Рецензия на «Голгофа» (Наталья Чернавская)

Дорогая Наталья, Вы меня несколько удивили. Я так было понял, что Вы вообще противник смешивания в искусстве высокого и низкого... Вот есть средневековая литература, где нет никаких "цветов зла", есть советский "высокий штиль", а если говорить о современном - то только разве что языком сказки или иносказания.
В нашей прошлой дискуссии как раз хотел привести Вам в пример фильм "Голгофа". Не то чтобы он мне сильно понравился, но все-таки задел, в отличии, например, от "Острова". Ну а самый, на мой скромный вкус, пронзительный фильм ( я Вам уже про него писал) на религиозную тему - "Живой" Велединского. Солдат возвращается домой после Чечни и его преследуют души погибших товарищей. Он есть в Ю-тубе, я его смотрел три раза, только я был уверен, что у Вас-то такого рода искусство точно вызовет резкое неприятие, а теперь, после этой Вашей рецензии, уже и не знаю чего от Вас ожидать :)
Почему, Шолохов - это, натурализм, от которого Вы "всегда бежали", а фильм "Голгофа" - не натурализм? Почему изображать блатной мир - это "романтизация", а изображать глубокоболящую паству ирландского батюшки, зацикленную исключительно на секс и материальные ценности это - "суровая правда жизни"?

На РНЛ, кстати, тоже обсуждали фильм "Голгофа", была неплохая рецензия, но народ как-то не подключился.

ПС. Оппа, попытался отправить Вам это письмо и выяснил,что авторы, закрывшую свою страницу, лишаются права голоса. Посему временно открываюсь.

Ерусалимец   29.10.2014 15:25     Заявить о нарушении
Я не читала рецензию на РНЛ. Читала во время оно Улисса. И поэтому ирландские нравы не то что бы не вызвали у меня удивления, но, дорогой Ерусалимец, просто автоматически срабатывают "двойные стандарты", ну как Вы этого не понимаете? Своим нельзя, чужим можно - во-первых. Вы для меня всё-таки "свой", пишете про Древнюю Русь и Белоруссию, вставляете цитаты из древнерусских текстов. То есть находитесь в совершенно определённом культурном и семантическом поле. А "Голгофа" в том ряду, который я в самой рецензии описала, чем, собственно, мои представления об Ирландии и ограничиваются. Ну, ещё, знаю, террористы там есть. "Живого" я посмотрела, но не весь, что не нравилось - перемотала. В основном посмотрела, смысл поняла. Что сказать - не знаю. Я ведь не воевала, в госпитале не лежала. И даже в России бываю только наездами. Культурный фон фильма, шоковый для меня, я не обсуждаю. Что в принципе такая среда существует - знаю (имею в виду родной дом, мать и "невесту" героя), сталкиваться приходилось. Так что для меня ключевой момент - когда этот парень со священником, которого, как я поняла, один и тот же актёр сыграл, вместе Цоя слушают. Я, кстати, так и оказалась на РНЛ, было обсуждения статьи моего мужа в защиту Вс. Филипьева, "Осторожно, сердце", в которой муж сослался на мою старую положительную рецензию на "Начальника тишины"(до сих пор фигурирует она в википедии), и я не выдержала, влезла, поскольку давно пересмотрела своё отношение к творчеству Филипьева и вообще духовному смешению. Помните это обсуждение года 3 назад? Возможно, Живой - сильный фильм, но опять же - поскольку мата и натурализма я не переношу, то и смотреть это не буду. Суть в том, что вот такие неправильные герои товарища спасли, а как бы я, вся такая правильная, на их месте поступила - ещё неизвестно. Мои претензии не к героям (в кино и жизни), а к творцам. И фильма "Живой", и Филипьеву. Мне кажется, что нельзя обращаться к молодым через головы классиков, то есть сразу от святых отцов - к условному Цою мостик проложить. Или просто в кучу, как у Вас, Слово с Вайнерами и ещё чем похуже смешать. Больше таланта - больше спрос. А в Голгофе в кадре никакой крамолы я не заметила, описательно - да, но в том и смысл фильма, как я поняла, что вот в таком поле приходится жить священнику. Жуть!..

