Рецензия на «Марина Цветаева. Космос поэзии. Монография» (Наталья Анатольевна Шлемова)

"ФЕДРА" Марины Цветаевой. Читает Алла Демидова: http://www.youtube.com/watch?v=6wCvPQSOif4&spfreload=10

http://jezmmm.ru/philosophy/shlemovana/2020/09/26/marina-czvetaeva-poema-vozduha-analiz-m-l-gasparova/#comment-2377

********************

Алла Демидова
1 ноября 2015 года

Концертный зал имени П.И. Чайковского.
Марина Цветаева. Анна Ахматова.
*********************************************************************************
Рецензия на «М. Цветаева - не поэт, считает Д. Быков» (Лариса Савельева 2)

Уважаемые, здравствуйте!

Можно я тут вступлюсь за "Диму Быкова", как вы тут его в рецензиях называете.
Сегодня мало, кто имеет собственное мнение, вот Дмитрий Быков его имеет, у меня это вызывает уважение.
Просто Дмитрий Быков - не поэт, но, заметьте, сильный профессионал, интеллектуал, эрудит, честный журналист и очень хороший учитель литературы и вообще, смелый человек, с гражданской позицией.
Лекцию я его не слушала и слушать вряд ли буду, о поэте всегда лучше когда говорят поэты, а не критики и просто читатели, слишком уж сложное и противоречивое это явление - большой, настоящий Поэт.

Вы, уважаемая Лариса, процитировали Бродского и Пастернака, и это убедительно и больше уже ничего не надо.

Художественный универсум Марины Цветаевой вовсе не нуждается в алиби. Широкая аудитория не так глупа, чтобы не заподозрить великое.:)

Анастасии Ивановне я искренне завидую, в 90 лет коньки! - это высший пилотаж, с нашей-то гиподинамией. Здорово!

Спасибо Вам, Лариса!
С уважением и теплом,
Наталья.

P.S. http://www.proza.ru/2014/01/21/1959 - также о М.И.Цветаевой.

Наталья Анатольевна Шлемова 08.07.2015 09:56 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить

+ добавить замечания

Уважаемая Наталья Анатольевна, спасибо Вам большое за труд - что сообщили своё мнение, развёрнутое и аргументированное.) Если не возражаете, отвечу Вам завтра, чтобы тоже - подробно, с аргументацией.

С теплом, уважением и благодарностью,
Лариса С.

Лариса Савельева 2 07.07.2015 21:59 Заявить о нарушении / Удалить

Да, конечно, не беспокойтесь.
С теплом.

Наталья Анатольевна Шлемова 07.07.2015 22:59 Заявить о нарушении / Удалить

Доброго дня, уважаемая Лариса! (простите, не знаю Вашего отчества)

Я просмотрела все рецензии на Вашу публикацию и позволю себе еще пару реплик.

Дмитрий Быков - профессиональный филолог, чтобы не было сомнений. Среди филологов много дураков, это правда. Это только в древности Филология была матерью всех наук, нынче она очень обмельчала. В ней слишком мало Ментальных, оригинально мыслящих людей. Я это говорю, потому что сама из этой среды, не в первом поколении. Посему о профессионализме Дмитрия Быкова беспокоиться не приходится. Это первое.

Второе. Вы приводите цитаты из поэзии МЦ раннего периода, когда М.И. была еще несколько подражательна, зависима от некоторой стилизации, что совершенно естественно для юности.

Но, ведь настоящая Цветаева началась в 1921 - 23гг. и до конца 30-х гг. И в этот период творчества - она первый поэт России. И до сих пор остается первым Поэтом 20 века, аккумулировав в себе все достижения русской и мировой поэзии трех веков. В отличие от других наших гениев, МЦ еще и возможности Языка раздвинула, обновив поэтический язык. Чего не смог в 20 веке сделать больше никто.

Но, лично для меня Поэзия - даже не язык, не форма, даже не содержание/мысль (хотя последнее считаю основным), а ЭНЕРГЕТИКА, качество Энергии.
Марина - это Огонь и потому ей равных нет. Огненная энергия определяет собою всё. Марина обжигает, как никто другой. (И здесь уж Дм.Быкову ее не догнать ни в каком аспекте, вот и все.)
Да и сегодня второй такой Энергии, как у Поэта Марины Цветаевой, больше ни у кого нет.

С уважением,
Наталья.

Наталья Анатольевна Шлемова 08.07.2015 10:11 Заявить о нарушении / Удалить

Касаемо отношения к дочери Ирине, Марина за всё уже заплатила/рассчиталась.

Да, гении - эгоисты, как пить дать. И по карме Ирина ей была далека, Аля - ее Кровь, ну а Мур вообще...Альтер Эго, Двойник.

Знаете, мне довелось работать в Доме-Музее Цветаевой в Москве, с Катаевой-Лыткиной, с Эсфирь Семеновной Красовской, правда, совсем недолго, но довелось, в 95-ом году. Да и сейчас есть контакты с Домом. Надо поинтересоваться не вышел ли третий том Писем МЦ, вот где настоящая проза-то, и поэзия и философия.

Наталья Анатольевна Шлемова 08.07.2015 10:20 Заявить о нарушении / Удалить

P.S. Из сегодняшних критиков-профессионалов мне очень импонирует Наталья Иванова (журнал "Знамя"), у Игоря Волгина далеко не всегда интеллектуалы собираются:). Как-то Женщины сегодня сильнее мужчин, как в исконные времена, матриархата.

Наталья Анатольевна Шлемова 08.07.2015 10:40 Заявить о нарушении / Удалить

... СЛОВО О М.И.ЦВЕТАЕВОЙ: http://olrs-glagol.ru/3137/garmoniya-mariny-cvetaevoj/ - 26.10.13. :)) - спонтанно, импровизация, не лекция.

Наталья Анатольевна Шлемова 08.07.2015 12:05 Заявить о нарушении / Удалить

И еще один важный момент.
О Марине Цветаевой говорить только как о поэте - явно недостаточно, Она была Духовным Учителем. А поэзия - способ, специализация, так сказать, доносить живое Знание.

Наталья Анатольевна Шлемова 08.07.2015 19:02
_____________________________

http://www.youtube.com/watch?v=vmE4--m6HLE - Поэтический спектакль. Алиса Фрейндлих читает стихи Марины Цветаевой, 2018.

Поклон!
_________________________________

Наталья Шлемова
http://vk.com/videos157194396... - мое слово о Марине Цветаевой. Поклон!
______________________________________

Мои видеоматериалы о М.И. Цветаевой см. здесь: http://vk.com/n.shlemova

Наталья Анатольевна Шлемова   08.10.2020 09:21     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемая Наталья Анатольевна!

Благодарю Вас за подробную рецензию, что нашли для неё время.) Пожалуй, удобнее отвечать построчно, не уходя далеко от Вашего текста.

- Лекцию я его не слушала и слушать вряд ли буду, о поэте всегда лучше когда говорят поэты, а не критики и просто читатели, слишком уж сложное и противоречивое это явление - большой, настоящий Поэт.

Уважаемая Наталья, моя публикация касается именно лекции Д. Быкова о Марине Цветаевой. Вы, как я понимаю из сказанного выше, считаете, что М. Цветаева - "большой, настоящий Поэт". То есть ПОЭТОМ её Вы признаёте, правильно я Вас понимаю?

Тогда почему возникает заступничество?

- Можно я тут вступлюсь за "Диму Быкова", как вы тут его в рецензиях называете.

Мой акцент и главное возражение Быкову - в том, что он лишил М. Цветаеву звания ПОЭТА и перевёл её в нишу прозаиков. Более того, выдел всего пару её ценных произведения - "Поэму о Сонечке и "Крысолова" ("Крысолова" - понятно: политический подтекст интересен и близок Быкову).

Не могу поверить, что Вы с этим согласны: несовместимо , например, с этим принципиальным для Вас суждением и характеристикой поэзии М. Цветаевой, а именно:

- Марина - это Огонь и потому ей равных нет. Огненная энергия определяет собою всё. Марина обжигает, как никто другой. (И здесь уж Дм.Быкову ее не догнать ни в каком аспекте, вот и все.)
Да и сегодня второй такой Энергии, как у Поэта Марины Цветаевой, больше ни у кого нет.

И, возвращаясь к Вашему тексту:

- лучше когда говорят поэты, а не критики и просто читатели...

