложенных историей обстоятельствах и жизни в запасе нет,но и нам от его гениальности и энергии не легче. А Сталин и сам не был готов к знаниям,с него хватило и веры в "знания"-"и парадокс гения друг".Поэтому СССР и не смог выбраться из догматической ловушки,отстал и проиграл.

Александр Соколенко 2   14.11.2016 16:52   Заявить о нарушении
Прошло три года, а тема актуальности не теряет. Скорее наоборот...
Любопытно, что Александру 2-му коллеги ответят о значимости фанатизма?

Евгений Неизвестный   15.11.2016 14:24   Заявить о нарушении
Евгений,это на века-вечные вопросы и только уровни обобщений отличают оценки и впечатления,не случайно есть кудесники влезть в мозг химией или хирургией и сделать Человека ,как бы это по приличней сказать,но думаю -НАУКА не позволит искалечить человечество необратимо,это же убить и себя,а кто себе враг-мятеж в элитах неизбежен и они разделятся в себе,а тот кто разделился победить не может,тем более высший Замысел!

Александр Соколенко 2   15.11.2016 17:58   Заявить о нарушении
Да,это пожалуй -классика:"излагающий Истину внушает веру в нее" т.к. доступ к Истине имеет гений,он ее видит(прорыв в новое измерение),а массе остается адаптироваться к ней или отвергнуть с немалыми потерями("мы за ценой не постоим" или "прости их Господи,не ведают ,что творят"),она не может подвергнуть ее ревизии и дополнению,толпа идиотов-это не примерно один гений,а просто-толпа,к сожалению,он видит дальше и глубже любой толпы,как там у Высоцкого:"и если Бог подарит зоркий Глаз,то ты увидишь смерть врага еще при этой жизни!"-а не подарит,он увидит твою,по другому не бывает,нет вечного статус-кво и право на жизнь имеет только тот кто готов за нее бороться и побеждать!-а что могут дрессированные животные-ждать милости?-а возможна ли она?-мне очень жаль домашних животных,но у меня нет такой роскоши,как -милосердие т.к. не я придумал этот мир,я родился ,а он уже был и мне пришлось подчиниться его Законам,хотя я с ними и не согласен...

Александр Соколенко 2   16.11.2016 06:49   Заявить о нарушении
"-мне очень жаль домашних животных,но у меня нет такой роскоши,как -милосердие т.к. не я придумал этот мир,я родился ,а он уже был и мне пришлось подчиниться его Законам,хотя я с ними и не согласен..."
Воистину, не стоит прогибаться под изменчивый мир!

Евгений Неизвестный   16.11.2016 10:58   Заявить о нарушении
Пробуем,но получается не очень.Спасибо.

Александр Соколенко 2   16.11.2016 13:28   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Евгений Хацкельсон
Перейти к списку рецензий, написанных автором Евгений Неизвестный
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.01.2013