Давид Павельев - написанные рецензии

Рецензия на «Гений первого плевка» (Борис Подберезин)

Не являюсь поклонником творчества Алексиевич и её единомышленником (судя пр приведённым цитатам, скорее наоборот), но боюсь, что всё не так однозначно. Список великих, не удостоенных НП, можно продолжить бесконечно, но список тех, кто её получил, тоже впечатляет. Например, Сарамаго, взгляды которого прямо противоположны Алексиевич, получил её относительно недавно. Кто из современных писателей (как российских, так и зарубежных) достоин премии? Дж. М. Кутзее дать её второй раз, или Пинтеру? Согласитесь, упомянутый Вами Прилепин никак на тянет на лауреата, и какие-нибудь Уэльбеки с Бегбедерами тоже. На их фоне Алексиевич выглядит весьма выигрышно.

Статья познавательная! Спасибо за это!

Давид Павельев   19.12.2015 20:46     Заявить о нарушении
О Прилепине, конечно, речь не идёт. Публицист он способный, а писатель примерно такой же, как Алексиевич. Но мне кажется, что достойных кандидатов много. Даже из нашей многострадальной литературы можно было бы кого-то отыскать. Фазиль Искандер или Андрей Битов, по-моему, смотрелись бы всяко лучше. А из иностранцев наберётся не один десяток. Говорят, в этом году номинировался Мураками, многие ставили на него. Но это всё разговоры в пользу бедных - сколько людей, столько и мнений. Спасибо а отклик, Давид! Успехов Вам на всех поприщах!
С уважением, Борис.

Борис Подберезин   19.12.2015 21:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «18. Бах!» (Грейс Стейн)

Интересное имя у главной героини. Как и любое, начинающееся с "А", наводит на мысль об отрицании или протесте. Оно что-нибудь означает?
Есть интересные мысли. Но написано местами коряво (повтор "город" в начале, по смыслу хорошо бы пошло "мегаполис" или "конгломерат"), в некоторых предложениях лучше бы переставить местами слова для благозвучности.
С пожеланием будущих успехов

Давид Павельев   19.12.2015 20:28     Заявить о нарушении
Благодарю за совет.
А имя взяла из головы. Не знаю даже, что оно означает.
"Протест". Идеально подходит.
Ведь она сама по себе такая.

Грейс Стейн   19.12.2015 20:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Космос на двоих» (Станислав Огарь)

Интересная тема - почти космическая "Сороковая миля" Лондона.

Давид Павельев   18.12.2015 22:47     Заявить о нарушении
Спасибо за сравнение. Только что прочитал "Сороковую милю". Хороший рассказ.

Станислав Огарь   19.12.2015 08:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Предсказание» (Станислав Огарь)

Станислав, всё хорошо, но "извилистые волосы" и "достаточно хороший" - не по-русски. Всё-таки волосы вьющиеся, и достаточно одного "достаточно". С пожеланиями будущих успехов

Давид Павельев   18.12.2015 22:31     Заявить о нарушении
Давид, огромное спасибо за замечания. Теперь волосы - вьются, а давление в баллонах - годное. Ахмед тоже говорит "спасибо".

Станислав Огарь   19.12.2015 07:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Русский бунт в романе Прилепина Санькя» (Вера Вестникова)

Сравнение с Горьким притянуто за уши - полностью с Вами согласен. На что только не пойдут редакторы ради привлечения внимания и увеличения прибыли (кстати, они как раз этим занимаются, а отнюдь не исправлением ошибок в тексте).

Прилепин, как мне кажется, это вообще "опиум интеллектуалов". Есть у читателя с высшим образованием запрос на продолжение традиций русской литературы, на ученика Достоевского или Толстого, и Прилепин как бы этот запрос удовлетворяет. При этом получается суррогат. Всё его замысловатое словотворчество и псевдо-деревенские пассажи вроде "её волосы пахли тульским пряником", рассчитаны на чисто городских людей, которые в деревне разве что только в детстве проводили пару месяцев летом. Название "Санькя" та же как-бы деревенская романтика, призванная показать, что вот он, Саня, плоть от плоти народа (на обложке издания 2015 года эта самая изображена бабушка, которая его так называла). Даже Сенчин, на мой взгляд, на порядок выше.