Мнение поэтов - Бродского, Пастернака, Брюсова и А. Саакянц я привела - вот только насчёт Саакянц не помню, не забыла ли разместить её цитат, - и что же? Вы одновременно истинным поэтам и Быкову доверяете? Но у них мнения противоположные. Все великие считают, что ОНА - ПОЭТ, и что нельзя резко делить Цветаеву - на "юную" и "зрелую" - она с первого слова уже ПОЭТ, и никто более. Постоянно совершенствовалась, день ото дня, от события до события. Делить можно лишь условно, для детального анализа - лингвистического или литературоведческого (Вы знаете, что лингвистику ныне вывели из филологии, она стала самостоятельной областью).

Вы тоже пишете - ПОЭТА. Так к чему тогда Ваши возражения? Получается странное противоречие: лекцию Быкова "слушать не буду", но заступлюсь, хотя он и не считает Марину ПОЭТОМ... ПО-ЧЕ-МУ? Он из близкого Вам круга? Или по другой причине:

- Дмитрий Быков - не поэт, но, заметьте, сильный профессионал, интеллектуал, эрудит, честный журналист и очень хороший учитель литературы и вообще, смелый человек, с гражданской позицией.

И в другом посте добавляете:

- Дмитрий Быков - профессиональный филолог, чтобы не было сомнений. Среди филологов много дураков...

Мысль понятна, но НЕ ДОКАЗАНА! Приведите, пожалуйста, на примере его анализа или образования, что он - истинный филолог, владеет инструментарием и методами анализа художественных произведений. Не есть ли его аналитика - пример бега "по верхам", с артистизмом и чисто субъективным мнением? Дворник Вася тоже может выразить СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, тоже весьма субъективное, хотя и с лексикой иного характера, но за самостоятельность суждения - мы должны его признать и принять?

А Быков профессионал в какой области? Если Вам нравятся его стихи или ВЫ восхищены его рассказами и романами - приведите, пожалуйста, - какие, это интересно. Или может его книга "Б.Пастернак" Вам очень нравится? Думаю, Вы не тот автор, чтобы заблудиться в его двух премиях за эту книгу и ею очароваться. По мне, так сам великий поэт просто утонул в ней на почти девятистах страницах - в не всегда нужных и абсолютно второстепенных деталях, не несущих смысловой нагрузки.... А вспомним, что пару раз в публикациях и почитаемая Вами Наталия Иванова (моя - тоже) публично прокомментировала причину премий этих. Пусть и осторожно, зашифрованно наполовину, но смысл понять понятливым людям вполне можно. По сути она сказала, что премии эти получил сам Борис Леонидович. Короче, ставки Быковым на Пастернака были сделаны. О Леонове он не стал писать - не коммерческая это тема, и эдак, по-бесовски хитро, подсунул эту тему Прилепину, который корпел над ней 4 года, но написал глубоко и честно. Много чего нарыл, хотя материалов почти не было. Это о Пастернаке - их пруд пруди: отксерил, скомпоновал и пиши грамотно: "ж"-"Ч" пишется через "И", как в школе учили. То есть изложи грамотно.

- мне довелось работать в Доме-Музее Цветаевой в Москве, с Катаевой-Лыткиной, с Эсфирь Семеновной Красовской, правда, совсем недолго, но довелось, в 95-ом году.

Это, конечно, радость, что Вы работали там. Сейчас там работает поэтесса, кандидат филологических наук, Галина Данильева. Она как раз участвовала в дискуссии пару лет назад, в программе И. Волгина "Игра в бисер", посвящённой Марине Цветаевой. Просто очарована я ею: как властно и страстно, аргументированно она защищала М. Цветаеву, и сразила мужчин словом, что Марина - это КОСТЁР, не гаснущее пламя. Какая умница, и какая любовь к поэзии и творчеству Марины!)

Вы, Наталия, тоже написали очень интересную монографию о Марине Цветаевой. Спасибо большое за ссылку. Я посмотрела и немного прочитала. Но, к сожалению, я не философ, как Вы, а филолог, и мне очень трудно читать и воспринимать работу в терминах Восточного учения. Но я стараюсь. Вы, как я поняла из части прочитанного, специалист по агни-йоге. На всякий случай прошу уважаемых авторов обратить внимание на Вашу ссылку в конце Вашей рецензии. А я выведу Ваш анонс, вполне возможно, что кто-то очень этой работой заинтересуется:

ЭСТЕТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Монография

"В монографии рассматривается философский аспект поэтического творчества великого Поэта 20 века Марины Ивановны Цветаевой. Книга предназначена для всех, интересующихся Поэзией М.И. Цветаевой, метафизическими истоками её творчества, своеобразием поэтической гармонии, проблемой трансцендентного, являющейся смысловым ядром эстетики Цветаевой. Разрабатываемое автором направление в философии - эстетика трансцендентного".

