Рецензия на «Очень запоздавшая рецензия на фильм Ностальгия» (Олег Татков)

Роман Станислава Лемма "Солярис" мне понравился. Вообще нравится, как писал Лемм, хотя я и не поклонник жанра фантастики. Писатель был что надо.

"Пикник на обочине" Стругацких тоже понравился. С душой написано, визуально написано я бы сказал,читаешь и видишь как это было, солнце это блеклое над зоной чувствуешь. Хорошая вещь.

Помню как-то читал интервью с Тарковским по поводу "Андрея Рублёва". Там режиссёр высказался в том духе, что, мол, вот полна же история, в смысле исторические средневековые летописи и хроники, таких сюжетов - князю понравилась жена соседнего князя, он пошёл с ратью, взял город штурмом, население порезал и женщиной наконец овладел...

Ну, думаю, надо пойти кино посмотреть! Продвинутый текст, житейский. А то всё в древности героев каких-то немыслимых лепят, а о естестве забывают. А всё руки не доходили. Фильм хвалили все - преподаватели в школе, школьные товарищи. Но как-то фильм от меня ускользал.

Я вообще люблю хорошо и добротно сделанные исторические фильмы. Помню, как потряс мня "Ромео и Джульетта" Дзафирелли. Не сам даже сюжет романтический, а вот именно - историческое полотно, на котором сюжет происходит, камни итальянских площадей и башен, одежда, манера говорить и двигаться. Без этого полного колоритного средневекового фона и сюжет бы не играл красками. И до сих здорово смотрится. Хотя уже актёры поумирали.

Да, а тут наконец попался мне "Андрей Рублёв" в одном местном кинотеатре. Пошли с другом. Друг сидел обмерши. И вот этот самый живой родник, когда троица играет красками его потряс, и всё прочее черно-белое великолепие. По выходе из кинотеатра у нас с ним, пожалуй в первый раз тогда, серьёзный диалог об искусстве состоялся. Нам по 14 лет было, если мне память не изменяет.

Началась дискуссия с поджопника, который я ему провесил за даром потраченные 70 копеек. Ведь эта байда чуть ли не три часа идёт.

- Офонарел, говорю, совсем, меня на такую херню таскать? Где обещанное кровопролитие?!

- Так там же были татары!

- Какие ещё татары?! Рвань какая-то едва загримированная!

Он уверял меня, что фильм нецветной - для контраста. Искусство, помню, оправдывался он, цветасто и фрейдасто, а жизнь серая и блёклая. Контраст... На что я, махая руками, возражал, что если оно так цветасто, так вот и надо было делать цветной фильм...

Всех перипетий спора за давностью лет не помню, но помню что мы тогда поссорились. Причём он переживал. А я даже и не понимал тогда отчего я так разошёлся. И лишь со временем я разобрался в этом ощущении, которое я по молодости не мог просто выразить словами.

Изображение русских средневековых людей грязными оборванными полупьяными ублюдками, которые тузят друг друга под дождём горбылями, какая-то нищая скотская жизнь, абсолютно невыразительная блёклая игра хороших актёров, отсутствие того сюжета, о котором Тарковский так ярко говорил в интервью - всё это произвело на меня самое гнетущее впечатление. Хотелось плеваться. Я рассказал об этом отцу.

Отец рассмеялся:

- Чего сразу не спросил. Нашёл кого слушать - своих корешей. Нам на работе фильм этот крутили. Я через 15 минут из зала ушёл. Это смотреть невозможно.

Да, точнее не скажешь. Это околокинематографическое творчество талантливого болтуна и бездарного режиссёра и в самом деле невозможно долго смотреть. Я уж не говорю о том, что вся историческая перспектива в фильме - наглая, хорошо спланированная ложь. Не так жили наши предки, оставившие нам государство размером с одну шестую часть суши! И не только это, а уникальные памятники зодчества, мощные крепости, роскошные фрески, целый пласт средневековой культуры. И от врагов защищаться умели! Известны закрывавшие всю южную часть владений московского княжества гигантские засечные полосы, длиною в сотни километров, шириною в десятки вёрст. 12 раз ходили на Москву одни только поляки. А сколько войн было со шведами, литовцами, крымскими татарами. Если бы в реальности было то, что изобразил Тарковский - от России сейчас и следа бы уже не было.

Напоследок хочется сказать, что мечта моя осуществилась и тот сюжет, о котором Тарковский говорил - я в кино увидел. Блестящая работа Пола Верховена - "Плоть и Кровь". 1502 год, Западная Европа. Отряд наёмников под предводительством князя штурмует богатый город. Грабёж, резня. Князь обманывает наёмников и отнимает у них добычу, а самих выгоняет на все четыре стороны. В ответ наёмники похищают невесту его сына, и укрываются с ней в захваченном ими замке. С невероятным трудом князю и его людям удаётся перебить эту сволочь и вырвать девчонку из их лап. Правда, досталась им уже не девчонка, а весьма зрелая мадам. Созрела, пока была в плену... Фильм великолепно поставлен, снят в Испании в настоящем средневековом замке. Прекрасная игра всех актёров, живые разноплановые образы, прекрасные диалоги.