Наталья Чернавская   30.10.2014 15:01   Заявить о нарушении
В случае с Ирландией "двойные стандарты" не прокатывают, все-таки Ирландия это не Норвегия и не Швеция какие-нибудь. Помню, о.Серафим Роуз, объясняя, почему он, когда пишет по русски, использует старую орфографию (еще одна наша с Вами любимая тема!) говорил, что в Европе были лишь ДВЕ страны, где христианство пронизывало каждую малейшую деталь бытия и быта: РОССИЯ и ИРЛАНДИЯ... Понятно, что он имел в виду Ирландию средневековую.
По поводу ответственности художника. Интересно, что режиссер Велединский тоже после "Живого" об этом говорил в интервью и, вроде как, собирался снять фильм о мученике Евгении Родионове. А в результате снял, нашумевший тоже, фильм "Географ глобус пропил" - совсем уж чернушный, даже и без цоев и священников (кстати, св-ка и Кира в "Живом" играет не один актер, а родные братья). Каюсь, и "Географ" мне понравился, смотрел его 2 раза.
Все мы родом из детства, дорогая Наталья, и возможно у нас с Вами разнятся вкусы еще и из-за этого. Мать и невеста Кира из "Живого" живут где-то на Тульщине, я узнал по кадрам дорогу по которой они едут, я сам оттуда. Для меня эта среда, более чем знакомая, не то чтобы мною очень любимая, а вот именно до боли знакомая. Среда эта довольно жесткая и даже жестокая. Но, с другой стороны, Вы хорошо написали: эти неправильные люди иногда способны на подвиги, на которые мы (я!), правильные, не способны. У Лунгина есть единственный фильм, который мне нравится, - "Свадьба", он снят тоже на Тульщине: 90-е годы, зарплаты нет, народ бухает... короче, я этот фильм тоже смотрел раза три:))
То есть, к чему я все это веду: неразрешимая для меня проблема в том, что в ТЕОРИИ я с Вами полностью согласен и принципы Ваши мне близки, а на практике я не вижу в искусстве какой-то альтернативы. Средневековая литература не в счет, тогда люди мыслили по-средневековому, для них "не смешивать" было естественно, из советского, Ваш пример Василя Быкова мне не кажется убедительным, по моему это слабая литература. А если литература (или кино) не трогает,тогда какой вообще в нем смысл?
Подчеркиваю, я сейчас не про себя пишу, мы это уже обсудили, а вообще про возможности современного искусства.

Ерусалимец   30.10.2014 17:56   Заявить о нарушении
http://ruskline.ru/news_rl/2014/08/08/krah_katolicheskoj_missii/#comments

Это статья на РНЛ о фильме "Голгофа", может быть, Вам будет интересно

Ерусалимец   30.10.2014 18:08   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку. Прочитала рецензию. Отвечаю не сразу - не было в разъездах доступа к сети. Я и не знала, кто "Географа" снял, смотрела его и только операторскую работу оценила. По-моему, это бич всех лучших современных фильмов, максимум, что там есть - красивая картинка. Поэтому для меня альтернатива - просто видовое кино, те же "Птицы", про которых писала я здесь. Хотя я и такие мало смотрю, случайно как-то, но "Птицы" мне действительно очень понравились, есть там и сюжет, и музыка, и всё вместе - это берёт за душу!.. "Географа" я посмотрела потому, что читала, а читала потому, что автор сценарий "Царя" написал. Привожу всю цепочку, чтоб объяснить, как я наощупь бреду в тёмном лесу "современного искусства", поэтому что Вам, дорогой Ерусалимец, сказать про альтернативу ему - не вем. Знаю только, что приходится всё более разборчивой быть. Купила на православной ярмарке какой-то новый фильм "Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами", не смотрела ещё. От названия веет Кустурицей, на это и повелась, Кустурицу я люблю. А подруге в подарок "Инокиню" купила, сама не раз уже смотрела её и с героями познакомилась, после чего ещё больше оценила работу создателей фильма. Это документальный фильи о регенте и композиторе из нашего минского Елизаветинского монастыря м. Иулиании Денисовой, я обожаю её музыку, и духовника Елизаветинского о. Андрея Лемешонка тоже, личность он довольно известная и за пределами Беларуси, но создателям фильма так замечательно удалось своих героев показать! Сколько есть унылых "православных" фильмов, такая тягомотина, а в этом так раскрылись на камеру герои! Для чего и нужен талант документалисту... Посмотрите! Пожалуй, это единственная реальная системная альтернатива игровому кино, превращающемуся в аттракцион - снимать про реальную жизнь реальных людей, на что, как я поняла, и Вы намекаете, можно ведь и вымышленную историю поместить в реальную среду... А что все мы родом из детства - тут не о чем спорить, равно как и о вкусах, то есть несовпадение восприятия - это не эстетика, а психология. Я вот Вам вкратце и между делом набросала уже список своих приоритетов: Птицы, Инокиня, Кустурица, а в аутентичной среде - это Лидия Боброва, "Бабуля", например.