Ещё раз благодарю Вас за Ваш труд - обширную рецензию!
С уважением и теплом, -

Лариса Савельева 2 09.07.2015 12:58

Наталья Анатольевна Шлемова   09.07.2015 17:33   Заявить о нарушении
Доброго дня, уважаемая Лариса!

Знаете, я тоже филолог по базовому университетскому образованию, писала на 3 курсе сначала курсовую работу по поэзии МЦ, потом - дипломную, последнюю оценили и дали направление в аспирантуру, так я, после года стажировки, это был 1992г., оказалась в очной основной аспирантуре ИМЛИ РАН, в отделе теории литературы у А.В.Михайлова, ныне покойного. Это был для меня очень плодотворный опыт, а взяли меня туда также по факту работы о М.И.Цветаевой, той работы, которая на моей странице выложена.

И Галина Васильевна Данильева, ныне моя хорошая подруга, года три назад прочла эту работу, так мы и познакомились, только Галя никогда не защищалась:), она ст.н.с. Дома-Музея, да, поэтесса, книги ее у меня есть. Видела я эту передачу об МЦ у Волгина, мне понравилось, Галя умеет защитить.

Касаемо Дм.Л.Быкова, я ничего у него не читала и монографию по Пастернаку не читала, но я его много раз слушала по радио и по ТВ. Для меня этого достаточно.
Эту тему я развивать не хочу, человеком моего круга он также не является.
Мой круг крайне узок.:))

Нет, моя монография о М.И.Цветаевой только в самом начале опирается на Восточную философию, а так она выдержана в духе европейской философии. Герменевтика, феноменология, компаративистика - мои методы.

Да, я специалист по философии Живой Этики, кандидатскую защищала по эстетике Агни Йоги (это новаторская работа, т.к. вообще первая работа по эстетике Живой Этики в отечественной, и не только, философии. Мне было очень трудно, а писала я ее на базе сектора Эстетики ИФ РАН, у первого эстетика РФ - проф. В.В.Бычкова, лауреата гос.премии России, он сдирал с меня три стружки. Вот такая история. ИФ РАН был моей второй аспирантурой. Возможно, и докторскую буду там же писать. Время покажет.).

Благодарю Вас, уважаемая Лариса, за беседу.
Всего светлого Вам!
С теплом,
Наталья.

Наталья Анатольевна Шлемова 09.07.2015 13:50 Заявить о нарушении / Удалить

...я по одной причине вступилась за Д.Быкова, не люблю, когда все на одного!)) Вот и все.
Я готова врага защищать, когда он один противу всех, так уже было не раз. Правда, потом, когда враг оправлялся, он нападал сам на меня.))) Это жизнь.

Всех Благ!

Наталья Анатольевна Шлемова 09.07.2015 14:07 Заявить о нарушении / Удалить

Спасибо, очень уважаемая мною Наталья!

Как славно и светло всё прояснилось. Скажу честно, очень порадовали Вы меня: и своим рассказом, и темами в филологии - что о Марине писали свои работы уже в вузе.
И ещё тому, что Галина Данильева, оказывается, Ваша подруга: какая неожиданная добрая весть.) Теперь понимаю - откуда у неё в программе были речи об ОГНЕ в защиту Марины (общение с Вами - впитала многое?)

Признаюсь - мне эта лексика, когда так сгущена, даётся сложно для мгновенного понимания и восприятия, хотя и читала о Елене Рерих читала не так уж и мало, лет пять назад, в популярном изложении, правда. Интересно было - да! Но я слишком много времени посвятила изучению христианства на Кураеве.ру, поэтому насыщенный терминами Востока текст и труден мне. Но, знаете, не могу сказать, что там были какие-то примитивные у нас беседы и споры на Кураеве, очень даже сложные: все учения святых, всех толкователей Писания "толковали"... Были и есть там разделы индуизма, буддизма - да кого только нет! Они ходили к нам, мы к ним, по-дружески общались, и поясняли сложности своих верований без научной терминологии, потому легко всё и воспринималось.

