Рецензия на «Араб, еврей, безбожник, выкрест...» (Зинаида Александровна Стамблер)

(Ну, вот. Ошибки насажала, переделала, а программа, ведающая замечаниями и ответами на них, исправленное публиковать не хочет. Ставлю как полновесный коммент. %Р)

"Зина, ты не поняла меня относительно Германии.
Мне в принципе непонятно, как евреи, родственников которых травили в газовых камерах, едут сегодня жить в Германию?
Извини.

Наина 27.05.2013 10:05"

Нормальный вопрос, совершенно не стоит извиняться.
Без проблем отвечу, потому как сама думала о моральной стороне не раз. И даже сны были "генетические", емтс. И везде какие-то аллюзии мерещились, коннотации, реминисценции.

Думаю, ты в курсе, как была начата эта программа приёма евреев из бывшего СССР. А не в курсе, я напишу, но потом. Она продолжалась долго. Отношение к ней с обeих сторон, Германии и евреев, менялось всё время и было сильно неоднозначным даже внутри самой Германии (структурно, территориально) и уж всяко внутри самих евреев по всем парадигмам.

Папа, мой папочка... Он поддержал меня и даже говорил, что, возможно, после поедет тоже, потому что не мыслил себе жизни без Рудольфа, которого они с мамой помогали мне выращивать до 11 лет. Папа был атеистом и коммунистом - но не в смысле узкого, болезненного и странного воплощения идеи коммунизма, а того глобально-идеалистского, культурно-этического... более похожего на экуменизм, что ли... И атеистом-то он был условным, в смысле, на словах. Да и его идеализм-экуменизм-коммунизм, будто прекрасные утопические идеи Сирано де Бержерака и Томаса Мора, перекликался с православными идеями все(ленского)прощения и любви.

И как мой папа поддержал моё принятие христианства, так же - спустя примерно семь лет - папа поддержал и моё решение эмигрировать в Германию.

Сразу скажу, что эта программа приёма евреев из бывшего СССР, насколько я могу судить, или совсем уже закончена, или Германия даже и не плавно, но и не совсем чтобы резко, конечно, заканчивает её и принимает только тех, кто подавал документы до какого-то срока и чьи документы то ли рассмотрены, то ли как... или примерно так. А также тех, кто может себя и свою семью обеспечить на каком-то определённом финансовом уровне и пр., а также на тех основаниях, что принимает любое европейское государство: беженцы, но уже не контингентные (контингентные беженцы - именно таков был статус советских евреев) или даже с ограничениями какими-то. Даже о ново-возвращающихся поздних перелеселенцах - казахстанских и сибирских, прибалтийских, поволжских и не только этнических немцах и их семьях я уже не слышу.

Когда я подавала документы на выезд, начался 1996-ой. Хотелось уехать из Эстонии куда угодно, рассматривалось всё: НЗ, Австралия, Америка, Канада, ЮАР, параллельная вселенная... И это при том, что папа ещё был жив, они с мамой жили, в целом, неплохо, оба имели эстонское гражданство, которое я тоже в то время могла получить. Особенно если учесть моё увлечение идеями мировой социал-демократии и даже прошлое бурное участие в малой эстонской политике. Оговорю отдельно: сугубо до момента, пока эстонская политика не показала своё безумно "изменившееся лицо", наподобие "бегущей пруду графини" из одной гениально деморализующей телеграммы, отправленной тов. О.Бендером г-ну Корейко.

Началом безумных изменений не только для меня стало самоубийство Юхана Вийдинга. "В те недели - конца февраля - начала марта 1995 года - практически все газеты, эстонские и русские, напечатали последнюю прозаическую миниатюру Юхана Вийдинга, его поэтическое завещание, связанное с печально известным экстремистским лозунгом “Эстония - для эстонцев”. Комментировать это, как и сам последний творческий акт Вийдинга - его добровольный уход - я не вижу смысла. Разумеется, в который уж раз чествовали мертвого поэта, но так уж случилось, что именно тогда он был подарен мне - и, думаю, многим другим тоже." (Ольга Титова)

Ну, не смогла я остаться спокойной, и поскольку второпях писать об этом не могу, пока привела слова переводчика Вийдинга. Как и многие из моего поколения, я встречала Юхана Вийдинга в Старом городе, на улочках, а также видела и слушала его в кафе "Пегас". И навсегда запомнила его так напоминавший Олега Даля и одновременно Маленького Принца Экзюпери образ. Как-то довелось подготовить и поместить в сеть материал о нём. Если тебе интересно, поищу.

Почему было принято решение эмигрировать из Эстонии именно в Германию? Так было проще всего. И уехать - самый простой легальный путь отъезда. И конечно, социальные гарантии - ехали с ребёнком и котом, и режим наибольшего благоприятствования, и то же самое море, тот же залив... Балтика-прибалтика. Союз Ганзейских городов. И главное, ездить в Таллин не так далеко, как из, например, Австралии.

Причина, почему не в Израиль мною (да и в то время всеми ходатайствующими о ПЖ в Германии контингентными беженцами) как отдельная тема была в обязательном порядке полностью раскрыта в письме, которое я писала своей рукой на немецком языке и приложила к Ходатайству и всем копиям. Таковы были условия подачи документов на выезд. Копию перевода своих "аргументов и фактов", кстати, недавно нашла. Я не могла бы сама выдать такое на немецком, а потому написала по-русски всё, что думала и хотела сказать, отнесла переводчику, который нашими бумагами занимался - переписала рукой, поставила свою закорючку и приложила к документам. Вот прикалывались-то дамы с господами, наверное, читаючи моё письмо, в хорошем смысле.

Продолжу, если будут вопросы. :)

Зинаида Александровна Стамблер   04.10.2013 05:26     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Зинаида Александровна Стамблер
Перейти к списку рецензий, написанных автором Зинаида Александровна Стамблер
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.05.2013