Рецензия на «Сопряженный интеллект или Я против ДОТУ» (Геннадий Шикунов)

Здравствуйте, Геннадий! Когда Вы писали эту статью, мы думали об одном и том же. Во многом согласен с Вами. Единственная разница в понимании личности. Мне кажется, если мы чётко разъясним для себя суть этого понятия, оно станет ключом к пониманию причин перехода от общины к обществу и дальнейшим изменениям человеческих отношений. Действительно, община - большая семья, и каждый в ней не заменим, ибо выполняет определённую роль, которую заслужил соответственно своим сильным(наиболее развитым) индивидуальным качествам. Фиксирование своего сознания на этих ярко выраженных качествах создаёт ощущение своего предназначения в общине. Один становится метким стрелком из лука, другой следопытом, третий вожаком и т.д. Эта роль и есть личность, маска, личина, которую одевает на себя человек и видит в ней смысл, реализацию своей жизни. Подобно этому люди, преуспевающие в своих профессиях, гордятся своими способностями, которые они верно отгадали в себе и развили в подходящем направлении. Осознание себя как личности способствовало в оседлых общинах, перешедших от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, дальнейшей специализации человека в постепенно формирующейся иерархической структуре городов-государств. Воины, архитекторы, руководители оттачивали своё мастерство. Ремёсла, впоследствии, перешли в высокое искусство. На фоне всеобщего муравейника появились люди занимающиеся отвлечёнными дисциплинами: наукой, искусствами и философией. Человек начал осознавать в себе не только самые сильные стороны, но и слабости, обращающиеся в пороки. А самое главное, он начал понимать, что кроме личностных качеств у него есть ещё огромный потенциал не реализованных способностей, которые значительно расширяют картину восприятия мира. Мы наблюдаем движение сознания к индивидуальной точке зрения. От пути внешнего искания оно постепенно переходит к постижению внутреннего мира человека, от личности к освоению всей индивидуальности в целом. Мне кажется, Природа дала нам сознание не как набор автоматических стандартов, а как способность всё более точнее отражать и, соответственно, стимулировать все заложенные в нас качества, тем самым расширяя наше восприятие до вселенских масштабов. Капля начинает чувствовать своё единство с океаном. Индивидуальность надо, прежде всего, понимать не как набор отличительных способностей, а как большой спектр данных нам качеств, благодаря которому мы можем, насколько это возможно, полнее воспринимать мир и чувствовать себя его частью. Фиксация на личности сужает наше окно в мир. Будущее общины - это соратники, истинные друзья, ценящие в другом его индивидуальность, как возможность открыть и в себе те же качества. Такие люди знают, что делают и куда идут.
Мне понравилась Ваша статья, и то что за два года на неё не было ни одного отзыва, говорит о её глубокой серьёзности.
С уважением,

Владислав Крылышкин   11.11.2013 02:20     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владислав!
Спасибо за отзыв. Он в высшей степени содержателен. Не буду с Вами спорить о сути личности. Это было написано давно и мне необходимо было в своём поиске иметь не противоречащее другим моим определениям определение понятия "личность".

Уже теперь, когда Вы знакомитесь с "Концепцией", Вы, уверен, отметите, что все понятия я сформулировал так, чтобы они остались согласованными между собой. Поэтому многие из них звучат довольно непривычно.
Соглашусь с Вами, что понятие "личность" больше тяготеет к коллективному варианту сообщества и отношений между людьми. В этом случае, бесспорно, Вы правы, когда говорите о "большом спектре данных нам качеств".
Что же касается общины, то её качества или следы её качеств можно встретить в современном мире, но слишком довлеет коллективный образ отношений, чтобы с уверенностью можно сказать, что отношения настолько отвечают духу общинности, что член общины не может выделить себя и свои качества в ней до уровня самоидентификации, если можно так выразиться.
Коллективные отношения противопоставляются общинным только их основами. В общине (в классическом её понимании) человек не задумывается о правилах своего поведения. Он руководствуется правилами и законами окружающего природного мира. А в коллективном варианте человек вынужден все правила прописывать. Естественно, примером ему служит община. И пытаясь жить по правилам коллектива, он постоянно сбивается на правила общины. С одной стороны, что он частично погружен в семью, с принципами общины, а с другой стороны он вынужден всё больше отвечать правилам коллективности образа жизни.
Очень бросается в глаза, когда современный человек пытается соответствовать библейским истинам, которые больше соответствуют, я бы сказал, общинному укладу. Но это моё мнение. Оно может быть утрированным, но в сути, надеюсь, не ошибочным.
Ещё раз хочу сказать о повторах, которые Вы отметите. Эти повторы , хотелось бы, чтобы воспринимались как приём, подчёркивающий тиражирование некоторых аспектов по аналогии в разных плоскостях нашего бытия. И с какой бы точки я не приступал «конструировать», я прихожу к одним и тем же центральным выводам и понятиям.
Ещё раз спасибо за отзыв.
С искренним признанием и уважением,

Геннадий Шикунов   11.11.2013 03:23   Заявить о нарушении
"В общине (в классическом её понимании) человек не задумывается о правилах своего поведения. Он руководствуется правилами и законами окружающего природного мира. А в коллективном варианте человек вынужден все правила прописывать".
Это то, что отличает совесть от морали, и сознание от рассудочных установок. Осознанность и чувствительность - лучшая нравственность, данная от Природы.

Владислав Крылышкин   11.11.2013 06:06   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Геннадий Шикунов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владислав Крылышкин
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.11.2013