Ну а в "Голгофе" для меня главное не то, что это Ирландия и сравнение с другими фильмами про католических священников, а то, что героя, как отца Павла Адельгейма, убил маньяк. Нашего, правда, в психушку поместили, а их, судя по финалу - всё-таки в тюрьму. То есть налицо разный подход к убийству священника, насчёт же прочего - даже не знаю, что сказать, насколько наши прихожане в целом или в среднем духовнее или наоборот ирландских - я судить не берусь, большое видится на расстоянии, так что о. Серафиму из Платины виднее было...

Наталья Чернавская   06.11.2014 13:03   Заявить о нарушении
Тоже из-за разъездов отвечаю с опозданием, ну, у меня работа такая. То что "Глобус" просто яркая картинка, я согласен, просто она талантлива сделана, на мой вкус. А писателя Иванова, автора "Глобуса" я читать не смог, правда, я вообще сейчас мало что могу читать, иногда вот смотрю фильмы. Кстати, я, к своему стыду, не видел ни одного фильма Кустурицы, так что подскажите, с чего начать. Я, кажется, Павла Тихомирова уже о Кустурице спрашивал , и он мне что-то рекомендовал, а я не посмотрел и так и забыл, что именно он советовал.
Кстати, по поводу альтернативы, - французско-грузинский фильм "С тех пор как Отар ушел". Рекомендую! Фильмы, которые Вы назвали, постараюсь посмотреть.

Ерусалимец   16.11.2014 19:27   Заявить о нарушении
У Кустурицы я когда-то начинала с "Аризонской мечты", а последнее, что смотрела - "Пеликан", где он просто актёр. А вообще-то у него "Жизнь как чудо" - центральный, наверное, фильм.

Наталья Чернавская   17.11.2014 22:49   Заявить о нарушении
А про Отара весёлый фильм? А то я недавно посмотрела "Дорогу", клюнула на Вигго Мортенсона, после Арагорна мне он запомнился - до сих пор не отойду, до того мрачный! Но сыграл Мортенсон хорошо, да и сюжет такой... Апокалипсис, и отец (Мортенсон) ценой своей жизни спасает своего сына-подростка, выводит его к южному морю и людям. Только так там всё мрачно по пути. И не хочу чего-то подобного...Знаете, как Лев Николаевич Гумилёв говорил: в лагере я полюбил смотреть комедии... То есть чем мрачнее реальная жизнь, тем востребованнее комедии...

Наталья Чернавская   17.11.2014 22:59   Заявить о нарушении
Уф, значит, фильм про Отара Вам точно не подойдет. Он не просто грустный, а предельно грустный, местами до слез. Фильм меня потряс образом грузинской мамы в исполнении негрузинской актрисы и вообще грузинским колоритом, при том что режиссер не грузин. Ну, у меня к таким колоритам слабость тоже ногами растет из детства, хотя и тоже негрузинского. Грузия времен перестройки, тотальная нищета, тбилисская интеллигентская семья, которая продолжает жить "на своей волне" - и запредельно-прекрасная грузинская мама, которая ждет-не дождется своего сына, уехавшего на заработки в Париж. Он, сын, на самом деле уже погиб, но родственники от мамы это скрывают...
Кстати, про Моргенсона (?) я впервые слышу, я очень плохо знаю западное кино. Может, тоже стоит посмотреть?

