Рецензия на «Я тоже шагаю по Москве» (Сергей Владимирович Петров)

Здравствуйте, уважаемый Сергей Владимирович! Мне показалось, что вы немного обиделись на меня за то, что не написала подробную рецензию, хотя прочитала несколько Ваших произведений. Я попытаюсь исправить это впечатление. Прочитала Ваш недавно опубликованный рассказ "Я тоже шагаю по Мокве" и поняла, что Вы, ( во всяком случае в тех произведениях. которые мне удалось прочитать) придерживаетесь постоянной линии - буквально разжевать читателю то, что он сам вполне способен понять. Может быть это у Вас от журналистики, но идеи патриотизма, справедливости, стремления к достижению чего-нибудь того, что близко лично вам - отчётливо видны в тексте как писали раньше - "красной строкой". Это крупный недостаток, при том, что Вы умеете создавать героев, придумывать сюжет, имеете свою точку зрения на образ жизни ваших героев. Но морализаторство всё портит и мешает восприятию. Во всяком случае мне. Но думаю, что оно мешает и Вашему мастерству. Теперь про этот конкретный рассказ. Очевидно Вас привлекла идея песни "Я шагаю по Москве". И вы её усердно проталкиваете через весь текст. Но из-за этого сразу возникает диссонанс в восприятии целого рассказа. Встаёт вопрос - какого возраста ваш герой? Если ему 60 или 70 лет, то не стыкуется вся его предыдущая работа на рынке. Если же 25 лет - то покажите мне парня, который идя по современной Москве будет мурлыкать под нос "А я иду шагаю по Москве". Парни такого возраста и претендующие на работу "менеджеров" имеют высшее образование, и хоть и из провинции, сначала всё отыщут в интернете, всё разведают, напишут резюме, пошлют по электронной почте и дождутся ответа. А так как ваш герой устраивается на работу - можно устроиться за 5 минут курьером в тысяче московских фирм (зарплата от 15 - 20 тысяч, целый день в метро и на ногах, зато ежедневный стабильный заработок - расчёт в конце дня). И не надо мучиться - таких предложений тьма. И вспоминать тот парень будет не Михалкова и не Окуджаву, потому что это уже другое, совсем другое поколение. Да и Москва у вас - какого года? Если 90-х, то тогда логично это указать в начале рассказа. Действительно в 90-х она была похожа на описываемую, но если современная - то она уже не такая, как Вы описываете и люди в ней не такие, хотя бывают разные. Общая картина другая, в том числе и в метро. Не стыковка и с Семёном, как вам замечали некоторые читатели - Семён у вас тоже из 90-х годов и тянет на 40летнего мужика. И церковь Преображения Господня и картины Поленова такой человек, как ваш Андрей, вспоминать в ситуации поиска работы не будет, это не реалистично. Это не фантастика, не тот жанр. Это всё может вспомнить человек вашего возраста или старше. Или икуствовед по образованию. Понятно, что вы поставили себе цель - показать парня, как он по-разному воспринимает Москву и себя в ней в двух ситуациях - с работой и без неё. Но плакатность этому рассказу очень навредила, ведь можно было бы ту же цель решить теми же средствами, но без идеализации. (Я всё ждала, появится ли на странице перезвон церковных колоколов, но, к счастью, и это вам респект, вы обошлись без них). Я искренне желаю Вам больших успехов и думаю, что огромная часть Ваших читателей, тех, кто видит положительные стороны вашего творчества, и чьё мировоззрение согласуется с Вашим, принесут Вам, как писателю, больше удовлетворения, чем критические замечания. Хотя критика и неприятна, но часто бывает полезна. Искренне Ваша, Ирина Степановская.