Спасибо, что пояснили истинную причину Вашего заступничества. Вас теперь очень даже понимаю. Надеюсь, мы уже не оппоненты, хотя бы потому, что любим ПОЭЗИЮ, всю великую нашу литературу, потому, надеюсь, мы - единомышленники!)

Спасибо Вам огромное за радостные вести.) Передайте, пожалуйста, мой поклон Галине Д. Помню, как она ткнула пальцем в стол и сказала, вопреки мнению мужчин об удалении предмета исследования для его понимания, что надо находиться в одной точке, - в той самой, где сам автор, и что только так можно его понять. Какая умница! - оставила мужичков в растерянности...

Всего Вам самого счастливого, Наталья, - в жизни, всех трудах Ваших, и крепкого здоровья, конечно!

С сердечным теплом и радостью, -

Лариса Савельева 2 09.07.2015 15:03 Заявить о нарушении / Удалить

"Надеюсь, мы уже не оппоненты, хотя бы потому, что любим ПОЭЗИЮ, всю великую нашу литературу, потому, надеюсь, мы - единомышленники!" - вне сомнения.

Буду с Галиной говорить по телефону, передам Ваш привет.

Спасибо!
До встреч!
С уважением и теплом,
Н.

Наталья Анатольевна Шлемова 09.07.2015 16:32

Наталья Анатольевна Шлемова   09.07.2015 17:34   Заявить о нарушении
"Хотя отпевание самоубийц в православии запрещено, в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Марины Цветаевой, которое состоялось в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот. На вопрос: «Что позволило сделать исключение для Цветаевой?» — патриарх ответил: «Любовь народная»".
*
Было ли это самоубийство (или дело рук НКВД) - это еще вопрос.

Наталья Анатольевна Шлемова   03.09.2015 21:09   Заявить о нарушении
Е.А.Камбурова. "Я бы хотела жить с Вами...": http://www.youtube.com/watch?v=x_mGTLlr8DQ&feature=share

Наталья Анатольевна Шлемова   08.10.2015 21:21   Заявить о нарушении
http://znamlit.ru/archive.html?id=254 - ПОДБОРКА ЦВЕТАЕВСКИХ МАТЕРИАЛОВ. 09.2017.

Наталья Анатольевна Шлемова   10.10.2017 09:41   Заявить о нарушении
"Авангардная и откровенная
Литературовед Михаил Шапошников — о значимости и современности творчества Марины Цветаевой

15 августа 2017

"Осенью исполняется 125 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой. Мы начинаем отмечать юбилей уже сегодня: с 15 по 25 августа в Гостином дворе пройдет цикл лекций, посвященных жизни и творчеству поэта и ее знаменитых современников.

Марина Цветаева — одна из самых ярких звезд на поэтическом небосклоне эпохи Серебряного века. Единственная, неповторимая творческая индивидуальность. Но уникальность этого явления еще и в том, что мы, сегодняшние читатели, воспринимаем ее лирику, прозу и даже дневники так, как будто мы сами всё это пережили, поняли и, наконец, написали и опубликовали.

По слову Беллы Ахмадулиной, жизненная трагедия поэта и ее творческое воплощение нераздельно слиты, поэтому «судьба Цветаевой совершена дважды». И сама Ахмадулина, и бесчисленное множество поэтесс менее известных на протяжении десятилетий пытались творить «под Цветаеву», которая для них была, да и остается вершиной недостижимой. Книги Цветаевой стали своеобразными «молитвенниками» нескольких поколений. И сейчас Цветаева близка современному читателю, а благодаря книгам-биографиям литературоведов, факты ее личной жизни известны буквально каждому, как будто это история близкого человека.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ
«Фильм нужен, чтобы молодые знали: есть на Руси такой поэт — Цветаева»
Музей Марины Цветаевой будет работать 30 июля в поддержку фонда «Вера»
«Мегаполис» поделился поэтичностью
Узнаете ли вы стихотворение Маяковского?
Марина Ивановна Цветаева остается одним из самых популярных поэтов. Но, что интересно и в чем можно поспорить с Ахмадулиной, судьба Цветаевой как раз и не совершена — она продолжает вершиться. Этот феномен объясняется тем, что Марина Цветаева — один из самых младших по возрасту поэтов Серебряного века. Так, Анна Ахматова переняла еще последний отблеск культуры пушкинского Царского Села, она вышла из XIX века. А сама Марина Цветаева признавалась не раз, что она человек века XX, вся устремленная в будущее. Смелая. Авангардная. Откровенная.

