Рецензия на «Кого называть русским? Вопрос на засыпку» (Иван Варфоломеев)

проблема этнической самоидентификации и просто идентификации действительно не так проста. Лев Гумилев иллюстрирует эту сложность вот таким примером. Есть в Карелии какая нибудь деревушка. и в ней живут русские и карелы. и между собой они четко различают кто русский а кто карел. объединяет их как раз именно то, что они россияне и русские и карелы. Но вот если карел из этой деревни переедет жить в Петрозаводск для него уже может и не так актуально будет, что он карел. и при случай он иногда может представиться и как русский. Городские же как правило не будут знать, что он карельских корней. Если же он переселится жить в Москву, то там для него в наши дни актуальней будет не проблема его русскости карельскости или россиянства а тот факт что он не укоренившийся москвич, лимита понаехавшая.
Если же этот карел возьмется жить в каком нибудь Парижу, там окружающие его парижане мало что будут понимать в его карельскости, для них он будет прежде всего именно русским. А если он уедет куда нибудь еще дальше в такую дальнюю тьмутаракань типа Папуа Новой Гвинеи, то для тамошних папуасов не будет особо важна ни его карельскость ни его русскость. для папусов он прежде всего будет белый человек.
для употребления в научных целях более удобнее на мой взгляд использовать не понятие национальность. Тут большевики много такого наконструировали когда проводили еще очень антирусскую политику.
удобнее термин этнос. Причем вот на таких больших пространствах как Европа Индийский субконтинент или Латинская Америка или Россия постсоветское пространство можно вести речь о суперэтносах о европейцах, россиянах, латиноамериканцах, индийцах.
есть и более нижний слой субэтносы. У русских это казаки, поморы, сибиряки и т. п. у британцев валийцы и шотландцы у испанцев каталонцы баски гальего у французов так же исторически были огромные различия между провинциями в т ч и языковые. в италии север и юг существенно разные субэтносы и в германии тоже самое.
если же пользоваться термином нация. то как считают многие обществоведы для нации этническое происхождение ее членов вторично. Первично осознание общенациональных интересов и ценностей. и такие нации возникают только в буржуазную эпоху. и поскольку есть такая концепция, что, грубо говоря, капитализм это заговор, то всякая нация это типа проект. Энергичные орговики пассионарии зачастую способны запустить процесс формирования и создания такой буржуазной нации почти на любой конкретно исторической почве.
для нынешней ситуации в России специфика в том, что до нынешней войны правители больше боялись процесса формирования буржуазной нации в России и больше тормозили и саботировали такое формиррвание.
но как вы верно замечаете, сейчас на наших глазах этот тренд меняется. Сын Неба больше стал говорить о русских. Тем не менее думаю он никогда не скажет что Россия только для русских. Россия для русских может быть лишь в границах Московского княжества. Сыну Неба в них будет слишком тесно

