Рецензия на «16. Сломанные крылья свободы» (Гуйван Богдан)

Практически не делая поглавовых рецензий, попробую в одной, более развернутой, изложить свои впечатления от книги "Ложь против лжи".
В книге шикарно прописаны сцены битв. При чтение создается настолько реалистичное впечатление, что его можно сравнить с просмотром данной сцены в кино. То есть читатель действительно видит, что происходит. Причем, видит не посредством сухого авторского текста, а глазами героя. Вообще, я не очень люблю передачу событий от первого лица, но в этой книге нахожу ее более чем оправданной. Главный герой практически все время находится в фокусе повествования и лично для меня это книга прежде всего о нем. Персонажем, вызывающим симпатию Мельника никак не назовешь, но и как чудовище я не могу его воспринимать. Последнее обусловлено перманентной мельниковской рефлексией по поводу происходящего. На фоне любой вылазки, диверсии или битвы Мельник размышляет о цене жизни и смерти, о людях, которые гибнут, в том числе от его руки, и главное, о себе. О себе командор думает постоянно. При этом в его мыслях нет и толики самолюбования. Мельник понимает кем и чем он является, и сколько бы он не убеждал сам себя в собственном цинизме, чудовищности и безразличии к своей роли в кровавой мясорубке войны, все равно видно, что он не готов до конца принять себя, как бездушное орудие исполнения чьей-то воли, пусть даже и собственной. Иначе бы не рефлексировал, а просто давил на курок (или что там за механизм у "Пронзателей") Мельник - не ангелок, из которого обстоятельства сделали демона. И этим книга хороша и не банальна. Все задатки сволочи в нем имелись изначально, они лишь развились под давлением обстоятельств. И все-таки, он сволочь, страдающая от собственного сволочизма, как бы ни пытался это скрыть от самого себя. Об этом свидетельствуют, к примеру, его сны, удачно вставляемые автором время от времени. Сны - это вообще отдельная тема, удивительная на фоне общей стилистики данного произведения. В них столько символизма, порой даже философии, более глубокого погружения во внутренний мир героя, а временами какой-то своеобразной жутковатой призрачной красоты. Лучше же всего мнение, сложившееся у меня о Мельнике можно выразить словами Светланы "Вы одновременно упиваетесь черствостью и убиваетесь из-за своей жестокости". Лично для меня в этой короткой фразе заключена квинтэссенция сущности главного героя. Автор имеет полное право не согласиться, и сказать, что я наделила Мельника чертами, изначально ему не присущими. Но читательское восприятие такая уж субъективная штука. Изначально герой пропускается через авторское мировосприятие, а потом - через призму читательского и вовсе не факт, что взгляды на него в конечном итоге совпадут.
Что же касается положительных героев, то условно таковыми мне в книге представляются Светлана, Рейнор и Пицц. Светлана прекрасно раскрыта в последней главе (а за ее убийство хочется изрешетить Мельника из ионной пушки). Хотя лично мне она понравилась с первых глав (автор не даст соврать), но даже я не ожидала насколько глубока и умна и бесстрашна окажется эта женщина. Рейнор - просто хороший парень, вынужденный играть за плохих, которому, понятное дело, рано или поздно это надоест. А Пицц, поначалу выступающий почти комическим персонажем со своими рокерскими заморочками и "истинным металлом" по-настоящему раскрывается лишь в последних главах, заставляя взглянуть на него другими глазами.
Анти-герои. Поскольку я уже аргументировала, почему не отношу главного героя к их числу, то сосредоточусь на настоящих бесприместных сволочах. В первую очередь это, конечно, Менгск. Мельник-то сразу его раскусил, то ли из-за привычки не ждать от людей и мира ничего хорошего, то ли псионические способности дали о себе знать. Но я первые несколько глав думала, что освободитель и борец с тиранией конфедерации Арктурус Менгск - хороший дядя, который на самом деле пришел всех спасти. Не без жертв, конечно, но вроде как цели у него благие. Но Мельник со своей паранойей оказался прав, а я - нет. Но почему-то самым мерзким типом в этом повествовании мне показался полковник Черненко. Эта тварь, озабоченная раскупориванием бутылки шампанского, когда на экране показываются сцены зверских убийств и смертей.
Язык книги лаконичный, грамотный, легко воспринимаемый, одинаково гармонично смотрящийся как в батальных сценах, так в диалогах и размышлениях. Не могу не ответить чувство юмора, высокого пошиба (кроме тех случаев, когда автор пытается шутить категориями нашего времени - это смотрится в повествовании несколько инородно).
Что касается недостатков (блин, как на курсовую рецензию пишу), то они являются таковыми лишь в моем субъективном восприятии и кому-то могут вполне показаться достоинствами. Сразу оговорюсь, что научная фантастика - не мой жанр, поэтому надеюсь автор сделает скидку на неопытность и профанность рецензента во многих вопросах. Итак, отмеченный мною момент кинематографичности изложения, можно отнести как к плюсам, так и к минусам работы. Сцены - живые и яркие сами по себе, зачастую живут как -то изолированно и порой лишь условно и схематично связаны друг с другом. То есть общая канва произведения, конечно, наличествует и довольно грамотно раскрыта, но лично мне в ней видятся не то чтобы прорехи, а скорее связующие темы, которые могли бы обогатить произведение и сделать его восприятие более целостным. Лично мне не хватило общих сведений о мире - его устройстве, зергах, протоссах (хорошо, хоть и эпилоге они засветились не только кораблями - вешалками, но и почтили нас личным присутствием) и куче прочих интересных вещей. Но это опять же моя субъективная особенность - люблю всякие "объяснялки" . Можно, конечно, напрячь мозг и додумать отсутствующие детали самостоятельно, но видно я такой вот ленивый читатель, которому надо все разъяснить.
Ну и напоследок самый важный и восхитивший меня аспект книги Богдана. Его собственные мысли, вложенные в уста Мельника и других героев. По мне, так треть текста - глубокие и при этом удивительно емкие и четкие нетривиальные умозаключения о войне, человеческой природе, жизни, смерти, подлости, иллюзорности высших ценностей и идеалов. Эти мысли встречаются в каждой главе, но со второй части книги их становится все больше и они отшлифованы практически до совершенства. Перед умением автора облечь мысли в подобную форму я просто преклоняюсь. Как я уже где-то говорила, ради одних этих фраз, удельная концентрация которых в произведении довольно высока, я готова прочесть и даже перечесть "Ложь против лжи". (ну или на худой конец просто распотрошить книгу на цитатник). Ну и напоследок еще раз спасибо автору за возможность взглянуть на некоторые вещи под другим углом.

Лински Литта   02.03.2014 02:57     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Гуйван Богдан
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лински Литта
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.02.2014