Рецензия на «Художественные образы Третьего Рейха» (Константин Александрович Филатов)

С приведённым во вступлении утверждениями "Эстетическое родство между искусством Германии и СССР 1930 – 1940 гг..." и "в гитлеровской и сталинской империях многое поразительно совпадало" согласиться невозможно, потому что это противоречит здравому смыслу.

Художественную жизнь определяет далеко не только стоящий у руля правитель. Её определяют ещё и многовековые культурные традиции. Культура СССР в 30-х годах была на взлёте - совершенствовалась школа русского балета, театральная традиция К.С. Станиславского. И культура, в отличие от Третьего Рейха, не была идеологизирована. В нашей культуре и без партийной идеологии культивируются ценности созидания, взаимопомощи, альтруизма (Гоголь, Островский, Горький). Мы впитали всё лучшее из эпохи Просвещения с её идеей "Свобода! Равенство! Братство!" Это отразилось и на чисто сталинском искусстве - в творчестве В. Мухиной и Е. Вучетича. Никакого тоталитаризма там нет. Сам Сталин - человек, в отличие от Гитлера, по-настоящему эрудированный (сравните статьи Сталина с "Майн Кампфом" и почувствуйте разницу!) не превратил культуру в орудие пропаганды, в отличие от того же Гитлера.

Сейчас мы жалеем Мандельштама и Пастернака, забывая, что власть к ним относилась на удивление терпимо. Бедненький Мандельштам был сослан в Воронеж (не сразу в Сибирь, а всего на 500 км. от Москвы, в один из культурных центров СССР!) только лишь после того, как очень сильно "достал" советскую власть. Если бы власть действительно затыкала ему рот, как это сейчас позицинионируется, мы с вами никогда бы не узнали, кто такой вообще Мандельштам. Много мы знаем мятежных поэтов из Чили времён Пиночета? Все они полегли на дно морское. А в отличие от наших бесившихся с жиру диссидентов, они умирали за свободу.

Так как данный труд претендует на научность, то, пожалуйста, без личных субъективных оценок, к тому же идеологически зашоренных.

Давид Павельев   07.08.2014 14:09     Заявить о нарушении
Ну что тут сказать... Если человек категорически не желает видеть какие-то факты в истории или окружающей его жизни - он может, конечно, жить в иллюзорном мире, придуманном им для самого себя. Но при этом другие люди (за исключением его единомышленников) неизбежно будут воспринимать такое отношение к реальности, как некий вид добровольного безумия. То что коммунистическая партия полностью контролировала культурный процесс в СССР в 1930-1959 гг. - это общепризнанный факт. Соцреализм был единственным методом, дозволенным свыше для деятелей культуры. Отступления от "линии партии" всегда карались. Не всегда, конечно, смертью. Но карались. Так ведь и нацисты не расстреливали "культурно чуждых". Для них, как и для коммунистов, в этом не было нужды. Достаточно просто сделать творческую личность изгоем в культурной среде. Более суровые меры - только в качестве исключения, в особых случаях. Если Вы внимательно прочитали мой текст, то знаете, что я отнюдь не утверждал, что вся культура Третьего Рейха была идеологизирована. Тоже самое и с культурой СССР сталинского периода. Но и германская и советская культура полностью были под контролем собственной власти, которая имела исключительное право определять, "что такое хорошо, а что такое плохо". А с эстетической точки зрения плоды творчества Мухиной и Вучетича равнозначны творениям Брекера и Торака. Не случайно Сталин приглашал Брекера поработать в Советском Союзе. Мой труд, впрочем, ни на какие научные открытия не претендует, разумеется. Приведённые мной факты, цитаты, оценочные суждения - специалистам давно и хорошо известны. Это всего лишь научно-популярный очерк о малоизвестной у нас в стране странице истории германского искусства. Мои собственные оценки при этом, конечно же, не претендуют на абсолютную объективность. Как и каждый человек, я имею право на собственное мнение. Главное чтобы это частное мнение не вступало в очевидное противоречие с реальностью. Вы можете со мной не соглашаться, я принимаю это с пониманием и уважением. Всех Вам благ!

Константин Александрович Филатов   08.08.2014 05:31   Заявить о нарушении
Кто-то из бдительных "патриотов РФ" нажаловался на предыдущую обложку этого очерка, на которой в верхней части была изображена знаковая для всего нацистского периода германского искусства картина "Гитлер на фронте". Картинку приравняли к "пропаганде нацизма", что, в принципе, возможно в рамках дебильного законодательства РФ. В результате, сайт на сутки заблокировал этот очерк, пока я не заменил обложку на ту, которую можно видеть сейчас. А лживые "бойцы идеологического фронта" тиснули в интернете эту публикацию. Обратите внимание на бойкий стиль борзописца, которым он пытается компенсировать недостаток собственного ума и компетенции. http://amic-polit.ru/altayskiy-pisatel-konstantin-filatov-zametaet-v-internete-sledyi-svoey-lyubvi-k-vragam-russkogo-naroda

Константин Александрович Филатов   09.02.2016 05:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Константин Александрович Филатов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Давид Павельев
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.08.2014