Рецензия на «Санкт-Петербург тоже еврей! Люди на кострах» (Александр Фильцер)

Пожалуй, резче всего националистическая идея выражена в Библии - древнейшем литературном памятнике. Согласно ей, то, что отделяет евреев от других, их национальное знамя - их бог. («Я избрал Вас из всех народов Земли». Библия, Амос, 3, 1-2. «Ты не должен заключать союз с ними (другими народами) и их богами»). Библия, Исход, 23, 32. Именно религия оказалась хранителем памяти еврейского народа.
Хотя евреи в Ветхом Завете по отношению к богу показаны, как самый непослушный и грешный народ, избранный богом отнюдь не за какие-то особые достоинства («Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею; ибо ты народ жестоковыйный». Библия, Второзаконие, 9, 6.), однако Завет, данный евреям Богом, организует всю человеческую историю как единый процесс движения человечества в царство Божие, в ходе которого евреям отведена совершенно особая роль, они - главное действующее лицо истории. Эта мессианская вера стала той национальной философией, которая помогала угнетенному народу видеть в своих страданиях божественное предначертание и легче воспринимать удары судьбы.
От евреев, после уничтожения их государства рассеянных по свету, преследуемых и страдающих, берут начало идея избранности народа, идея великой миссии, которую гонимому народу суждено нести в мир, идея исторической памяти, воплощенная в святой книге, и вера в великое будущее.
Евреи на заре истории - кочевое племя. Они бродят со стадами по Междуречью, кочуют по землям Сирии, бродят на юге Палестины. Бежав от семилетней засухи в Египет, евреи попадают в рабство к фараону. Тогда они возвращаются в Палестину и завоевывают ее, захватывая крепости сынов Ханаана. Вот выдержка из школьного учебника по истории Израиля: «Много лет воевали израильтяне с ханаанеями, пока не захватили большинство горных районов на юге, в центре и на севере, в Галилее. Что же делали израильтяне в завоеванных районах? Ответ на этот вопрос ясен: сыны Израиля завоевали Эрец-Исраэль, чтобы поселиться здесь, чтобы эта земля стала им домом. Иехошуа призвал всех старейшин израильских племен и разделил между ними «завоеванную землю». Каждое колено Израиля получило в стране свой особый удел». История еврейского народа. Учебник для среднего школьного возраста. Авторский коллектив под руководством Ш. Шавита. 3 изд, с.36-38.

Сергей Шрамко   12.10.2013 21:38     Заявить о нарушении
Историк Дубнов С.М. рассматривал нацию "как культурно-историческую группу, которая независимо от того, сохранила ли она из прошлого или утратила (частью или вполне) свои внешние атрибуты - расовый тип, территорию, государственность или язык, - в настоящем сознает себя нацией в силу всей совокупности своей прежней самобытной эволюции". Он считал, что "самосознание нации есть главнейший критерий ее существования". Полагая, что "именно субъектные или духовные факторы национального типа являются венцом эволюции" последнего, материальные же факторы играют лишь роль степеней, ведущих "к выработке стойкой, сознающей себя национальной личности", Дубнов заявил, что "еврейская нация представляет собой высший тип культурно-исторической или духовной нации". "Еврейский духовный или культурно-исторический национализм, не противоречит общегражданским обязанностям различных частей еврейства в различных государствах... Евреи везде образуют не государство в государстве, а нацию среди наций". Как духовная или культурная нация, еврейство не стремится "ни к территориальному, ни к политическому обособлению, а только к общественной и национально-культурной автономии", к "признанию исторической и психологической необходимости национальной эволюции еврейства и отстаивания своей автономности во всех сферах жизни". Дубнов С.М. Письма о старом и новом еврействе. - Восход, 1897-1902, отдельно издано - СПб, 1907.
Сторонником культурной теории был и теоретик Бунда Хаим Житловский, который писал: «Национальность - это группа лиц, которая в продолжении многих поколений решала все культурные задачи человечества для себя, причем некоторые из них решала иначе, чем это делают другие группы людей, с которыми она сталкивалась или сравнивается, вследствие чего у нее выработались особые национальные формы творчества». Житловский Х. Социализм и национальный вопрос. - Варшава, 1906, с.37.
Понятие «национализм» стало и предметом раздумий поляка Адама Михника. В частности, он полагает, что «стремление к возрождению национальных ценностей, защита национальной культуры, борьба за национальную государственность - все это не является национализмом. Национализм - это не борьба за свои национальные права, а пренебрежение чужим правом на сохранение национального и человеческого достоинства. Национализм - это определенная концепция мира, согласно которой народы являются конкурентами в борьбе за выживание. Национализм - это выраженная форма естественной потребности каждого народа иметь свое государство. Национализм означает нетерпимость: он отказывает другому человеку в праве на национальную жизнь. Национализм - это способ избавиться от ответственности за прошлое. Виноваты всегда «чужие» - таково убеждение каждого националиста. Национализм, помимо этого, является способом создать такой образ своего народа, в котором не было бы места для «инородцев». Националистическое мышление делает возможными преследование космополитизма в культуре или ограничение в правах граждан еврейского происхождения. Национализм берет на вооружение лозунги типа «Россия для русских», «Польша для поляков» или «Израиль для евреев». Националистическая доктрина приводит к погромам, о чем свидетельствует кровь убитых в румынской Трансильвании венгров». Михник А. Национализм: чудовище пробуждается. - Век двадцатый и мир, №10, 1991.

Сергей Шрамко   12.10.2013 21:39   Заявить о нарушении
Многоуважаемый Сергей!
Спасибо за рецензию! Восхищен Вашей работоспособностью. Мне бы написать такой отзыв было непросто.
Кстати "ибо ты народ жестоковыйный" в оригинале отсутствует. Там написано "ибо ты народ с твердым затылкам". Но это так, к слову.
Всего хорошего!

Александр Фильцер   12.10.2013 22:20   Заявить о нарушении
А мне нравятся Ваши работы.

Сергей Шрамко   12.10.2013 22:55   Заявить о нарушении
Спасибо! Пытаюсь что-то рассказать людям новое, неизвестное.

Александр Фильцер   12.10.2013 23:02   Заявить о нарушении
Это чувствуется! Рад знакомству!

Сергей Шрамко   12.10.2013 23:04   Заявить о нарушении
Об истории советского определения нации Вас может заинтересовать моя работа "Отец народов и..." С уважением.

Сергей Шрамко   13.10.2013 08:08   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Фильцер
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Шрамко
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.10.2013