Григорий Саталов   26.11.2014 23:31     Заявить о нарушении
Сергею Баран.1) Многое, о чём Вы, Сергей сказали, возможно, и осуществится, но в далёком, не видимом, по крайней мере, нам с Вами, будущем. Нации не нами созданы и не нам их "отменять". 2) Ответ на вопрос "Кого называть русским?", исходя из нынешнего определения национальности, весьма прост и Вы, и мои, подчас весьма неприязненно настроенные оппоненты, это знаете: одна территория, язык, культура, традиции, религия. Причём, я имею ввиду не русских на всех континентах, а русских в самой России. И вот тут вопиющий парадокс: на Западе, в Америке, даже чукчей, казахов и всех из СССР называли и называют русскими(особенно, когда нужно именно настоящих русских опорочить). В самой же России, стоит только произнести это слово "русский",- сразу резкое неприятие. Более того, некоторые уже начинают твердить о не целесообразности существования русской нации как таковой (см. мою публикацию "Мы русские...). 3) Если бы вы спросили у чеченца, "Кого называть чеченцем?", он бы не стал даже выслушивать ваших долгих размышлений о языках и этносах. Он бы, в первую очередь, сослался на свою чеченскую малую Родину, свой родной язык, религию, обычаи предков. А все Ваши опровержения слушать бы не захотел: Вы бы стали мгновенно его врагом. Так почему же мой чёткий, ясный аналогичный вопрос вызывает не такой же чёткий, ясный ответ, а пространные рассуждения на смежные или, вообще, другие аспекты важной темы? Почему подчас такая бурная, резко негативная реакция? Один, к примеру, засомневался в "русскости" самой моей фамилии. Мог бы ему помочь: уж куда более русское имя "Иван" - тоже "не русское". Как и многие наши имена. Но ведь речь не о происхождении имён и языков? И не о том, как живётся неграм в Америке. Речь о положении русских в самой России. Мог бы привести множество примеров об их дискриминации. Почему до сих пор отвергается предложение русских о том, чтобы в Конституции РФ дать им определение как государственно-образующей нации? Почему, Правительство РФ, так заботливо о пострадавших в войне тех же чеченцах, обеспечивает их финансово, материально, и абсолютно безразлично к более 600 000 тысячам изгнанных оттуда русским, подавляющая часть которых оказалась на положении бомжей? Даже в "сверх интернациональном" СССР слово "Русь" и то в Гимне упоминалось. А в "свободной" России только упомяни его, сразу - расист, фашист. Поступать так, значит загонять болезнь вглубь. И рано или поздно она даст о себе знать. Страшно и неумолимо. Я далеко-далеко не единичен в таком мнении.

С уважением Иван Варфоломеев.

Для "тупых": Варфоломеем в отрочестве звали великого русского Сергия Радонежского.

Иван Варфоломеев   27.11.2014 08:13   Заявить о нарушении
Прошу извинить: мною допущена опечатка в цифрах. Следует читать "600 тысяч..."

Иван Варфоломеев   27.11.2014 19:28   Заявить о нарушении
автор Андрей Ильич Фурсов ( фрагмент из его работы "На пороге нового мира - есть ли субъект стратегического действия? или Железные требования исторического процесса")
О пользе и вреде национализма

На бумаге всё или почти всё кажется правильным и выполнимым. В реальности - иное. Мир не таков, каким нам хотелось бы его видеть. За каждой задачей скрывается на самом деле несколько задач, каждая из которых упрятана в другую, но вырастает до гигантских размеров, как только добираешься до неё. Причём решение этой задачи гарантирует лишь одно - возможность решать следующую. А вот неудача означает очень неприятную вещь - конец игры. Итак, проблемы.

Начать с того, что русские до сих пор не являются нацией в строгом смысле этого слова. Или - являются не полностью: процесс формирования русской нации не завершён, более того, он деформирован. Нация в строгом смысле слова есть такая форма социо-этнической организации, базовой единицей («кирпичиком») которой является индивид: нация не может состоять из племён, кланов, каст, полисов, общин - эти коллективные формы, охватывая индивида, не позволяют сформироваться нации. Не случайно нации начинают возникать в Западной Европе в XVII-XIX вв. по мере разложения «первичных коллективностей». В Российской империи, где община просуществовала до начала ХХ в., условий для появления целостной русской нации не было; к тому же фокус групповой идентичности носил не этнический, а религиозный (православие) или монархический (самодержавие) характер. В таких условиях естественное состояние основной массы населения - народ(ность), тогда как небольшая часть - дворянство - превращается в квазинацию. Отмечу, что православие и монархический строй не способствуют, по крайней мере, в русских условиях, развитию нации. Поэтому нынешние призывы к возрождению православия и восстановлению монархии в России бессмысленны. И дело не только в том, что обе эти формы, особенно монархия изжили себя ещё в начале ХХ в. Дело и в другом - они не способствуют, если не блокируют развитие нации. Показательно: те, кто ратует за православизацию и монархизацию России чаще всего помалкивают по вопросу о развитии русской нации и смотрят не в будущее, а в прошлое, обрекая себя тем самым на поражение.

В СССР русская нация тоже не сложилась: во-первых, формировалась общность нового типа - советский народ; во-вторых, русско-национальное, за исключением периода конца 1930-х - начала 1950-х годов, мягко говоря, не поощрялось - по контрасту с курсом на развитие «национального сознания» во всех республиках, кроме РСФСР.

