Рецензия на «Плавание вокруг Европы Главы 18, 19, 20 - морские» (Юрий Елистратов)

Хорошо чувствуется атмосфера той далёкой поры и огромная разница восприятия реалий жизни поколениями, пришедшими на смену. В 1953 году я поступил в Горьковское речное училище, которое в ту пору являло собой учебное заведение закрытого типа, где организация службы и учебного процесса соответствовала обычным военным училищам. Офицерский состав состоял из офицеров, прошедших войну, которые несли с собой видение армии той поры. Из нас готовили офицеров запаса ВМФ, командиров БЧ-2-3 кораблей 3-4 ранга. Первую плавпрактику на кораблях прошли в 1955 году в Балтийске на больших охотниках ("бобиках", как их называли тогда).Прошли через описываемую Вами поездку эшелоном в вагонах-товарняках, что было невероятно интересно и необычно. Всё было так, как и у вас при отправлении естественных надобностей. По мере продвижения на запад входили в зону ещё не восстановленную, всё в развалинах.
Калиниградский вокзал с крышей укрытой фанерой вместо стекла и сам город почти полностью в развалинах, но чисто подметены остатки битого красного кирпича. Уже перед выпкском в 1957 году прошли 6-ти месячную стажировку мичманами в бригаде траления в Таллине на трофейных немецких паровых тральщиках 600 тонниках, с участием в боевом тралении. Позже я окончил мореходное училище и, будучи уже в звании штурмана дальнего плавания, как-то раз зашёл в военкомат, где попросил внести корректуру в военный билет и исправить учётную специальность, поскольку всё артиллерийское дело я с успехом забыл. Но вскоре я был назначен капитаном, а эта должность исключала возможность призвать меня на переподготовку. Так и закончился мой роман с ВМФ. Правда, по выходу на пенсию, в отделе кадров выдали на руки мой военный билет, где стояло моё окончательное звание капитан-лейтенанта. Кстати по Севастополю. Мой ныне покойный тесть был в первом выпуске Черноморского училища имени Нахимова 1937-1941 гг. В апреле 1941 года они, после сдачи госэкзаменов, уехали на 6-ти месячную стажировку, но началась война и большинство из них в училище уже не вернулись, а 23 июня их выпуску было присвоено досрочно звание лейтенантов и они ушли в войну. Кто остался жив, после войны смог получить диплом об окончании училища. Тесть прошёл Севастополь, Керченско-Феодосийскую операцию, Иалую Землю и взятие Новороссийска, командуя сторожевым кораблём. Ну, а потом Хрущёвское сокращение армии и в звании капитана 2 ранга увольнение в запас. Хорошо, что к тому времени он с семьёй получил квартиру в Феодосии и работал в бывшей своей части вольнонаёмным. Вот такие воспоминания вызвали Ваши строки о Бакинском ВМУ и об известном учебном походе Севастополь-Мурманск.

Стас Литвинов   03.09.2014 17:40     Заявить о нарушении
Замечательно мариман!
С трепетом читал выписку из личного дела.
Именно в 1957 году я прибыл в Таллин на
должность штурмана Гвардейского дивизиона
больших охотников. Оказывается мы с вами одноготки
по службе в интересном городе Таллине. Первое, что мне
сообщили в штабе - все корабли вышли в море, расчехлили
орудия и готовы. К чему? Сказала, что по сведениям разведки
эстонцы готовят переворот. Посоветовали в военной форме
по городу не шляться. Гражданских шмоток у меня не было и
я направился в город - пообедал в ресторане, заел рмочку
килечкой и отправился в Дрм офицеров на танцы. Там закадрил дочку командующего и расслабленный появился в гавани. Там меня с матюками загрузили на мой БО и всё - началась служба! Об этом и Последнем вечере в Таллионе я изложил в морских рассказах. Приглашаю! Спасибо за подробный коммент!

Юрий Елистратов   07.09.2014 14:14   Заявить о нарушении
Таллинская ВМБ оставила свои воспоминания, но "Общий выход в море", как Вы пишите, я не припомню. Может быть Вы имеете в виду, когда, кажется, в октябре или ноябре, вся база сутки была в "Готовности № 1", по случаю утопления собственной подводной лодки на внешнем рейде Таллина, прямо на входном створе. Она закончила ремонт и делала контрольный выход вместе с рабочими Балтийского судоремзавода, где в последующей мирной жизни я неоднократно проходил на своём судне докование. Дело было в темноте и кто-то из наших эсминцев утопил её вместе со всеми людьми. Вы, наверное, помните Минную гавань, Купеческую гавань, где на 7 ноября 1957 года стоял крейсер "Киров", на который был днём свободный доступ гражданских лиц. Я запомнил это, ибо в этот день нёс службу помощником дежурного по нашему дивизиону тральщиков и по какой-то служебной нужде посетил дежурного офицера "Кирова". Да, были мы молодыми и где-то далеко впереди были наши будущие годы. Пройдёт время и при заходе в Таллин я уже не смог узнать ни Минную, ни Купеческую гавни. Всё переменилось.

Стас Литвинов   07.09.2014 16:23   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юрий Елистратов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Стас Литвинов
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.09.2014