Рецензия на «Эссе 2002 - 2008 гг» (Светлана Герасимова Голова)
Доброе утро, Светлана! Скопировал Вашу грандиозную (во всех смыслах) работу. Начал читать. Какая жалость, что на одну вещь можно давать всего одну рецензию! У Вас каждый абзац достоин ее. Благодарен Вам за этот труд, он украшает Прозу. Всего Вам доброго, мира и благоденствия. С почтением, Виорэль Ломов. P.S. Упустил в этой попытке рецензии важное место в начале статьи: "Вспомним, что Христос никогда не смеялся". Важнейшая мысль и призыв, если угодно, к сегодняшним временам и ко всем нам, "тупо оглупевшим" от нескончаемого смеха и ёрничания. В данном случае я не комментирую Ваш текст в пространстве литературы или богословия (это стезя специалистов), а приспосабливаю его к нашей реальности. А после этого идет тезис: "человек живет Логосом веры в собственное богоподобие"! Этот: "Каждый цивилизованный человек мыслит себя выдающимся, хотя и не признанным философом и теоретиком". И т.д. Именно таких вот плодов-мыслей нахожу в тексте Вашем во множестве. О всей композиции Ваших эссе я даже не берусь пока судить... Храни Вас Бог! Виорэль Ломов 06.09.2014 09:16 Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой коллега.
Последние слова самые дорогие в Вашем отзыве. Простите, что на разделила на главы - не надеялась, что текст вызовет хоть чей-то интерес, не избалована. Спасибо Вам за свет Вашей души. Зарегистрировалась, чтобы было легче просматривать литературоведческие эссе коллег, Ваши эссе. Спасибо за них. Христианство усвоило смех в контексте юродства, которое известно нам - на Западе этого типа святости нет. Поэтому средневековые скриптории донесли до нас часть поэтики Аристотеля о трагедии, а смех не вписывался в систему ценностей католических монахов. Поиску смеховой части поэтики отчасти посвящен роман "Имя Розы". Юродство в отличие от всех других типов святости ищет не только личной святости, но святости природы человека. Это самый высокий подвиг. Если святой аскет говорит о необходимости умертвить плоть ради духа. То юродивый освящает природу и плоть, подчиняя их духовному служению. Природа же смехолюбива. Воцерковление смеха - парадоксальная и святая тайна юродства. Современный смех воюет с духом Магистральный путь христианства - вслед за счастливым Христом. Чтобы быть счастливым совсем не обязательно смеяться. Смех - темный двойник и пародия на благодать, которая одна делает нас счастливыми. Текст же написан уже более семи лет назад, когда был невыносимо тяжелый крест и для его несения нужна была великая молитва. Все сколько-нибудь ценное делается только в контексте великой любви и великой молитвы. Мне кажется, что сейчас я обмельчала в сравнении с теми тяжелыми годами. Стараюсь соответствовать призванию христианки. Храни Вас Господь. Впишу Ваше имя в свой синодик для помина, если укажите свое святое имя. Светлана Герасимова Голова 06.09.2014 22:28 Заявить о нарушении
То, что "смех - темный двойник и пародия на благодать, которая одна делает нас счастливыми", я чувствовал еще "на заре туманной юности", и когда потом в моих современников (и в меня) вселились КВН, Что-где-когда, юмористы, пародисты, пересмешники и иже с ними, потеснив и вытеснив благодать, я понял, что смех - мой личный враг. Хотя я уже не могу не писать о многом без этого смеха и даже издевки. Увы, увы, увы. Каюсь...
Мое святое имя Николай. Храни Вас Господь, Светлана! Виорэль Ломов 07.09.2014 09:29 Заявить о нарушении
Ваше имя внесла в синодик.
Классическая точка зрения: Господь пришел исцелить, то есть вернуть целостность, а не отсечь лишнее. Как смеются святые - рассказано в книге "Последний старец" о непрославенном святом Павле Груздеве, впрочем книга проблемой смеха не исчерпывается. http://crodnik.ucoz.ru/load/4-1-0-98 - Это сноска на книгу. Буду рада, если она Вас тронет. Завтра память усекновения главы Иоанна Крестителя, а следовательно и день рождения того самого Ирода. Поэтому праздник - но строгий пост, чтобы не заразиться пиром Ирода и почтить память св.Иоанна Крестителя. Храни Господь! Светлана Герасимова Голова 10.09.2014 20:17 Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, за внимание и проникновенные слова!
Книгу обязателю прочитаю. С праздником Вас! Храни Господь! Виорэль Ломов 10.09.2014 20:54 Заявить о нарушении
Как Вы правы, Светлана! "Трудно себе представить, чтобы народ творил историю. Как именно это происходит? Думается, что народ творит историю в той мере, в какой от создает свойственный данному времени национальный характер. Стремление к обожению делает исторической силой соборность и свойственный ей национальный характер, самость родит широкий диапазон черт от культурного всплеска до социального шторма, а мир стремится манипулировать необоженным сознанием, сжимая его в тисках между смеховым пафосом вседозволенности и ужасом террора, – такова манипулятивная модель падшей цивилизации, что особенно видно в наши дни. Но соборность тоже стремится построить модель Царства небесного на земле, то есть свою, обожженную цивилизацию".
Как Вы правы именно сегодня. Храни Господь! Виорэль Ломов 24.09.2014 06:25 Заявить о нарушении
Каждый дар во многом крест,
Соль на раны как бальзам, Из кровоточащих мест Дар – проклюнуться глазам. От слепой любви прозрею, С вдохновением любви Пусть глаза взойдут, созреют… - Плоть мою благослови, Боже! стать огромным оком, Греющим мольбой и волей Тех, кто страждет одиноко, Жизнь растрачивая в боли. Храни Вас Господь, с праздниками этих дней. Светлана Герасимова Голова 24.09.2014 21:26 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |