Рецензия на «Светский лев Толстой» (Михаил Болотовский)

] Удивительное дело: я знаю про себя, как я плох и глуп, а между тем меня считают гениальным человеком, Каковы же остальные люди? /Л.Т./ ]

В продолжении часа, проведенного мною у Тургенева, мы говорили вполголоса из боязни разбудить спящего за дверью графа. Вот всё время так,- говорил с усмешкой Тургенев. Вернулся из Севастополя с батареи, остановился у меня и пустился во все тяжкие. Кутежи, цыгане и карты всю ночь; а затем до двух часов спит как убитый. Старался удерживать его, но теперь махнул рукою./А.Фет. Воспоминания/

Заслуга Толстого в том, что он, как Геракл, очистил авгиевы церковные конюшни, но запах навоза так сладок для нынешнего патриотического уха, что трудно от него отказаться. И православные церковники возопили: "Господи, избави нас от Толстого, а от Тебя мы сами избавимся"

Владимир Дьяченко   17.05.2014 11:30     Заявить о нарушении
Удивительно, когда в Толстом видят религиозного мыслителя и ценят за это. Настолько неуклюжего в этом роде человека трудно найти среди тех, кому приписывается такое значение: неспособность в проникнуть в символическую глубину православия, поверхностный бытовой взгляд на сложнейшие вопросы. В конце концов, как бы ни старался Толстой быть схимником и целителем, как бы ни ценили его за это нуждающиеся в таком человеке, мистическая религиозная жизнь явно не для него. Сам Толстой это прекрасно осознавал, что и выразил в своей исповеди (не в скучнейшем и глупейшем трактате под названием "Исповедь", а в "Отце Сергии").

Георгий Тишинский   06.07.2014 16:42   Заявить о нарушении
Это Ваше мнение.

Приведу одно из многих:

"То, что считается религиозным творчеством Толстого, трудно поддаётся какому либо стандартному обозначению: он не был богословом в научном плане, ибо не был профессиональным философом; он не был богословом и в религиозном плане, ибо не был церковником; но он был богословом в иисусовом проповедческом плане, ибо сказал своё слово о Боге. Но это слово принесло ему больше противников, чем сторонников, ибо и проповедником он не был в буквальном понимании. Во всём он оставался великим знатоком человеческой души; человеческая душа есть основной предмет духовного познания Толстого; или, сказать по-другому, душа есть системообразующий критерий в толстовском хаосе.
Генрих Грузман

Владимир Дьяченко   07.07.2014 05:21   Заявить о нарушении
Именно - в иисусовом проповедческом плане. Хорошо сказано. Сам Иисус у него тоже получается не более, чем уличным проповедником, который в конце концов очень по-дурацки умирает на кресте. Между тем, Толстого за эту плоскость ругают не только церковники, но и светские мыслители, к примеру - знаменитейший Оруэлл в своих статьях о Шекспире, люто ненавидимом Львом Николаевичем. А ведь Толстой, кажется, ненавидел всех, кто мыслил выше уровня сельского мужика вроде косившего с крестьянами сено Левина. Может ли такой человек понять смысл христианства и (!) учить других видеть таковой? Конечно, книги, в которых Толстой говорит только лишь о человеке, гениальны. Но когда его руки доходят до Бога, пошлость трактатишек не знает пределов, и остается только гадливо отойти прочь.

Георгий Тишинский   07.07.2014 11:48   Заявить о нарушении
На это мне остаётся только ответить известной фразой: "суди-ка,друг,не выше сапога", не выше толстовского сапога

Владимир Дьяченко   07.07.2014 15:31   Заявить о нарушении
Отвечу в этом же духе. Не могу сказать, что сапог Толстого мне безразличен, но это совсем другой вопрос. Здесь речь идет прежде всего о том, почему неудобная и довольно неразумно сшитая обувь Толстого считается до сих пор одним из эталонов моды. Конечно, с точки зрения истории сапожного искусства, это ее важная веха, но на практике сапоги Толстого натирали ноги и ему, и всем, кто пытался их примерить и носить.

Георгий Тишинский   07.07.2014 19:52   Заявить о нарушении
По этой части я не могу спорить.Лапти тожене могу похвалить.

Владимир Дьяченко   08.07.2014 00:48   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Болотовский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Дьяченко
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.05.2014