Жаль, помер Тарковский. Вот бы ему в подмастерья-то. К Верховену.

Сергей Взоров   23.11.2014 10:17     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей!
Спасибо за отклик. Имеете право на собственное мнение, - ничего против не имею.
Я, правда, не совсем понял, при чём здесь "Ностальгия" и вообще история древней Руси, ну да ладно.
Мне кажется в "историческом" кинематографе любой страны есть чёткие две тенденции.
Одна - полнейший беспросветивняк - жизнь в говне, сплошной сифилис и всё такое и второй - ай да зорька алая зарделась, ай да девица -красавица богатыря удалого на белоснежных простынях в соответствующем интерьере с правильным макияжем (и не только лица, но и мозгов) родила.(фильм "Шпион", к примеру о Москве 20-х...)
Очевидно, что обе эти крайности для мозгов смотрящих одинаково вредны, потому что враньё.
Я врач и немного читал о гигиене Средневековья и о том чем и как болели "рыцари" и прекрасные дамы, сколько раз в жизни (!!!) они мылись реально и всё такое. Не об этом речь.
Мне тоже нравится Дзефирелли, но ещё больше нравится Средневековая трилогия Пазолини ("Декамерон", "Цветок 1001 ночи" и "Кентерберийские рассказы") Рискну Вам посоветовать их глянуть. Сразу предупреждаю(вдруг кто не в курсе) - Пазолини буквально повторил сюжеты многих картин, рассказов - в т.ч. и в смысле количества обнажёнки на экране и при этом ещё он был коммунистом с
нетрадиционной сексуальной ориентацией (за что и убили).
Вот меня атмосфера Средневековья в его фильмах просто пробила - я имею в виду антураж, костюмы и интерьеры где это всё снималось.
Потому что работал человек в архивах, музеях, ездил по Италии - вникал в натуру где предполагались съёмки.
Потом, когда я попал в Матеру (это юг Италии где Пазолини снял "Евангелие от Матфея" и Гибсон "Страсти Христовы") - меня пробило второй раз от всего того, что там сохранилось. Там ведь до сих пор находят подземные храмы с византийскими фресками 5-10 веков нашей эры - вот просто едет трактор по полю, проваливается и попадает в древний храм... Когда там бываешь (или у нас в Ферапонтовском монастыре (там моя любимая дионисиевская фреска Николы Угодника) - проникаешься вот этим чувством истинности искусства и русского в том числе (мы ведь наследники Византии и задолго до распада этой империи). В период иконоборчества народ монашествующий оттуда бежал не только на юг Италии, но и к нам - на Кавказ, в частности...
Очень рекомендую побывать, проникнуться...
В общем удачи и ещё раз спасибо за отклик.

Олег Татков   23.11.2014 11:16   Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Олег, за понимание. Италия - да, всё руки не доходят сьездить.
В Греции был - на Акрополе едва не разрыдался. Это такая гармония, чистота, игра света и воздуха. Грандиозный храм, вписаный как центральная часть в местный пейзаж - не верится, что это сделал человек. Архитектор был титан, навроде Леонардо или Микельанджело. Ну, конечно, пошёл, поклонился и святым местам - был в Дельфах, на Марафоне, у Фермопил и на месте Фарсальской битвы.

Фильмы посмотрю. Не всё всегда достать можно.

Меня Тарковский раздражал неимоверно. Умением хороший сюжет изобразить так, что получалось не пойми чего. Я совсем не против чёрно-белого кино. Некоторые фильмы должны быть чёрно-белыми - "Семь самураев", "Трон в крови", "Колхидская баллада".

Вот тот же Куросава - он средневековую Японию не идеализировал, у него самураи - люди как люди. Жестокие, трусливые, завистливые.Но и всё равно, у него как и жизни, для них есть надежда. Есть в человеке не только грязь, но и стремление к добру, любви, верности.

Мы наверно не испытали всего, что нужно. Я упомянул отца, а он прожил большую мощную жизнь - воевал, поседел полностью в 19 лет, потом много лет работал в уголовном розыске, закончил юрфак МГУ, хорошо знал Вайнеров, Юру Никулина, Сенкевича. А кино не любил. Вообще не любил, как вид искусства. Любил книги, особенно - Стендаля, Джека Лондона и Михаила Зощенко.

Но возможно это и неплохо, что мы не видели войны "во всей красе". Должна же природа отдохнуть на каком-то поколении.


Сергей Взоров   23.11.2014 18:41   Заявить о нарушении
Я рад взаимопониманию, уважаемый Сергей!
Реально рад. Сейчас это редкость.
А войны нет и слава Богу!
Мерзкое это дело.
Удачи Вам!!!

Олег Татков   23.11.2014 20:35   Заявить о нарушении
Напишите что-нибудь про Италию прицельно, уважаемый Олег. Буду читать с удовольствием. Всё меня последнее время Косенца интересует. Могила Алариха, и всякое такое...

Сергей Взоров   23.11.2014 22:45   Заявить о нарушении
Я постараюсь, но уж очень много всякого разного навалилось.

Олег Татков   23.11.2014 23:19   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Олег Татков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Взоров
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.11.2014