Рецензия на «Пять...» (Александр Алистейн)

Александр, это исследование показывает, что математика - это лишь дополнение к гуманитарным исследованиям. Математические параметры не очень-то устойчивы и могут меняться в зависимости от типа произведения и темы, от возраста и т.п. Надо очень обдуманно подходить к анализу их результатов.
На мой взгляд, если вернуться к ритмике, то Вяземский один не мог написать "Гавриилиаду", даже подражая Пушкину. Очень значительное различие в ключевых параметрах ритма - вдвое! Пушкин один тоже не мог написать - большая разница в ритмике и инвариантах. Математические исследования поэтических текстов дают надёжные результаты только при совпадении типа произведения, стихотворного размера и примерно времени написания, как это было при нашем анализа "Конька Горбунка" и "Сказки о царе Салтане".
В отношении "Гавриилиады" наиболее правомерно сравнение с юношеской поэмой "Монах": один размер, близкая тема и близкое время написания, если брать 1817 год за время сочинения "Гавриилиады", как указано в переписке Пушкина по поводу этой скандальной поэмы. Разница и ритмики, и инвариантов значительная, как мы видели.
Словом, наши исследования не позволяют сделать однозначный вывод об авторстве "Гавриилиады", можем лишь сказать, что из результаты - повод серьёзно усомниться в авторстве Пушкина, по крайней мере, единоличном.
В отношении Вяземского можно сделать предположение, что он мог принять участие в написании этой поэмы, исходя из структуры авторских инвариантов.

Елена Николаевна Егорова   16.04.2014 23:36     Заявить о нарушении
Уважаемая Елена Николаевна!
Все что вы заметили, конечно, совершенно справедливо: насчет того, что трудно назвать с уверенностью автора "Г-ды". Но у меня еще большее сомнение вызывает т.н. "коллективное" написание. С большим трудом могу представить, что вот так сядут в кружок юные или уже взрослые "дяди" и начнут слагать нечто про соблазнение девы Марии. Мог ли взяться за такое пусть даже юный Пушкин? Могли ли за это взяться взрослые Вяземский, Горчаков, или кто другой по творческому порыву? Мог ли царь в 28 году после декабрьского мятежа пытаться искать любого автора поэмы на данную тему? Меня больше интересует: зачем это было так раздуто именно в это время и что бы получилось, если автором был признан А.С.?
С уважением.

Александр Алистейн   17.04.2014 09:03   Заявить о нарушении
Александр, тогда коллективные сочинения были очень распространены, один автор "выделывался" перед другим и теоретически могли сочинить что угодно - хулиганское или богохульное, хотя каждый в отдельности вряд ли взялся бы за это. В случае в "Гавриилиадой" настораживает вот что: разные части поэмы имеют сходную ритмику и инварианты, т.е. либо сочинял устойчивый "коллектив" и довольно быстро, либо коллективность выразилась в том, что один полностью написал, а другой поправил также весь текст. Статистические показатели здесь только могут сузить круг потенциальных претендентов на роль автора, что вы и сделали, исключив из списка Д. Горчакова, В.Л. Пушкина.
Полагаю, дело о "Гавриилиаде" раздули за тем же, за чем дело и об "Андрее Шенье". Своеобразная игра: надо было попугать Пушкина, а потом простить. Царю хотелось держать поэта "на коротком поводке", но не в смысле политики "кнута и пряника", а более тонко: выказать себя перед ним всё понимающим и милосердным монархом и тем самым улучшить мнение Пушкина о себе, добиться от поэта большей лояльности, а это в конечном итоге способствовало улучшению его имиджа в глазах всего общества.

Елена Николаевна Егорова   17.04.2014 23:20   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Алистейн
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елена Николаевна Егорова
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.04.2014