Что касается замечания о редактуре, я удивлён. Почти в любой книге современного автора я не наблюдал никакого следа даже элементарной корректуры. Да и как редактировать? Это же теперь типа постмодернизм, и попробуй пойми, где автор пишет "с ашипками", а где оригинальная авторская орфография.

С характеристикой главгероя полностью с Вами согласен. Ограниченный субъект. При этом автор всячески его идеализирует, выставляя едва ли не примером для подражания. Сейчас, кстати, Прилепин развернулся на 180 градусов, парадоксальным (или постмодернистским) образом став консерватором.

Давид Павельев   27.11.2015 21:23     Заявить о нарушении
Здорово Вы по Прилепину прошлись! Насчёт редакторов: в "титрах" книги редакторы были указаны, только компетентные ли они люди - вот вопрос. Скорее всего их цель, действительно, - сформировать покупаемый продукт. От знающих людей слышала, что редакторам авторы платят из своего кармана (или не платят). У наших местных писателей книги содержат такие ляпы, что волосы дыбом встают. А одна наша местная писательница печатает книги в авторской редакции - обхихикаешься над некоторыми фразами.

Вдохновения Вам! :-)

Вера Вестникова   27.11.2015 22:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Собачьи бега» (Дмиртий Паклин)

Хотелось бы присоединиться к предыдущему хвалебному отзыву, но ведь так не интересно, правда?

По привычке выделю + и - произведения.

"+"

1. Живо и динамично. Словесного хлама и мусора почти не наблюдается.
2. Собачий мир с его радостями и опасностями добавляет обаяния повествованию.
3. Жизненно, не без этого.

"-"

1. Чрезмерный акцент на бабушках и прочих мелочах - это, конечно, кому как нравится, но в этюде захламляет пространство. Какая разница - дом 12 или дом 14? И ещё - скобки в тексте - это весьма громоздко.
2. Идейное содержание, лично на мой взгляд, далеко не так однозначно, и здесь остановлюсь подробнее.

То есть, всё есть, и "тип дамочек", и собачки, и всё такое. Но впадать в обличительство и сарказм - не выход. Допустим, среди Ваших читательниц окажется девушка, не раз попадавшая в такую историю. Автор выступает как психоаналитик и открывает читательнице суровую правду о глубинах её бессознательного и настоящих стремлениях, сублимированных в поиске собачки. Какая должна быть реакция? Мы зачастую думаем, что те, кто узнаёт себя в наших персонажах, должны схватиться за голову и переосмыслить всё своё никчёмное бытие. Как бы не так! Бытие, каким бы пустым оно нам, авторам, не казалось, для них своё, родное. И другого они не хотят, даже если страдают депрессиями и жаждут перемен. И мы не можем упрекать за это людей. Вот упрёк я здесь увидел, а сочувствия - нет. При том, что сочувствие сопутствует пониманию, понимания человека, в данном случае девушки, значит, не достаточно. Все это скользит в мелочах: "ведь она, очень может быть, вовсе не глупа", "вполне симпатичная". Увлечение внешним, но мало внутреннего - потому и кажется, что очень жизненно. А разве Камю или Сартр так писали? Вы явно не захотели по-настоящему почувствовать себя в шкуре этой девушки. В общем, есть над чем думать и работать.

С наилучшими пожеланиями

Давид Павельев   04.11.2015 14:08     Заявить о нарушении
Спасибо за очень содержательную и конструктивную критику.
Практически все вы правильно заметили и взгляд со стороны скорее помог мне увидеть в собственном произведении чего я сам не замечал. Но по некоторым моментам хотел бы кое-что сказать.
Да, собачка - сублимированная дамочка, с той лишь разницей, что у дамочки больше возможностей выбора. Тут вопрос о свободе. И на место этой дамочки читатель, может, при желании, увидеть и себя. Многие герои авторов несут в себе проекции собственных проблем, поэтому, имея немного самокритики к себе, как отнюдь не свободному человеку, на мой взляд, сочувствия быть не должно - каждый делает свой выбор, и показать человеку его как он есть - более интересная задача, чем попытки писать так, чтоб ему было легко и комфортно и дальше обманывать себя )
Далее. Насчет художественных излишеств. Ну, задумывалось как триллер-комикс, возьмите детективы Чейза - сплошные комиксы с кучей соотетсвующих деталей. Чтоб веселее было читать, скажем так.
Насечет громоздости да, грешу.
Еще раз спасибо. Буду благодарен за ваши рецензии. Я не имею образования, связанного с литературой, поэтому они для меня очень интересны и важны.

