Рецензия на «Последняя Капля» (Михаил Ливанов)

Ну что ж, начнем, помолясь.
Пишите Вы, безусловно, хорошо. Вернее – поскольку такое заявление самонадеянно предполагает, что я разбираюсь в том, что такое хорошо, а что такое плохо - правильнее будет сказать, что пишите вы так, как мне нравится. С должным количеством второстепенных вроде бы деталей, которые задают повествованию нужный колер. С достаточной толикой юмора. С умолчаниями там, где детализация безусловно выглядела бы фальшивкой. Наверняка Вы и сами знаете, что пишите умело – так что не буду дальше об этом. Лишний елей ведет к закупорке сальных желез.
Теперь – о самом тексте. Прежде мне не встречалось, чтобы посланцы «сверху» и «снизу» действовали сообща, и это выдает в вас оптимиста. Я, одолев Ветхий завет, стал подозревать, что Библия – это театр одного актера, выступающего то в одной, то в другой ипостаси. Ну, положим являлся Пречистой Гавриил с медной дудкой – но куда как чаще приходил рогатый копытный и ползучий: то он подбивает Еву на кражу, то искушает Христа, то Антония, а то и доктора Фауста. И вообще сей деятель куда как активнее Самого вмешивается в земные дела, если только речь не идет об масштабных экзекуциях: потопах, сожжениях городов, Казнях Египетских и т.д. Вот тут Ему на пути не попадайся, сметет! И получается, что когда идет речь о пакостях по мелочам и мелких провокациях, то является дядя в черном, ну, а уж на праздники всеобщего геноцида он же одевает белые подштанники.
Но, надо сказать, что Сам и у Вас выглядит довольно непрезентабельно. Наделив подшефных свободой воли, он сидит и смотрит сверху, когда же людишки окончательно скурвятся? И как только момент настает, он является и вещает: «Ну что, щучьи дети, доигрались?» И тут же зовет кого ни попадя и говорит ему: «Выбирай, мужик: можно на костер, а можно и четвертовать. Что больше по сердцу?» И бедный мужик, который ни сном, ни духом, выбирает меж двух зол. В случае чего Боженька скажет: «Это не я, это вы сами так решили, во-о-он тот волчара захотел. А я всего лишь палач, поскольку «Мне отмщение, и аз…»
И дальше – плывет в ковчеге Ной с семейкой, готовясь к предстоящему неизбежно кровосмесительному блуду, и отворачивает рожу от тех, кто протягивает к нему из воды детей.
Наверное, Вы видите другого Бога – доброго и сурового, справедливого и милосердного. Мне же он видится капризным тираном, лишенным разума, и вовсе не потому, что будто-бы таким он у Вас описан. Просто хороший рассказ (так мне кажется) допускает неоднозначность толкования, иначе он становится занудной моралью. Нет уж, Льва Толстого не люблю.
Еще скажу, что с самого начала ожидал увидеть пересечения в том, что пишем мы оба. Вот, скажем, вещи, которые кажутся мне если не близкими, то в чем-то родственными Вашей «Последней Капле»: http://www.proza.ru/2011/04/27/1020 и http://www.proza.ru/2012/03/11/1090
Ну, и последнее, пожалуй, не имеющее отношения к Вашему рассказу.
Будучи атеистом, я, тем не менее, убежден, что Бог есть. Поясню аналогией. Скажем, энергии, как материальной субстанции, не существует: она - лишь проявление некоей симметрии мира, инвариант, который можно сосчитать и который в изолированной системе существует без изменения. Но, с другой стороны, эта совершенно абстрактная штука правит неимоверным множеством процессов в мире. Другой пример. Сравним нынешнее положение какого-нибудь жителя деревни Малые Волдыри из тьмутараканской области, реально жившего с конца 19 века до середины века прошлого, и никогда не жившего in koppere Остапа Ибрагимовича Бендера. Могила первого давным-давно сравнялась с землей, и даже потомки о нем давным-давно забыли - а второй благополучно мутит нам мозги по сию пору. Кто из них более жив? Я уж не говорю о том, который "...и теперь живее всех живых, наше знанье, сила и оружие". Так что и Бог - вполне реальная и вполне действенная сила, но лишь постольку, поскольку есть мы с вами. Но вот его самоубийственные повторяющиеся опрокидывания чаши мне непонятны. Что было бы с ним, коли ковчег Ноя по темной лавочке налетел бы на Арарат и пошел бы на дно? Или же, если бы одурев в сутолоке после разрушения Вавилонской башни, люди забыли бы о Нем навсегда? Вот тут-то и пришел бы конец вседержителю. Рисковый он все же малый...