Таким образом, на данный момент русская нация как таковая до конца не сформировалась. Более того, за период с 1980-х годов в значительной степени произошёл - отчасти стихийно, но в ещё большей степени целенаправленно - демонтаж и народа, прежде всего советского; впрочем, психоинформационные удары наносились по советским и русским архетипам сознания одновременно. В связи с этим возникает задача, теснейшим образом связанная с созданием сильной, процветающей и независимой России и предваряющая её. Речь идёт о воссоздании жизнеспособной, полноценной русской нации и соответствующих ей форм властной, социальной, экономической и духовной организации вкупе с обеспечением её психоисторической (смыслы и ценности) геополитической (хозяйство) безопасности в условиях надвигающего мирового системного кризиса, который, если не случится тотальной катастрофы, может продлиться 100-150 лет (т.е. охватит XXI, а возможно и XXII век).

Однако на пути достижения поставленной цели имеются серьёзнейшие препятствия. Во-первых, это как нынешняя внутренняя среда, причём речь идёт о состоянии не только власти, но и населения в целом, так и внешняя среда, враждебно настроенная к России и русским. Во-вторых, количественный аспект: невозможно создать нацию сразу из 130 млн. человек - сначала должно быть создано ядро («модальный тип личности» - 7-8% населения), что отчасти затрудняет и осложняет, а отчасти облегчает и упрощает решение задачи. В-третьих, возникает вопрос о том, кто будет создателем нации. Им-то как раз и может быть только принципиально новый, отвечающий современным русским и мировым условиям ССД, который, комбинируя сетевые, институционально-иерархические и территориальные принципы организации, способен решать стратегические задачи геополитического, системно-геоисторического и цивилизационного характера. На данный момент такой субъект в РФ не просматривается. О том, как он может появиться, мы поговорим позже. Здесь и сейчас скажем о тех задачах, которые объективно стоят перед ССД и о тех железных требованиях исторического процесса, которым он должен соответствовать, чтобы состояться, чтобы вступить Игру, в которой можно победить. Соответствие этим задачам и требованиям и формирует ССД, определяет, оконтуривает его.
Нация и империя

Одну задачу мы зафиксировали - окончательное оформление русской нации, без этого трудно представить себе новую историческую Россию. Нации, как показывает история, создаются посредством национализма, главные орудия которого - школа и армия (именно эти институты целенаправленно разрушались в РФ).

Вопрос, однако, в том, какой национализм и что его уравновешивает, поскольку у национализма есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы очевидны: история западных стран, где национализм трактуется весьма положительно (достаточно посмотреть английские, немецкие, французские, испанские словари), показывает, что национализм - мощнейшее орудие внутренней интеграции и внешних побед. Национальная разобщённость и слабое чувство коллективной идентичности - две серьёзнейшие наши проблемы как в исторической, так и в повседневной жизни, из-за этого русские часто проигрывают внешне намного более слабым, но обладающим национальной сплочённостью этно-религиозным, а то и этно-мафиозным группам, которые мощное чувство именно национальной идентичности, растворящей всё остальное, даже религию, превращает по сути в особые корпорации.

Однако, как говорят наши заклятые друзья англосаксы, every acquisition is a loss, and every loss is an acquisition (каждое приобретение есть потеря и каждая потеря - приобретение). Завершённый национализм часто приводит к окостенению, приближая финал развития того или иного народа. Нация завершается - оканчивает своё развитие, останавливается. Не это ли произошло с главными националистами Европы - французами, немцами и поляками? А вот у британцев нашлось нечто существенно ограничивающее национализм, компенсирующее его узкие места, выводящее за его рамки - при сохранении национальной идентичности как высшей ценности («Right or wrong, my country» - «Права она или нет, но это моя страна»; этот принцип - залог побед англосаксов). Это нечто - имперскость, одно из лучших средств против жёсткости и крайностей национализма, не позволяющее ему превратиться в этноцентризм. Разумеется, «ненационализм» англосаксов не стоит преувеличивать, и тем не менее разница в этом плане между ними, с одной стороны, и французами, поляками и немцами с другой, очевидна. Эта разница - в отличии имперского национализма от узкоэтнического.