Ирина Степановская   09.07.2015 19:45     Заявить о нарушении
Ирина, спасибо вам за прочтение рассказа и ваши рассуждения. Не знаю только почему вы только отнесли их к критическим. Как я понял, вы изложили свое оценочное видение.
Как я понимаю у вас свое требование к подаче литературного материала, но это не значит, что другие авторы не могут его излагать по- иному. И еще не известно, что правильно. Вам кажется правильным одно, а другим другое. А единообразие СССР-кого принципа написания произведений писателей ушло в прошлое.
Не ставлю целью детально проанализировать ваш отзыв. Лишь отчасти.
Вы интересно выстраиваете свою позицию. Так, допустим, Вы сначала сделали предположение, что " меня привлекла идея песни "Я шагаю по Москве" и далее, уже «забыв», что это было лишь предположение, вы в категорической форме стали делать свои умозаключения, нанизывая одно на другое. Иногда такая манера доказывания имеет успех, но ненадолго. Как в данном случае, ибо вся выстроенная вами логическая цепочка распадается из-за изначального неверного посыла. Как юрист, не рекомендую увлекаться одной версией, если конечно, человек преследует не иную цель.
Рассказ в первоначальном варианте назывался "Гастарбайтер", и под таким названием он был напечатан в одном литературном журнале. В нем не было песни о Москве. А где-то месяц назад гуляя по Арбату, я услышал как толпа молодых ребят поет «А я иду ,шагаю по Москве», и тогда у меня и родилось новое название рассказа. (К слову, что вам почему-то кажется, что эту песню не может петь молодежь…...???)
Теперь о вашем утверждении, что якобы в Москве можно устроиться курьером за пять минут. Я думаю, что это от лукавого, или вы живете не в Москве. Любой кадровик вам скажет, что средний срок трудоустройства москвича от 2 до 6 месяцев, не говорю о приезжих. Мой знакомый пытался недавно устроиться курьером, и не смог.
Также лучше при написании отзыва сверять свои доводы с текстом, на который вы пишите рецензию. Вы пишите, что, мол, откуда деревенский паренек мог вспомнить картину Поленова? Но деревня уже не та, какой она вам представляется, не дремучие они. К тому же перечитайте текст. В нем четко написано, что такая картина висела у бабушки, вот он ее и запомнил. Как говорится, а «ларчик просто открывался». Если, конечно, есть желание его открыть, а не услышать звон колоколов.
Словом, ваша позиция мне понятна и расхождения в ней тоже. Что ж каждый идет своим путем по жизни.
Я вас услышал.
Удачи вам!

Сергей Владимирович Петров   09.07.2015 21:54   Заявить о нарушении
Конечно же, Сергей Владимирович, каждый автор сам решает, что и как ему писать, я и заранее знала, что Ваш ответ мне будут именно таким, каков он есть, и Ваше дело и право обращать или не обращать внимание на моё скромное мнение. Я только замечу, что одно дело петь что-то в весёлой компании, прогуливаясь по Арбату и совсем другое - петь это себе под нос, носясь по Москве в поисках работы. Что касается работы курьера - тоже не буду спорить, я сама курьером не устраивалась. В то же время часто с курьерами общаюсь - теперь в Москве очень распространена практика привоза лекарств, продуктов, товаров, документов, страховок и прочего по месту работы и на дом. Курьеров огромное множество и всё это ребята приезжие. Конечно, быстрее берут пенсионеров (им не надо оплачивать проездной) и студентов, но и остальным устроиться не сложно. Подавляющее число приезжих ребят из России с этого и начинают, если нет знакомых в каких-то фирмах. Это просто к сведению для информации. Всего доброго, Ирина Степановская.

Ирина Степановская   09.07.2015 22:58   Заявить о нарушении
Ирина,немного не понял вашей последней реплики.
Свой отзыв вы начали с провозглашения приоритета вашего видения писательского мастерства,видимо как члена Союза писателей (правда не знаю какого отделения,наверное,Московского).
Сейчас вы заявили,что ЗАРАНЕЕ знали, что мой ответ мне будут именно таким.
Невольно возникает логичный вопрос: "Если знали ЗАРАНЕЕ результат,то зачем писали?"
Поскольку я офицер в отставке по выслуге лет,то в военном деле (и в политике тоже)это называется провокацией.В простонародье это называется подначить,чтобы все увидели кто он есть.
Не очень то это правильно.
Не соглашусь и со вторым тезисом.
Изначально в своей рецензии вы написали:
"Покажите мне парня, который идя по современной Москве будет мурлыкать под нос "А я иду шагаю по Москве",тем самым заявляя,что сейчас молодежь поет другие песни и их "мурлыкает"под нос.
Сейчас я много общаюсь с молодежью и заверяю вас,что она не хуже нашего с вами поколения,и знает наши песни и годится Москвой.
По поводу работы.Как я понял,вас миновал процесс поиска работы, и поэтому ваше видение о нем поверхностное.Смею вас заверить по себе,своим многочисленным друзьям,по мнению своих знакомых, которые работают в кадровом агентстве,что в Москве устроиться на работу было сложно всегда.
А про курьеров,Ирина,да недавно пошла такая фишка,разовая работа курьером.
Но это разовая работа.Видимо это вы и имели в виду.Но часто разовым курьерам просто не платят.
Хотя,если проанализировать вашу рецензию,то вы по сути хотели мне сказать: "То что вы написали,этого нет в действительности".
В этом наши мнения разошлись.
Кстати,если бы я написал сказку (вымысел),то вы бы написали,что таких сказок не бывает?