Алексей Степанов 5   07.10.2013 17:35     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей. Спасибо за столь развернутый отзыв – есть, над чем поразмыслить. И так вот разом то и не ответишь. Сразу хочу сказать – однозначное толкование в подобной тематике вряд ли возможно, потому, что вряд ли кто-то знает, как оно всё есть на самом деле. И уж, действительно, какое тут морализаторство? Так… игра. Тем более, что Жихарь и компания лично мне куда ближе и понятнее пафосных героев Льва Николаевича.
Почему «непрезентабельно»? Ведь наделил же свободой воли? Наделил. Тогда сколько можно ходить за дитем с ложкой каши и ночным горшком. Тем более – дитё двух метров роста, амбициозно, эгоистично и норовит сбацать гопак на граблях, наплевав на увещевания и намеки. Ну, так и чегой-то я за вас думать буду, если «доигрались?» Сами наворотили, вот сами и примите решение. Чтобы не было потом воплей и обид, дескать, загубили таланты и возможности, я вот так хотел, а мне тут, понимаешь, руки выкрутили. Сами, дорогие, сами. Тест на «взрослость». А то, что выбор небогат – ну, как накосячили – так и получайте. Клин клином вышибают. И по-моему, клин уже приставлен, и молоток «пошёл». В общем, обижаться - смысла никакого. Сами ведь в подобных случаях так поступаем.
«Рисковый малый» - может это только нам так кажется? Как почтеннейшая публика с придыханием и тихим ужасом смотрит на игру куражливого поддатого картежника – «Вот это да! Во даёт, дядя! Вот это риск! Понимает ли хоть, что делает?» А дядя не то, что прикуп знал, а вообще играл своей колодой, и вся партия загодя была «расписана». И вообще – насколько мы исключительны, чтобы злоупотреблять вниманием? «Что было бы с ним»… А сколько у него может быть ещё игорных столов, помимо нашего? И, что мешает просто встать и бросить карты – «пас, больше не интересно». Кто его знает…

Михаил Ливанов   08.10.2013 13:07   Заявить о нарушении
Свобода воли - это когда живешь по своему разумению, зная, что за плечами не стоит дядя с топором, который к тому же и не объясняет тебе, чего ему, собственно, нужно. Он действует руководствуясь собственной прихотью и за то, за что вчера награждал, сегодня вполне может устроить "темную". У него не семь пятниц на неделе, а куда как больше. Кроме того, как я разумею, ошибочные действия приводят к неприятным последствиям независимо от того, есть ли дядя с топором, нет ли его. А раз так, то он - не более, чем волк, который ждет, когда стадо пойдет к оврагу, чтобы загнать его туда и сожрать. Я уже говорил о том, что за гранью бытия есть, судя по всему, один-единственный актер, который рядится то богом, то сатаной - но истинная его личина все же вторая.

Алексей Степанов 5   08.10.2013 16:09   Заявить о нарушении
Что поделать: правила игры могут меняться по ходу дела, цели её неясны, но выйти из неё не доиграв - не получиться. "Джуманджи". Но графика... Но спецэффекты...

Михаил Ливанов   08.10.2013 16:34   Заявить о нарушении
Тут согласен. "Вы оцените красоту игры" - отменная песня.
Боюсь показаться назойливым, но Вы, Михаил, так и не глянули на вторую ссылку - "Черт и Скипидар"

Алексей Степанов 5   08.10.2013 19:38   Заявить о нарушении
"Замечательный день сегодня – толи чай пойти выпить, толи повеситься."
А.П.Чехов.
Михаил, правильно "то ли". Частица "ли" никогда не пишется слитно.

Татьяна Матвеева   23.08.2015 15:02   Заявить о нарушении
Спасибо. Думаю - не самый большой мой грех, и не самый великий косяк. Поправлю.

Михаил Ливанов   23.08.2015 15:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Ливанов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Степанов 5
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.10.2013