Существует определённая корелляция между незавершённостью русских как нации, с одной стороны, и имперскостью дореволюционной России и квазиимперскостью (протоглобальностью) СССР. И самодержавие, и советский строй тормозили и даже деформировали развитие русской нации. Однако они же не позволяли русским закостенеть в узконациональном восприятии реальности, делали их открытыми миру; правда, часто - слишком открытыми. Другое дело, что последние три сотни лет русские, неся основное бремя имперскости, непропорционально их доле в населении страны были представлены во многих решающих сферах общества.

Действительно, русские тащили на себе основное бремя и Российской империи, и СССР, как правило, не получая за это достойного вознаграждения («победитель не получает ничего»); в верхушке был непропорционально высокий процент нерусских. Однако трагическая ирония истории заключается в том, что вне и без империи русские вообще лишаются исторических шансов. В отличие от Запада, где империя - политическая форма и не более того, в России империя есть социальная форма, и её крушение приводит к разрыву социальной ткани и катастрофе прежде всего для русских. В связи с этим любые попытки квалифицировать имперскость как бремя, которое необходимо сбросить, создав узконациональное русское государство следует рассматривать либо как глупость, либо как сознательное участие в одной из западных (англосаксонских, ватиканских и иных) схем, общий знаменатель которых - «ударим русским национализмом по России».

Григорий Саталов   28.11.2014 21:32   Заявить о нарушении
Вам , Иван не по душе идентификация россиянин. и вы противопоставляете росиянство русскости. А вот англичане создали Британскую империю и прекрасно понимаю своё преимущество в этой империи не противопоставляют английскость британскости. Это уместнее делать ирландцам или шотландцам. аналогично и в нашей части света, когда против России как империи и против россиянства выступают украинцы или грузины в этом есть какая никакая логика (их провинциальный мелкий национализм). но когда проитив россиянства выступают сами русские они очень не дружат ни скакой логикой и уподобляются недоумку усердно пилящему сук, на котором сидит.
Русские быть русскими могут быть только в России. Отказавшись быть россиянами, то есть обитателями пространств империи, русские рискуют потерять и свою русскость.
Ибо без России они очень рискуют сделаться добычей очередного завтрашнего Наполеона или Гитлера, который заставит забыть их и свой язык и свою культуру и свою историю, а вместе с нею и свою русскость.

Григорий Саталов   28.11.2014 21:41   Заявить о нарушении
Сергею Барану. Вот, уж, действительно, хочешь увести собеседника от конкретной сути спора, завали его по макушку словесной шелухой. Но я внимательно прочёл всё высказанное, Сергей, Вами и не Вами. Далеко не со всем согласен. К примеру, по проблеме "русские и русская монархия". Сколько бы кто-то по этому поводу не рассуждал, более-менее грамотному человеку ясно, как день: русскому в монархической России, не стыдно было быть русским. И крестьянину, и высокородовитому дворянину. Более того, начиная с Татаро-монгол, представители других наций предпочитали быть русскими и становились ими (к примеру, знаменитый род Урусовых, Колчак). Императрица-немка Екатерина Великая, "став" православной русской, сделала для России больше, чем некоторые русские правители. Но, добилась этого, опять же опираясь на великие русские умы и русские характеры: Орловых, Потёмкина, Суворова, Ломоносова... Слова из знаменитого "Гром победы раздавайся, веселися, храбрый росс..." имели под собой реальную, прочную, национальную основу. До тех пор, пока в русскую жизнь не проник, не усилился в ней разлагающий её чуждый дух космополитизма и прочей, преднамеренно засылаемой в Империю дряни.

О Православной вере. Отчасти согласен в том плане, что по своей сущности Православие, как и любая другая религия, не национально, а напротив,- интернационально. Этот роднит его с "ценностями" коммунизма. Но как можно отвергать его огромную роль в становлении и укреплении Российского, национального государства? Как я могу не замечать того огромного, самоотверженного труда, который вкладывает ныне наша церковь, с Патриархом Кириллом во главе, в дело защиты русской истории, культуры, русской государственности? Последний Всемирный русский собор - тому подтверждение.