Поведение ее не всегда находило одобрение, например, у консервативной части русской читающей публики. Кстати, Цветаева подчеркивала свою естественность, «настоящесть» даже внешне: не носила драгоценностей, мехов, шляп с перьями, платьев со шлейфами, курила, стриглась, как тогда говорили, «под курсистку», что, в общем, тоже выглядело не совсем приемлемым… Именно в этом и заключается взаимный интерес и необычное сближение Марины Цветаевой и нашего современного общества. Ее и до сих пор одни безумно любят — и таких большинство, но есть и те, кто относится к ней нетерпимо и враждебно.

Кроме того, в творчестве своем Марина Цветаева не избегала тем, нелюбимых поэтами ее поколения, например вопросов быта: непростые условия, в которых она вынуждена была жить, особенно в послереволюционные годы и период эмиграции, становились неотъемлемой частью ее лирики. Тогда как большинство представителей эпохи Серебряного века понимали поэзию как «песнь Орфея» — «послание в вечность», где нет места повседневному.

Марина Цветаева не могла бы сказать, как Анна Ахматова, «я научила женщин говорить», но сама магия ее стихов — чувственных и даже эротичных, как бы выковывающих все грани земной любви, — облекла в словесную ткань то, что давно уже требовало творческого воплощения.

И еще один парадокс — именно у Цветаевой встречаются мощнейшие стихи с грубо-мужской лепкой, например, «Молодец», «Челюскинцы» или «К Чехии». Но когда в 1950-е годы с ее стихов и прозы постепенно стали снимать запрет, возникло огромное множество ее страстных поклонниц-женщин. Для них Цветаева — навсегда лучший поэт (именно поэт — не поэтесса!) России.

Что делает столь близкой для современного читателя любовную лирику Цветаевой, ее прозу и дневники? Пожалуй,то, что интимный друг в них — равный. Не романтический или символический, а вполне реальный человек из плоти и крови: «гордец и враль», «случайный певец захожий с ресницами нет длинней», «первый Арлекин за жизнь, в которой не счесть — Пьеро». Быть может, это любовник, легкое увлечение. Но в то же время у Цветаевой звучит и тема верности единственному избраннику. Так, в одном из стихотворений, посвященных мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, есть лозунг: «В вечности — жена, не на бумаге». И это не просто слова! Марина Цветаева и в жизни, а не только в стихах, идет за избранником вопреки всему — возвращается из эмиграции в Советскую Россию.

И еще об одном свойстве цветаевского влияния на современников стоит сказать: каждый, кто любит творчество Марины Цветаевой, уверен абсолютно, что только он ее понимает, только он постиг ее код или подобрал к ней тот самый, заветный ключ... Для эпохи Серебряного века вообще весьма характерна тема интимности, «своеструнности», субъективизма. Подобные темы близки и современной поэзии, которая, как это ни парадоксально, во многом остается преемницей Серебряного века. Поэзия, как определяла Зинаида Гиппиус, — «отражение мгновенной полноты нашего сердца». Лирика, проза и дневники Марины Цветаевой — литература, пронизанная чувственностью, неким даже исповедальным пафосом. Именно это и оказывается по-настоящему родным для многих наших современников. Но для каждого — единственно и по-своему.

Автор — заведующий отделом литературы Серебряного века Государственного литературного музея

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции". 08.2017.

Наталья Анатольевна Шлемова   14.10.2017 07:26   Заявить о нарушении
Вам, критики М.И. Цветаевой, я скажу — НИКОГДА НЕ СУДИТЕ ТЕХ, У КОГО ЕСТЬ ЖИЗНЕННАЯ МИССИЯ.

ОМ.

Наталья Анатольевна Шлемова   30.08.2020 20:55   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Наталья Анатольевна Шлемова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наталья Анатольевна Шлемова
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.01.2014