Рецензия на «Можно?» (Ольга Ии)

Глубокоуважаемая Ольга!

Публикация стихов на «Прозе.ру» (при наличии «Стихов.ру») привлекает моё особое внимание. Никак не пойму, почему многим авторам хочется публиковать свои стихи именно на «Прозе». Нередко — только стихи и — никакой прозы!
Скажете — есть такой раздел, но он-то был создан Администрацией, скорее всего, «под нажимом»: наплывом массы стихов на «ПРОЗУ».
Мне всегда кажется, что тогда это должны быть стихи особые, заставляющие любителей прозы полюбить и этот жанр литературного творчества. Увы, только кажется...

Разбираемое стихотворение, не имеющее ещё хвалебных отзывов, удивляет, прежде всего, вопросительным знаком в оглавлении. Задам вопрос и я, но — не «можно?», а — «почему?». Вы ведь перебираете варианты возможных действий, но не задаёте вопрос? Это — и не выражение сомнения, ибо последней строчкой Вашего стихотворения Вы утверждаете бессмысленность любых вариантов действия для получения желаемой «толики...взгляда» (о них — ниже).

Рифма, в принципе, слабовата: забыть-убить-просить, продать-отдать (всё — глагольные рифмы), заново-перевалами, света-беззаветной (ну, что за рифмы?). А сиротливое «твоих» — совсем без рифмы..

«... ползти за тобой перевалами» — «ползти» я бы ещё допустил, но «ползти...перевалами». Перевал — наиболее удобное, доступное для перехода место в горном хребте или массиве. Посему, если уже по нему «ползти», то каким же способом одолевать горы? Можно идти, ехать и т. д. полем, лесом, пр., но «ползти...перевалами» (за ним)?!

„...Хоть крупицу любви беззаветной“ — как-то не вяжется одно с другим: «беззаветной» — то есть, доходящей до самозабвения, чуждой всякого расчета, без всяких оговорок — и... «крупицу».

„...Хоть за толику этого взгляда“ — какого-такого «ЭТОГО взгляда»? О нём не было ничего сказано. К слову «толика» может быть и НЕ МАЛОЙ, вопреки тому, что Вы хотели «толикой» сказать. Поэтому-то «толика» практически всегда употребляется с прилагательным «малая», а, вообще, означает — ЧАСТЬ, ДОЛЮ (чего-то).

Был бы я с Вами «на ты», я бы, процитировав Вас же, закончил так: такие стихи публиковать «ТЕБЕ не надо»! Именно — ТЕБЕ. Потому что как в этом, так и в других стихотворениях есть и интересные мысли, и незаезженные образы... Однако небрежность, недостаточный технический уровень всех стихотворений не согласуются ни с мыслями, ни с образами. Не составляют, так сказать, единое. То, что именуют высоким словом поэзия.

Ваш,

Согрива   18.03.2013 19:31     Заявить о нарушении
Детально, объемно!
Спасибо!
Люблю критический взгляд и дельные замечания.

Ольга Ии   18.03.2013 20:24   Заявить о нарушении
А Вы, наверное, подумали,что я сбежала лелеять "грешные мыслишки" и вынашивать план мести? Отнюдь.
Я внимательно прочитала Вашу рецензию и погрузилась в задумчивость. А после в поиски. Так что спасибо за плодотворно проведенное время!

Знаете, пока искала ответы на свои вопросы, возникшие у меня с Вашей подачи, я нашла много полезного и любопытного. Признаться, меня немного покоробило эта "слабоватая рифма". Стало быть, должна быть рифма сильная?!
Есть такая! Рифма глагольная, но специалисты настаивают на ином названии "грамматическая" не всегда звучит хорошо, благородно. Не всегда, подчеркивают они. Все зависит от ритма произведения, от его смысла. Конечно, злоупотреблять простотой не стоит, и здесь Вы, безусловно, правы.
Некоторые же, однако, утверждают, что
"рифма - это РИТМИЧЕСКИЙ элемент стиха. Опять - его величество ритм! Рифма конечно же может нести и другую нагрузку, но главное, что делает рифму рифмой - это выполнение ритмической функции.

Поясним на примере

Так скажем, белый стих можно записать

"Над седой равниной моря ветер тучи собирает...

или

"Над седой равниной моря
"Ветер тучи собирает

или

"Над седой
"равниной моря
"ветер тучи собирает
и.т.д.

Строка - ВАЖНЕЙШАЯ ритмическая единица стиха - здесь оказывается оформленной только чисто типографски. Звуковая структура самого стиха допускает весьма неоднозначную разбивку на строки. В отсуствие рифмы размывается строковая структура стихов, резко обедняется важнейший ритмический компонент. И не только. Размывается также СТРОФА - ритмический элемент, обусловленный чередованием строк.

Поэтому белые стихи, после внедрения рифмы, навсегда оказались на обочине стихосложения. И сейчас практически в 100% случаев представляют собой суррогат, производимый неумехами. (белый стих традиционно используется в драматургии - но это несколько иная область чем просто поэзия - и здесь это обстоятельство обсуждать не буду).