Теперь о россиянах-русских. Я отнюдь не против того, чтобы кто-то называл себя россиянином. Я тоже - россиянин, так как живу в России. Но по национальности - русский. Об этом была и запись в моём старом паспорте. В новых паспортах эту графу опять-таки удалили. И только - у русских. В национальных республиках (Татарстане). Между тем, как и другие оппоненты, Вы напрямую - ни слова осуждения по поводу нынешней дискриминации русских. О том, к примеру, что об их национальности в России вспоминают лишь тогда, когда надо скопом мобилизовать на какое-либо "общенациональное, россиянинское", подчас "убойное" дело.

Англия, бриты, шотландцы, англо-саксы... "Правь, Британия морями..."- вот её национальная идея. Сила Англии извечно, исстари - на политике загребать жар чужими руками. И в этом вся её имперская суть. И, уверен, - в будущем её гибель. Так она ли пример для нас, русских, бравших на протяжении всей своей более чем тысячелетней истории оружие в руки только тогда, когда нужно было насилием ответить на насилие?

Тем не менее, в ваших замечаниях есть суждения, о которых стоит задуматься. В положительном смысле.

Всего доброго. С уважением

Иван Варфоломеев   29.11.2014 09:16   Заявить о нарушении
Поправка. После слов "...в Татарстане" читать: "графа о национальности осталась.

Иван Варфоломеев   29.11.2014 09:23   Заявить о нарушении
Ивану Варфоломееву. Зря вы называете это, "засыпанием словесной шелухой". Несправедливо. И уж совершенно не соотвествует действительности ваш упрёк. в том что не прозвучало ни слова осуждения в антирусской политике в наши дни .
В приведённом мною выше фрагменте из работы Фурсова написано чёрным по белому:

"Более того, за период с 1980-х годов в значительной степени произошёл - отчасти стихийно, но в ещё большей степени целенаправленно - демонтаж и народа, прежде всего советского; впрочем, психоинформационные удары наносились по советским и русским архетипам сознания одновременно".

Очень согласен с вашей мыслью о том, что тупо механистически копировать что-либо из Британии (как и вообще хоть с Запада хоть с Востока) не следует. Если тупо, то получится типа "седло на корове".

Возможно мы с Вами всё-таки наёдём взаимопонимание, если согласимся, что раз русские исторически выжить и существовать могут только в Большой России, следовательно проблемы русского этноса, боль которых вы совершенно справедливо ощущаете, не решаемы вне связи с проблемами и всех остальных этносов Большой России. А значит, если зацикливаться только на русских и только на их проблемах это опускаться не столько в национализм, сколько в пещерный этнозоологизм. Что не воспрепятствует окончательному историческому поражению русских, а лишь ускорит его.
Согласитесь, что лозунг "Россия только для русских" в действительности выгоден не русским, а как раз этим самым англосакам. Ибо провоцирует гражданскую войну в России по этническому признаку с перспективой демонтажа РФ по образцу демонтажа СССР и Югославии.

Григорий Саталов   29.11.2014 11:48   Заявить о нарушении
то есть главная проблема, которую акцентирует Фурсов и на которой и я настаиваю и вас нацеливаю - какая сила будет тем субъектом социального действия, который сумеет изменить участь русских. Где тот рычаг, который позволит изменить нынешнее положение вещей?
Или вы верите, что для этого достаточно ввести в паспортах графу национальность, а должность Президента переименовать в должность Верховного Правителя или императора, как предлагает известный политический клоун?

Григорий Саталов   29.11.2014 11:57   Заявить о нарушении
Сергей, извините, если я чего не заметил. Впрочем, я упустил Вашу ссылку на не Ваши строки об «этих ударах… по русским архетипам сознания». Зато Вы нашли где то приписываемое мне «Россия – для русских!». Подчёркиваю: ни в одной из своих публикаций не провозглашал и не провозглашаю подобного.Хотя, подчёркиваю, твёрдо стою на позиции защиты русских. Вместе с тем, утверждаю: этот, не имеющий под собой никакой реальной основы, радикальный призыв, есть не что иное как искажённое, больное восприятие того, о чём мы спорим.

