Рецензия на «Тайна змеиной мудрости» (Александр Скороходов)

Любопытен обычай - «показать язык», распространен в различных цивилизациях, который долгое время оставался для меня загадкой. Так божество доколумбовых культур Уэуэтеотль - «Старый бог», изображен с высунутом языком и вставленными кольцами в прорезь мочки уха. Некоторые детали обрядов тибетцев предопределили дальнейшие размышления. Традиционное тибетское приветствие, высунутый язык как самый вежливый его признак. Считается, показывая язык, тем самым ты даёшь понять собеседнику, что ты не демон - у демонов языки зелёного цвета. Здесь мы встретились с наслоениями культурных традиций, изменивших их первоначальный смысл. По моему мнению, в данном случае цвет «языка» не играет определяющей роли, тогда в таком случае, что имелось в виду? Обратимся вновь к пантеону богов цивилизации майя доколумбовой эпохи. Божество Чак мифологии майя – бог дождя, грома и молний, изображался с вывалившимся раздвоенным языком. Следовательно, в древнем мире надо было увидеть «змеиный» язык божества, чтобы понять, кто это, бог или демон. Имеет ли под собой какое либо основание к предложенному выводу?
Обратимся к одной из молодежных субкультур современности, в определенных слоях, которой культивируется операция по раздвоению языка, т.е. приобрести змеиный язык. В древнем Египте кобра - символ высшей божественной и царской мудрости и власти. В Греции змея олицетворяет мудрость, обновление жизни. Имеет ли само пресмыкающееся, какое либо отношение к синониму мудрость, очевидно нет. А вот сопоставить его с образом «Просвещенных» и их культурой, возможно здесь и скрывается истина. Т.е. знаковое проявление очевидно в таком виде несло определенный смысл, утерянный или поменявший значение в последующих культурах.
По представленным данным Т. Хейердалом, в VI веке до н. э. на Шри-Ланке обитали три племени, называемые ракхаса, якха и нага. Он пишет, что в южно-азиатской мифологии между ними нет четкой грани, для всех они, так или иначе, были демонами. Похожая картина сложилась и в древнеегипетской мифологии, все демоны объединены одним словом – Себау. На сингальском языке слово «нага» буквально означает «змея». Полуостров Джафна в северной оконечности Шри-Ланки; на тамильском языке называется Нага-дипа - «остров Нагов». В одной из книг Махабхараты описывается сюжет; одного из героев ведической мифологии Арджуну полюбила дочь царя нагов Улупи. По настоянию девицы герой уделил ей одну ночь. Исключив сказочный элемент из данного повествования Махабхараты, можно предположить, что здесь заключена обычная человеческая действительность. Действительность без всяких змееподобных существ, где традиция тесно переплелась с вековыми наслоениями взглядов на эту культуру. Попутно заметим; образ человека-змеи широко использовался как в доколумбовой Америке, так и в Шумере и древней Греции. Таким образом, в истории с течением времени реальный персонаж превратился в мифологический образ. Если арии вследствие своих традиций изменяли форму ушей, то почему бы и не предположить, что какая-то часть из них не разрезала язык. Как видимый знак принадлежности к какой-то определенной группе, носителей знаний. В древнекитайском литературном памятнике «Каталог гор и морей» упоминается народ раздвоенных языков, пребывающий на востоке от горы Куньлунь. Что, в какой-то части подтверждает предложенную гипотезу истоков происхождения подобных взглядов на данную культуру, ее существование в древности.

Евгений Казанцев   25.05.2013 05:11     Заявить о нарушении
Да, загадочная личность этот змей!
У одних он - Бог, у других - Мудрец, а у третьих - Гад, соблазнивший библейскую Еву на первородный грех (непослушание слова Господня)
Видимо ещё долго придётся разбираться с ним...

Спасибо за развернутую рецензию, почерпнул для себя толику знаний о древних божествах!

Александр Скороходов   29.05.2013 11:10   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Скороходов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Евгений Казанцев
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.05.2013