Еще раз подчеркнем главное назначение рифмы - РИТМИЧЕСКАЯ функция. Все остальное - НЕОБЯЗАТЕЛЬНО." (вот источник -http://samlib.ru/d/dolgaja_g_a/osnovistihoslozheniya.shtml - здесь полная версия, а тут отрывок только про рифму - http://darkness-lit.su/forum/57-902-1).

http://irinaostudina.ucoz.ru/forum/8-520-1 - вот также прелюбопытная статья. В качестве примера банальной рифмы приводится стихотворение Цветаевой. Но... победителей не судят.

Далее про ТОЛИКУ. ТОЛИКА только и может быть МАЛОЙ частью, что явственно следует из определения самого слова. Посему, считаю употребление слова ТОЛИКА с прилагательным МАЛЫЙ чистой воды тавтологией. Зачем же нужно это дублирующее прилагательное?

ЭТОГО -остается на откуп читателю. Ему решать, какого такого эдакого)

Беззаветная любовь действительно не может быть поделена ни на крупицы, ни на килограммы. Но здесь автор использует стилистический прием, именуемый оксюмороном.

Вопрос в названии... Скорее риторический. Можно, мол, сделать все, что угодно. Только надо ли кому-то...

С перевалами - согласна. Промахнулась.

Но так ли уж плохи стихи, что их совсем не надо публиковать?! Может, как раз такие вот рецензии и помогут глубже постичь природу стихосложения и, если не довести до совершенства, то , по крайней мере, улучшить?

А если не опубликуешь, так никогда и не узнаешь, а каковы они, эти стишата.

С уважением,

Ольга Ии   18.03.2013 23:18   Заявить о нарушении
Глубокоуважаемая Ольга!

Видите сами, я не склонен к полемике по поводу моих взглядов на то или иное произведение. Отвечаю нечасто. Но Вы так тщательно готовили свои возражения, что не ответить на них, хотя бы кратко, нельзя.

1. Переписанное Вами о рифмах и ритмах обсуждать нечего. Но Ваша ссылка на то, что ритм важнее рифмы, при ТАКОМ ритме:

„Можно, в сущности, всё забыть
И начать  эту жизнь заново.

Можно гордость в себе убить
И ползти за тобой перевалами.“

меня удивляет. Вы полагаете, что «И начать  эту жизнь заново» и «И ползти за тобой перевалами» имеют один и тот же ритм? Разбейте-ка ВЕСЬ свой стих на слоги... Посчитайте...

Посмотрите, я постоянно твержу авторам стихов, что они игнорируют РИТМ. Вам не написал, потому что у Вас грубейших сбоев ритма нет (простая шероховатость), да и было о чём другом писать.

2. Выписка из академического «Словаря русского языка» под редакцией А. П. Евгеньевой:

Толика — (Разг. устар.): некоторое количество; доля, часть чего-л. «В Москву я переберусь в начале сентября, когда соберу толику денег, необходимую для перевозки.» Чехов, Письмо Н. А. Лейкину, 20 авг. 1886 г.
Малую толику — немного. «Он не мог никогда удержаться, чтобы не приврать малую толику.» Мамин-Сибиряк, Гроза.

Современное значение слова «толика» - то же самое.

3. «Беззаветная любовь действительно не может быть поделена ни на крупицы, ни на килограммы. Но здесь автор использует стилистический прием, именуемый оксюмороном.» Так пишете Вы — прямо в духе классической критики — о себе.

Помилуйте! «Живой труп» (Л. Н. Толстой): живой не может быть трупом, а труп — живым. «Убогая роскошь» (А. Н. Некрасов): убогое не может быть роскошным и, наоборот. Или — у А. А. Ахматовой: ««Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной». Нельзя грустить весело, наряжаться обнажённой. А у Вас? Крупица не может быть беззаветной? Спросите любого, что означает «беззаветный» — кто ответит сразу же и правильно? А оксюморон должен быть столь же внезапно эффективным, как столкновение двух автомобилей, двигавшихся в противоположных направлениях.

4. Стоит ли публиковать сырые стихи? Нет! Вы ведь, перед тем как появиться в новом наряде на балу, примеряете его дома, спрашиваете мнение людей с хорошим вкусом, что-то поправляете. Можно это, конечно, сделать и после бала. Но (используем упоминавшиеся СЫРЫЕ стихи) это создаёт «подмоченную» репутацию.

5. Кстати, с той же осторожностью надо подходить к выбору иллюстрации. Выбранная Вами — кич, сентиментальщина.

Ваш,

Согрива   19.03.2013 11:55   Заявить о нарушении
Словарь под редакцией Ефремовой дает определение толики как некоторое, малое количество. Словарь Кузнецова точно такое же. Словарь русских поговорок тоже.
Вы хотите поспорить с авторами словарей?

Что же до фото - слишком громкое слово! Не считаю, что он имеет место быть.

Про балы... Вы верно заметили, выбирая наряд, кто-то советуется с теми, кто обладает более тонким вкусом! Так вот - стихи выкладываются именно с этой целью. На суд! И если я хочу услышать мнение о том или ином произведении, оно появляется здесь. К сожалению, в моем узком кругу нет литераторов, способных оценить или раскритиковать, так что...

Вот от Вас удостоилась внимания!

Ольга Ии   19.03.2013 13:35   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ольга Ии
Перейти к списку рецензий, написанных автором Согрива
Перейти к списку рецензий по разделу за 18.03.2013