Дополню: я даже против бытующего среди немалой части русских патриотов, людей нередко честных, бескорыстных, порядочных,но отстаивающих идею создания Русского субъекта, в составе РФ. Сейчас какая-никакая Россия ещё есть и здравствует, а пойди мы по тому «патриотическому» пути , действительно,сведём всё к удельному, даже не Московскому, а - к Рязанскому княжеству.

Важно заметить, что призывы «Россия – для русских!», «Бей жидов!» и прочие подобные распространяют часто как раз не русские. Не знаю помните ли Вы, но одно время такие призывы очень распространялись в Питере. И тогда, то ли милиция, то ли общественники выследили и поймали этого «радетеля» за Россию и русских. Им оказался еврей с чисто еврейской фамилией. Если мне память не изменяет, Невзоров (в то время "ярый" патриот) об этом в своих «600 секундах» вещал. И по другим каналам информация проходила. Пошумели, но до суда того провокатора так и не довели.

Если я не говорю о других нациях России, то это не значит , что я против них. Я за них настолько же, как и они за нас, русских. Мне, к примеру, сейчас очень импонируют чеченцы, которые помогают ополчению отстаивать Новороссию. В глобальных масштабах , если говорить откровенно, с надеждой смотрю на наших братьев российских мусульман - более дружных, организованных, чем мы. Возможно, с их помощью нам, православным, удастся успешнее противостоять чуждому России и русским западно-американскому беспределу: экономическому, политическому, культурному и духовно-нравственному.
Об украинцах, белорусах и говорить не приходится. Наши кровные братья. По отцу я русский. Дореволюционные предки отца из Питера. Волей обстоятельств семья жила и в Питере, и на Верхней Кубани. Там отец женился на нашей будущей матери, по фамилии Романюта. Мы, дети воспитывались под влиянием двух культур - русской и "украинско-кубанской". Однако все по своему социальному, национальному положению были русскими. Это значилось и в паспортах. И вот представьте себе: перезжает такая семья в среднюю полосу. Речь и не украинская, и не русская. Вопрос в новом колективе: «А ты, вообще-то, кто по национальности?» Ответ: «Русский!» - и паспорт в подтверждение. Правда, мы говорили на отцовом, русском языке. Нам было легче. Хуже приходилось тем, у кого оба родителя не разговаривали, а балакали. Ничего, обвыкались, уживались. Мы, русские, вообще, очень уживчивые. Порой даже во вред себе.
С уважением Иван Варфоломеев.
Привет Питеру, если Вы и сейчас там, и университету. Тому, что на Васильево-Университетской набережной.

Иван Варфоломеев   28.12.2015 07:52   Заявить о нарушении
Нет, Вы правы этот лозунг "Россия для русских" Вы не провозглашали. Это другие его провозглашают. И раз Вы так конкретно от него отмежевались, значит и в самом деле, мы с Вами мыслим в основном в одном и том же направлении.Меня особо злит, когда к этому мэму "Россия для русских" привосокупляют "Москва для москвичей" Москва и Питер на правах столиц свозили к себе все мыслимые и немыслимые ценности со всего пространства Империи и приватизировать эти ценности только москвичам, это по моему просто чудовищно.

Возможно меня как раз больше задевает даже не ущемление прав русских, а ущемление прав немосквичей.

Я сейчас уже не в Петербурге. Я вернулся в свой маленький городишко Ефремов. Но то о чём Вы пишете про Питер мне хорошо известно. Мне об этом питерские друзья рассказывали.

Это как раз отдельная интересная тема - как на националистических страстях играют умные коварные тёмные силы. По принципу стравить туземные племена между собой в интересах колонизаторов.

Сергей Баран 29.11.2014 19:37 Заявить о нарушении

Иван Варфоломеев   28.12.2015 07:55   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иван Варфоломеев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Григорий Саталов
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.11.2014