Рецензия на «История цвета» (Константин Дегтярев)

Любопытное сочинение, Константин!
То есть получается, что между цветами тоже есть гармония: октава, квинта, кварта, терция (большая и малая), секунда (большая и малая).

Мир Когнито   07.07.2015 21:48     Заявить о нарушении
Четто такое я слышал, и у музыкантов даже есть термин "хроматический" для звука и вроде бы некоторые музыканты "видят" звуки окрашенными в разные цвета, но я в этом совершенно ничего не понимаю.

Единственное, что могу сказать, как инженер, и звук, и цвет - это частотные характеристики. Следовательно, между ними должно быть много общего.

Константин Дегтярев   10.07.2015 08:34   Заявить о нарушении
"у музыкантов даже есть термин "хроматический" для звука ..."
Интересно, никогда не обращал внимания. Это же уже указание аналогию звука со светом.

"...и вроде бы некоторые музыканты "видят" звуки окрашенными в разные цвета."
Да, например, композитор Александр Скрябин. В свой Прометей (Поэма огня) Op. 60 он даже включил партию света. Но премьера прошла без исполнения оной, поскольку инструмент для исполнения партии света был несовершенен. Но потом, в СССР, это произведение много раз исполнялосьс партией света.

Мир Когнито   10.07.2015 19:08   Заявить о нарушении
"звук, и цвет - это частотные характеристики. Следовательно, между ними должно быть много общего."
Так точно, от вашего коллеги!
Хроматическая темперация (звуков) была изобретена еще во времена И.С.Баха.(вдохновлённый этим, он даже сочинил целый сборник произведений под названием "Хорошо темперированный клавир") Суть её состоит от скрипки (которая не имеет ладов) например, к гитаре (которая имеет лады) В результате чего на гитаре (как и на других равномерно темперированных инструментах) хроматическая гамма на октаве имеет точно 12 ступеней.(потому что частоты её ближайших ступеней относятся как корень 12-ой степени из 2) Что таким образом удалось достичь? Что 7-ая ступень хроматического ряда - это почти точная квинта(то есть отношение частот интервала 3/2), 5-ая - кварта(4/3), 4-ая - большая терция (5/4), 3-ья - малая терция (6/5), 2-ая - большая секунда (9/8), 1-ая - малая секунда (16/15). Исключение (для гармонии) составляет 6-ая ступень - тритон. Т.к. это интервал с наибольшим диссонансом.
Но Вы, похоже, нащупали точно такую же закономерность (консонасов и диссонансов) для цветов света. И очевидно потому, что этой закономерности не знали создатели цветомузыкальных инструментов, идея светомузыкальных произведений пока не прижилась.

Мир Когнито   10.07.2015 19:28   Заявить о нарушении
> Но Вы, похоже, нащупали точно такую же закономерность (консонасов и диссонансов) для цветов света.

Я? Я даже смысла этих слов не знаю.

Константин Дегтярев   10.07.2015 23:36   Заявить о нарушении
Константин, дело здесь в отношении частот одновременно воспроизводимых звуков (или цветов) Чем меньшими целыми числами оно выражается, тем больше консонанс (благозвучность) А чем эти числа становятся больше, тем больше диссонанс.
3/2 - консонанс, 16/15 - диссонанс.
Иначе как объяснить, что понятия "зелёный" и "синий" в разных языках путаются?

Мир Когнито   11.07.2015 20:37   Заявить о нарушении
А, теперь понятно.
Но, когда говорят о диссонансе, речь ведь идет, наверное, об аккорде, т.е. одновременном звучании обоих цветов. Понятно, что зеленый к синим не так красиво сочетаются как, к примеру, зеленый с красным или желтым.

А у меня речь идет о том, что разница между зеленым и синим - условна, потому что это "соседские цвета" в спектре. И при некотором взгляде на проблему такое неразличение вполне правомерно. Вот с предыдущим рецензентом мы как раз спорили о термине "голубой" - в русском языке этот термин применяют к промежуточному между "салатовым" и "светло-синим" цвету "циан". Т.е., что для русского - светло-синий, для европейца - особый цвет, циан, промежуточный между зеленым и синим. Возможно, это различие появилось от того, что русские сформировались далеко от моря, где этого цвета много.

Константин Дегтярев   12.07.2015 09:24   Заявить о нарушении
"зеленый к синим не так красиво сочетаются как, к примеру, зеленый с красным или желтым."
Только сегодня сообразил, что аккорд цветов - это же аддитивная система: зеленый+красный=желтый, зеленый+синий=голубой.
Но вот оказия: звуки-то так себя не ведут!

"что для русского - светло-синий, для европейца - особый цвет, циан, промежуточный между зеленым и синим."
А для японца еще как-то по-другому.
И это не мудрено, т.к. названия цветов в языках складывались задолго до того, как было обнаружено, что цвету можно сопоставить частоту световой волны.

И вот еще что, возможно, Вас заинтересует:
"Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон. Это разбиение условно и во многом случайно. Скорее всего, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве (сравните: 7 металлов, 7 планет…), что и послужило причиной выделения именно семи цветов.

В XX веке Освальд Вирт предложил «октавную» систему (ввел 2 зелёных — холодный, морской и тёплый, травяной), но большого распространения она не нашла."

Мир Когнито   12.07.2015 20:21   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Константин Дегтярев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Мир Когнито
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.07.2015