Ерусалимец   18.11.2014 19:20   Заявить о нарушении
Правильно Вигго Мортенсен. Я его приметила в Солдате Джейн, это старый фильм, и когда я ещё на тв работала и на фестиваль ездила в Москву, одна бывшая актриса, Ольга Гобзева, давно к тому времени монахиней ставшая, на вопрос о понравившихся фильмах назвала Солдата Джейн, вот я и решила посмотреть. А потом он сыграл Арагорна во Властелине колец - этим всё сказано. То есть я не слежу за его творчеством, для меня он - Арагорн. Но в Дороге хорошо сыграл... А вообще счас на Ютубе есть множество советских фильмов по студиям - Ленфильм, Беларусьфильм - я там в основном смотрю, западное кино тоже плохо знаю. Дочка у меня случайно посмотрела "Трудно быть богом" Германа и сказала: раз в жизни пошла на "авторское кино", больше не пойду, буду продолжать мейнстрим смотреть... Вот же не повезло, угораздило на Германа пойти. А "Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами" - отличный фильм, как оказалось, снят 2 года назад на Украине по запискам про афонского старца Паисия, странно сейчас смотреть. Да что кино... Давайте, я Вам лучше пришлю Стрелкова сказки, читать будете...

Наталья Чернавская   18.11.2014 20:15   Заявить о нарушении
Не думаю, что осилю Стрелкова. Нет внутренней потребности ни на литературу ни на кино, но кино можно включить после работы для переключения, когда нет силы на умств. работу. А когда силы есть, то я свою потребность в буквах удовлетворяю долбежкой греческого языка и Ветхого Завета. И от первого и от второго я совершенно улетаю. Библию я сейчас читаю в современном английском переводе, я раньше критично относился к таким переводам, но вот начал читать и понял, что, когда читаешь в Синодальном, то многие детали пропускаешь, не говоря уже о геогр.названиях, которые просто можно в Синод.переводе не узнать.
У меня уже это: Библия и греческий - превратились в некую страсть.
А вот про старца Паисия надо бы посмотреть, я был на его могиле два с половиной года тому назад, и вообще мне он очень симпатичен (если так можно о старце говорить).
Да, и, конечно, очень много времени занимает, увы, политика - РНЛ, всякие блоги. За Украину я сильно переживаю, ну это сейчас общее.

Ерусалимец   18.11.2014 21:08   Заявить о нарушении
Да уж, есть в нас что-то родственное, я вот тоже учебник по древнегреческому и осфордскую Библию "у изголовья держу" - не читаю, правда, вздыхаю только... Подозреваю, что "нечто общее" - это то, что мы с Вами примерными учениками были, но не до конца своё образование реализовали, меня, например, просто угнетало раньше то, что никто не хочет учить церковнославянский или дореволюционную орфографию...Счас как-то успокоилась...Но пишу в старой от руки, это уж теперь "не пропьёшь"..

Наталья Чернавская   18.11.2014 21:42   Заявить о нарушении
Вот это Вы точно не угадали, я учился всегда плохо, всегда был лентяем и "свободным художником" (то есть, грубо говоря, пофигистом). Я имел в виду новогреческий, который начал учить после того, как съездил в Грецию. Из кучи языков, которые я начинал учить, я ни одного не выучил "до конца". Я даже лет шесть-семь работал в Москве гидом с итальянцами, а сейчас уже ничего не помню (правда, этот язык я никогда не любил).
А Библию меня учить моя работа заставила, а потом уже я увлекся. Правда, я до конца никак ее не дочитаю!

Ерусалимец   18.11.2014 22:41   Заявить о нарушении
Я помню, что Вы пишете от руки старой орфографией. Я тоже от руки пишу не современной, а "той самой", которую я Вам представлял. Но у меня это опять-таки не от образования, а от "свободного полета мыслей" и мечтательности.

Ерусалимец   18.11.2014 22:44   Заявить о нарушении
Жаль, что не угадала. У меня не от мечтательности, а как-то само сложилось: возникла непреодолимая тяга создать свой собственный "санаторий для души". Ну и не без мистицизма, формально, правда, выраженного: если всякий от своих слов оправдается или осудится - то я свои записки с ятями и ерами покажу...

Наталья Чернавская   18.11.2014 23:15   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Наталья Чернавская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ерусалимец
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.10.2014