Сергей Владимирович Петров   10.07.2015 04:40   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей Владимирович! Как я поняла из Вашего письма, этот рассказ и был напечатан без упоминаний о "Я шагаю по Москве" и, возможно, без поленовской картины, что делало его менее схематичным и конъюктурным. Ваш ответ мне я знала заранее, потому что читала вашу открытую для всех переписку с другими читателями. Никаких провокаций я тоже не устраивала, потому что нельзя же всерьёз считать провокацией любой отзыв, кроме как восхитительно-сладкий. Но дело каждого автора прислушиваться или не прислушиваться к мнению других. Уверена, что большинство тех, кто указывает Вам на недостатки ( а они есть у всех) не желают лично Вам ничего плохого. Остаюсь Ваша, И.С.

Ирина Степановская   10.07.2015 09:57   Заявить о нарушении
Уважаемая, Ирина,здравствуйте!
Хорошо и по доброму вы присваиваете моему рассказу статус "схематичного и конъюктурного", обосновывая это тем, что, поскольку в напечатанном журнале рассказе не было абзацев об Арбате, церкви Преображения и песни о Москве, то тогда он был конъюнктурным, но потом я решил его сделать конъюнктурным и ввел эти абзацы!
Вы вдумайтесь, что вы пишите!?
Но я вас огорчу, рассказ был уже конъюнктурным в момент опубликования в журнале, ибо содержал все блоки. Только не было напева о Москве.
Понимаю, вы умышленно подменяете слово «актуальный» словом «конъюнктурный». Если вам это доставляет удовольствие, то пусть будет так. Я же пишу, что меня волнует, и считаю актуальным.
Теперь обсудим саму вашу рецензию и реплики к ней, которым вы красиво присваиваете статус КРИТИКИ (понимаю вас, это вы глядит красиво! ), на самом деле, как и вы повторюсь, все о чем вы пишите, если подытожить(и что откладывается в голове у иных читающих вашу рецензию читателей), то заключаете в том, что якобы я пишу неправильно и то, что пишу, того в жизни не бывает.
Словом, у меня вовсе не литературные рассказы, а все мои рассказы, опубликованные и не раз в десяти литературных журналах, включая маститые, грубейшие ошибки десяти почитаемых главных редакторов.
Вот, что вы пытаетесь внушить читателям.
Поэтому позвольте вас уведомить, что вы пишите - это не критика. И вы сами понимаете почему....
И окажись вы на моем месте вы, то вы вели себя бы также, как и я, и были бы правы.
Конечно, я на сайте я всего четыре месяца и понимаю, что нарушил сложившиеся стереотипы поведения и чинопочитания на этом сайте, и с поклоном не иду к отдельным пользователям сайта, которые возглавляют свои коалиции для проталкивания на конкурс своих авторов, и организации шельмования конкурентов. Поэтому я понимаю, в данном случае, откуда ветер дует.
Но каков я есть, таков я есть , таким и буду.
А на сайте мне нравится. Тут очень много талантливых авторов, которыми я зачитываюсь. Мне, как вы верно сказали, указывают на недоработки и недостатки, которые у меня есть, как и у каждого человека. И я их воспринимаю нормально (все мы люди и склоны ошибаться и делать что-то не так), и с такими авторами у меня идет конструктивное и душевное общение.
Я читал ваши произведения, и, если честно, вы мне представлялись иным человеком.

Сергей Владимирович Петров   11.07.2015 16:18   Заявить о нарушении
Ну, зря Вы так, Сергей Владимирович! Я написала отзыв на Ваш рассказ, потому что искренне считала и считаю, что в Ваших рассказах присутствует постоянный недостаток - видно, как Вы ставите перед собой литературную цель и пытаетесь её достичь и какими средствами. Читателю не должно быть этого видно, хотя каждый автор конечно ставит перед собой определённые цели. Ещё хуже, когда цели именно конъюнктурные - я не имею в виду участие в конкурсах и прочем ( я вообще это никогда не имею в виду и сама никогда ни в чём таком не участвую), но конъюнктурная цель это именно привязка всех белыми нитками шитых ситуаций к основной идее автора. Ещё раз не поленюсь и приведу пример из вашего рассказа. Вы хотели показать героя приехавшего в Москву, чтобы в ней закрепиться. Но попутно Вы хотели показать и Москву - сначала глазами неустроенного человека, потом - устроившегося и получившего надежду. каким средствами Вы пользовались для этого? Приятель Семён, поездки в метро и описание пассажиров, сам способ устройства на работу по объявлению, недобросовестные работадатели - это штампы из прошлого. Это было уже во многих рассказах. Мне очень жаль, что Вы этого не видите, потому что Вы можеете, и это я Вам уже тоже писала и построить сюжет и связно изложить свои мысли, а это не все авторы на прозе могут. Но я больше никогда не буду писать рецензии на Ваши произведения. И ещё, дорогой Сергей Владимирович, ссылаться на публикации в журналах это вообще свойственно начинающим авторам, которые гордятся каждой своей написанной строкой, каждым словом. В любой книге, в любом рассказе вашем или моём или вообще классиков, есть много несовершенного. Если почитать - очень хорошо видно, как совершенствуется автор. Желаю Вам всего наилучшего, творческих успехов. И.С.