Дмиртий Паклин   04.11.2015 15:19   Заявить о нарушении
Я Вас понял. Что касается личного выбора, я соглашусь. Задача автора - помочь читателю осознать возможность свободного выбора.

Давид Павельев   04.11.2015 15:32   Заявить о нарушении
Не знаю, можно ли уверенно сказать, в чем состоит задача автора, но для меня важны в первую очередь две вещи - чтобы заставляли задуматься, и чтобы было хоть немного интересно. Если какое-то зерно в сердце читателю упало - уже хорошо.

Дмиртий Паклин   04.11.2015 15:47   Заявить о нарушении
Я часто сравниваю хорошую литературу с шоковой терапией. Фолкнер, Голдинг или Фаулз - они тем и знамениты, что, шокируя читателя, вкладывают в его душу мысли о необходимости постоянного совершенствования себя. Здесь я согласен с Вами, когда вы говорите о читательском комфорте. Просто без сочувствия к герою - это в широком смысле сочувствие к любому человеку в принципе - эффект шока сведётся просто к шоку ради шока, а это жестоко. Я это имел в виду.

Давид Павельев   04.11.2015 16:20   Заявить о нарушении
Ну, не все сразу. Понимание всех нюансов может и придет со временем. А может и нет. В любом случае - вы заставляете думать и анализировать, и за это спасибо!

Дмиртий Паклин   04.11.2015 17:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Спектакль» (Дмиртий Паклин)

"...пока на сцену не выбежал какой-то неадекватный человек. Все сразу подумали, что это электрик..." Конечно, каждый считающий себя культурным зритель знает, что все электрики неадекватны. Малая форма всегда располагает к придирке к словам, был бы больше рассказ - то не цеплялся бы.

Намёк-то понятен, но этюд сыроват. Если бы то же самое, но другими словами... Например, вместо сухих фраз в 3-м лице вроде "прибежавший слесарь, не найдя водопроводных труб, начал подкручивать гайки на стульях" сделать прямую речь, по которой читатель тоже смог бы поупражняться в угадывании профессий, как Вы выразились. Прямые описания вроде "подбежавшего пожарника" (с чего все взяли, что он пожарник?) этюд не украшают.

Давид Павельев   04.11.2015 13:39     Заявить о нарушении
Я только за, если критика заставит меня задуматься и что-то изменить к лучшему.
Но, согласитесь, не всегда читателю, и даже опытному критику, может быть полностью понятен замысел автора.
По поводу цитаты "...пока на сцену не выбежал какой-то неадекватный человек. Все сразу подумали, что это электрик..." поясню свои мысли. Люди очень любят ярлыки и не любят долго думать, если случается что-то непонятное. Человек подвержен стереотипам и любит мыслить штампами. Поскольку в любой глупости будет определенное большинство, то есть тех, кто поддержит любую бредовую и нереальную программу кандитата в мэры, например, то здесь это мно и показано. Долго не думали - так, это электрик и точка. Ну и понятное дело, что наверняка у него при себе имелся какой-то свой инструмент - а как же.
И потом, это не повествование, мол дело разворачивалось так то и так то.
И пожарник - второй человек, которого тут же идентифицировала публика. В этом плане ей было даже легче. По чему мы обычно знаем, что пожарник? - по форме конечно )))

Дмиртий Паклин   04.11.2015 15:40   Заявить о нарушении
Ага, про "даже опытного критика" намёк понял.

Чтобы уйти от критиканства к делу, предлагаю Вам небольшой и ни к чему не обязывающий набросок:

"...на сцену выбегает Человек с лампочкой.

ЗРИТЕЛЬ В ПЕРВОМ РЯДУ. Это электрик?

ЗРИТЕЛЬ РЯДОМ. С чего вы взяли?

ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ. Но у него же в руках лампочка!

ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ. Ну и что? Кто-то носит на себе золотые часы, а он вот носит лампочки.

Человек проглатывает лампочку.

ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ. Вот это да! Да он же неадекватен!

ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ. Нет. Вот теперь я просто уверен, что он электрик!

РЕЖИССЁР (сидящий рядом, солидно качая головой) Это такое новое прочтение классики.

ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ. Говорю же вам, он неадекватен!

ВТОРОЙ ЗРИТЕЛЬ. Да сами вы неадекватны!

ЧЕЛОВЕК С ЛАМПОЧКОЙ. Пожар!!!

ЗРИТЕЛИ. Где?

ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ. Какой же он электрик? Он самый настоящий пожарник!

ВТОРОЙ. С чего бы?

ПЕРВЫЙ. Вы видете пожар? И я не вижу. А он видит.

ВТОРОЙ. Может, потому что пожара нет?

Человек на сцене поджигает занавес.

ПЕРВЫЙ. Теперь есть!

ВТОРОЙ. Ах! И вправду пожарный!

ЧЕЛОВЕК НА СЦЕНЕ. Теперь я буду тушить пожар. Но где же вода? Где трубы? (достаёт из кармана разводной ключ) Я должен починить трубу! (подкручивает гайки на стуле)

ПЕРВЫЙ ЗРИТЕЛЬ. Вот видите! Он не пожарник, он слесарь!

ЗРИТЕЛИ. Браво!

Режиссёр смущённо кланяется..."

Давид Павельев   04.11.2015 16:04   Заявить о нарушении
Так вот, зачем я это написал - чтобы показать Вам, что то же самое можно написать по-другому, с тем же смыслом, который более был бы выражен и интуитивно чувствовался бы читателем.

Давид Павельев   04.11.2015 16:24   Заявить о нарушении
Во-первых, я говорил без иронии.
Во-вторых - мне очень понравилось ваше исполнение, смеялся. Респект от души)
Но тут придется пояснить... - Поскольку эта тема у меня развита далее, в других миниатюрах, и я знал, что будет продолжение, я сознательно не делал зрителя активным в этом спектакле. Не знаю, со стороны виднее, но у меня, к сожалению одна голова )

Дмиртий Паклин   04.11.2015 17:13   Заявить о нарушении
Да я понял, что без иронии. Это моя самоирония. Прочитаю другие миниатюры - выскажусь. Заинтересовался ходом Вашей мысли.

Давид Павельев   04.11.2015 17:22   Заявить о нарушении
Ну, тогда, как бы продолжение - "Если в начале пьесы на стене висит ружье...", а затем "Калачакра"

Дмиртий Паклин   04.11.2015 17:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Век бизнеса» (Виктор Улин)

Читать остальное не хочется.

Давид Павельев   02.07.2015 14:56     Заявить о нарушении
Не хочется - так и не не надо.
Читайте Донцову

Виктор Улин   02.07.2015 15:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Альтруист» (Андреев Анатолий)

Жанр - байка из жизни провинциального города, угадал? До сатиры не дотянуло, до реализма тоже - в один день и террорист, и маньяк. И атмосферы как-то не хватает, раз уж про маленький город.

А так интересно. Спасибо!

Давид Павельев   02.07.2015 14:47     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за интересный взгляд!

Андреев Анатолий   03.07.2015 12:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «В стране проигравшего социализма» (Анатолий Шинкин-2)

По поводу "размывшихся" содержаний терминов написано хорошо. Действительно, кто-нибудь прочитал слово "социализм" и брезгливо поморщился - под этим понятием понимают только ностальгию по СССР или радикализм ни на что не способных бунтарей с портретами Мао над компьютерами. От того и думают, что социализм проиграл. В этом есть вина и многих современных социалистов - не предлагают новых лозунгов, новых смыслов и символов. А без их появления невозможен ренессанс идеи социальной справедливости.

Давид Павельев   02.07.2015 14:34     Заявить о нарушении
-- От "идеи социальной справедливости" мы удаляемся семимильными шагами))

Анатолий Шинкин-2   02.07.2015 14:43   Заявить о нарушении
Суть в том, что для активной, готовой работать ради блага общества молодежи либеральные, националистические и монархические идеи кажутся более привлекательными. Это результат как намеренной клеветы на идею соц. справедливости, так и косности тех, кто называет себя социалистами/коммунистами. У меня такое сложилось впечатление.

Давид Павельев   02.07.2015 14:54   Заявить о нарушении