Рецензия на «Язык, сознание, реальность» (Игорь Гарин)

Игорь,
я поражен фундаментальностью и глубиной Вашего мышления и знаний.
В моем романе «Наука и страх» я (как любитель, непрофессионал) слегка коснулся некоторых понятий, затрагиваемых в Вашем отрывке.
Например (извините за длинные цитаты):
- Его искания виделись частью более общей, непомерно грандиозной проблемы отображения вселенной мозга с помощью весьма ограниченных возможностей языка человека. «Язык, – размышлял он, – это произвольная дискретизация генетически заложенного в сознании непрерывного и бесконечного пространства нашего опыта выживания, понятий различных наук и философских категорий. Насколько близка эта дискретизация к оригиналу, нам знать не дано. Инстинкты …, по-видимому, лишь незначительная часть такого опыта, понятий и категорий. Всеобъемлющее количественное изучение языка, вычленение из него все новых и новых систем, подобных элементам сознания …, и представляет один из путей расшифровки методологии, реализуемой операционной системой мозга.

- Свидетельством внеземного происхождения человека может служить и факт сохранности спермы и яйцеклетки при сверхнизкой температуре. Приобрести это свойство в рафинированной среде нашей планеты невозможно.

- Мозг оказался подготовленным к восприятию и усвоению необозримых объемов информации современного мира. Каковы объективные причины и пути приобретения этого свойства в условиях нашей планеты; как и на каком этапе эволюции это произошло – наука объяснить не в состоянии. Аналогичной мускульной избыточностью организм человека не обладает.
– Все разумное и живое усложняется в своем развитии. Эволюция, совершенствование сопровождаются усложнением.

– Отдельный человек – это устройство или творение одноразового пользования, не рассчитанное на долговечность, починку, тем более на капитальный ремонт. Естественный доступ к его важнейшим функциональным органам отсутствует. Наши останки истлевают. К концу жизни изнашивается не только физические механизмы и оболочка, но также сознание и психика. … Вряд ли имеет смысл или имеется форма их послежизненного существования. Знания, опыт и чувства, обретенные отдельным человеком, исчезают вместе с ним. Каждый новорожденный должен начинать процесс познания с нуля.

– Понимание мозговых процессов, целей и смысла мироздания и существования человека требует мышления категориями бесконечно примитивных и бесконечно сложных структур. Также как и категориями вечности, что за пределами постижимого сознанием. Никто не знает, как их определить с позиции нашего опыта конечности и ограниченности. Это не исчисление бесконечно больших или бесконечно малых в математике. Это нечто совсем другое, значительно более мудрое. У нас нет слов, нет средств отображения, изображения и воображения для постижения чудовищной грандиозности, безмерности и величия вселенной, жизни и смерти.
- Многообещающим, даже фундаментальным направлением исследований виделось проникновение в таинство функционирования инстинктов – генетически выпестованных строительных блоков разума, которые он назвал элементами сознания.

- Понять способ воплощения хотя бы одного из элементов сознания. Например, принципа недоступности извне памяти и процессов мышления.
- автократическая система правления – это один из этапов развития цивилизации. Этот этап – закономерность истории большинства государств, большинства наций, большинства семейных родов. Перешагнуть его безболезненно невозможно. Жизнь под гнетом автократии развивает один из важнейших элементов сознания – стремление к свободе и демократии, преклонение перед ними, страх их лишиться, необходимость их защиты. Сообщества людей, предшествующие поколения которых не изведали гнета диктатуры, ущербны и недоразвиты.
- противостояние диктатуре инициирует гуманизацию искусств, и цензуру подневольных систем преодолевают единственным способом – созданием шедевров. Вообще, прогресс культуры во многом обусловлен остротой и глубиной конфликта авторов-интеллектуалов с политической системой и с созданной ею средой террора, – иначе эта культура вырождается.
- Трагедия России в смешении высочайшей европейской культуры и средневековой азиатской власти с ее пресмыкательством и двуличием. По характеру правления мы сродни Ираку, Бирме, Северной Корее. В политике, торговле, обслуге царит дикая азиатчина. В точных науках, классической литературе и искусстве преобладают европейские формы, представления и воззрения. Идет непрерывное противоборство: азиатчина душит и давит европейщину.

- Попрание властью закона, даже если оно не представляется значительным, – элемент цепной реакции распада. Совершенствуясь, зло пожирает самого себя,
- К непризнанному или отвергнутому таланту жизнь беспощадна и жестока. Ему противостоит весь мир!
- Мы не умеем предсказывать погоду на пять-шесть дней вперед. О каком предвидении климата может идти речь?
- Страх повелевает всеми ... Не боятся только бандиты и кретины,
- Положение граждан тоталитарного государства идентично положению заложников, захваченных террористами.
- Зависимость от суждения и вкуса толпы для таланта погибельна.
- История несправедлива вообще. Мы можем только гадать об исходе текущей, третьей в этом столетии инкарнации России.

Извините, если все это выглядит наивно, я надеюсь, что не очень уж глупо.
Извините, если утомил Вас.
Здоровья Вам, творческих успехов и долгих лет жизни.

Илья Поляк   29.08.2013 04:49     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Игорь Гарин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Илья Поляк
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.08.2013