Ирина Степановская   14.07.2015 22:26   Заявить о нарушении
Ирина,вот последнее ваше замечание я,на свое удивление, воспринимаю положительно.И во многом с вами соглашусь.
Думаю,что письменный диалог имеет свои минусы перед устным.И вы,как специалист слова,и я,прочитав реплику можем трактовать ее по разному.Я думал,что под конъюнктурой вы подразумевали другое и соответственная получилась реакция.Когда общаешься воочию,то получаешь дополнительную необходимую информацию вербально (доброжелательная улыбка или косой взгляд,ухмылка и т.д.показывают настрой оппонента)и это помогает восприятию.
Спасибо вам большое.
Искренни вам признателен.
Прошу меня извинить,если был в чем-то излишни резок.
С уважением Петров Сергей

Сергей Владимирович Петров   15.07.2015 09:20   Заявить о нарушении
На мой взгляд самый лучший рассказ написал Хэмингуэй. На спор. В русском переводе всего 5 слов. "Продаются детские ботиночки. Не ношенные". Он считал (а Хэмингуэй имел право так считать, потому что был зачинателем потом очень распространённого стиля европейского рассказа), что в рассказе должно быть недосказанное, то, что додумывает читатель. Как например, в его рассказе "Белые слоны". Но "Ботиночки" это непревзойдённый шедевр. Вопрос о недосказанности параллелен вопросу об интриге в сюжете - это разные вещи. Но читателю нельзя ничего разжёвывать. "Разжёванный" рассказ несёт в себе морализаторство, а это - примета прошлого в литературе. Вот, например, "Идиот" - сплошь морализаторский роман. Гораздо в большей даже степени, чем "Преступление..." или "Бесы". А вот у Тургенева, например, или у Пушкина - морализаторства нет. А в "Герое нашего времени" - тоже много. Но это и понятно. Лермонтов был гениален, но молод ещё. Ему хотелось высказаться. Недаром же Набоков Лермонтова терпеть не мог именно за "кричащую" позицию. А вот сам Набоков в своих ранних вещах движется в том же направлении, что и Хэмингуэй, хотя по сложению текста больше напоминает Достоевского. А вообще, читать классиков очень интересно, если обращать внимание не только на сюжет, но и то "как это сделано".

Ирина Степановская   15.07.2015 11:40   Заявить о нарушении
Кстати, я думаю, что и Хэмингуэй, которого я привела в качестве примера, тоже в своих первых вещах был весьма конъюктурен. Его первый роман "Фиеста" или "И восходит солнце".На скрытых подробностях ранения главного героя и держится вся интрига сюжета. Для того времени это было весьма конъюнктурно. А вот в следующем его романе "Прощай оружие" - белых ниток уже не видно. Недаром, второй роман и принёс ему настоящую славу писателя.
А конкурсы... не только конкурсы. но даже и тиражи, и гонорары (и весьма большие) не делают автора настоящим писателем. (Но иногда дают весьма приятную возможность хорошо заработать. Хотя гораздо чаще - нет. Писательство - ведь это профессия.)

Ирина Степановская   15.07.2015 12:01   Заявить о нарушении
Ирина,доброе утро!
Аргументировано и убедительно.
Увы,знаний по литературоведению мне остро не хватает,а поступать в литературный институт,пожалуй уже поздно.
Приношу свои извинения еще раз,что сначала вас неправильно понял.Но зато благодаря вам буду пересматривать подходы и направления.
Будем идти вперед.
Оправдаюсь тем,что не ошибается тот,кто ничего не делает.
Рад встрече с таким писателем,как вы,на этом сайте!

Сергей Владимирович Петров   16.07.2015 08:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Владимирович Петров
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ирина Степановская
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.07.2015