Рецензия на «Украина в Берлине» (Игорь Гергенрёдер)

Повесть интересная, прочитать ее было любопытно, написана живым языком про живых людей с их небезупречными чувствами и не всегда чистыми мотивами. Любовь и война, личное и общественное...актуальность вскользь как бы поднятой темы в свете последних событий... но я скажу, чего мне лично не хватило, хотя и знаю, что, вероятно, в данном случае советовать-дело неблагодарное. Не хватило истории знакомства. Точек соприкосновения, помимо влеченья тел. Выглядит все как-то упрощенно и неправдоподобно: тертый калачик после недлительной переписки и пару недолгих бесед по скайп (только чтоб друг другу очно показаться) сразу прямо таки строит планы жениться. Типа не понимает, что она хищница и ищет просто, как бы получше устроиться. Дальше еще интересней. Ее мотивация. Ну приехала ты, чтоб окрутить мужика, эротоман находка для шпиона, как говорится. Но зачем прям из его квартиры флиртовать с другими?если чтоб иметь запасные варианты-все можно делать тоньше, если чтоб вызвать ревность, то как-то по школьному очевидно выходит...и главное он таки-ревнует, отдавая отчет, что она его ни разу не любит, типа покупается...такая буря в стакане воды эмоциональная!когда длительное знакомство, родство душ, длительные, а не спонтанные планы на брак с мотивацией не сбежать от войн и неустройства, а сделать другого счастливым-тогда да, больно терять, больно обманываться... но просто из за очередной жопы? Ощущение, что он будит в себе чувства, которых нет и быть не может, искусственно. Не верю, как сказал бы Станиславский.

Елена Петухова   14.09.2015 12:11     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! Повесть прочитана, обдумана, но выводы не те. Почему героиня - хищница? Это явно тенденциозное определение. Далее. О переписке, даже не длительной, в повести ничего не сказано. А об общении в скайпе говорится, что оно было одноразовое.

Откуда взято, что "тертый калачик" "сразу прямо-таки строит планы жениться"?

Продолжу. Явно неубедительно следующее: "зачем прям из его квартиры флиртовать с другими?если чтоб иметь запасные варианты-все можно делать тоньше, если чтоб вызвать ревность, то как-то по школьному очевидно выходит".

А почему не может выходить по-школьному? Неужели неизвестны случаи, когда вполне взрослые люди вызывают ревность именно таким манером? А из мести за измену могут и отомстить, изменив с другим или с другой - причём именно так, чтобы это стало известно объекту мести.

"...и главное он таки-ревнует, отдавая отчет, что она его ни разу не любит, типа покупается...такая буря в стакане воды".

Какое основание у этого утверждения? С чего это он должен "отдавать себе отчёт", "что она его ни разу не любит", да ещё "типа покупается"? Не следует ли из повести, если читать её непредвзято, что героиня неравнодушна - и даже очень - к герою?

За ничем не подкреплённым утверждением в рецензии следует скучноватая мысль: "когда длительное знакомство, родство душ, длительные, а не спонтанные планы на брак с мотивацией не сбежать от войн и неустройства, а сделать другого счастливым - тогда да, больно терять, больно обманываться... но просто из-за очередной жопы?"

Родство душ можно почувствовать в первые же минуты знакомства. Бывает гораздо реже, чтобы родство душ чувствовалось после длительного знакомства. И "планы на брак" точно так же отнюдь не предполагают длительности отношений. Впрочем, в повести показано, что они возникли не в первый и не во второй день.

Насчёт мотивации - сделать другого счастливым. "Не верю", - сказал бы это Станиславский или не сказал. Мотивация до того уж прекрасивая - до слезы умиления! "просто из очередной жопы" - куда более подходяще, это действительно встречается в жизни и нередко. Но в повести, между прочим, мотивация не столь обужена.

А теперь отвечу на последнее высказывание по характеристике героя. Совершенно непонятно, отчего возникает "ощущение, что он будит в себе чувства, которых нет и быть"?

Игорь Гергенрёдер   14.09.2015 15:44   Заявить о нарушении
Дело в том, что в романе изображена стерва без чувств. Характерно что - глазами героя она так изображена. Это значит как минимум что он это если не понимал, то понял постфактум, в момент повествования уже. Трогательной истории любви не вышло. Потому что у обоих изначально мотивация нечиста. И из песни слов, увы, не выкинешь.

Елена Петухова   14.09.2015 21:07   Заявить о нарушении
Опять-таки неубедительно, будто не даны чувства героини. А то, как она часами изо дня в день, с пламенем в глазах, предаётся в скайпе вирту с мужчиной? как не может оторваться от этого занятия? Это ли не чувства? А её и героя садо-мазохистские эксцессы? крики такие, что герой удивляется, почему соседи не вызвали полицию.

В повести предостаточно кипения чувств героини. Она со всей исчерпывающей полнотой показана экспансивной, эмоциональной, чувственной.

Мнение же о том, что трогательной истории любви не вышло, верно, я его разделяю. Не ставилась такая цель - показать трогательную историю любви! Подобные истории давно сданы в утиль. Скука от них беспредельная.

И то, что "изначально мотивация обоих нечиста", никакой не минус. Можно долго рассуждать и спорить, что считать чистой мотивацией, а что - нечистой. В повести она показана реалистично, а уж какой именно показана - это как взглянуть. Пусть и "нечистой" - главное, чтобы была показана выразительно.

Игорь Гергенрёдер   14.09.2015 22:03   Заявить о нарушении
Я словно снова побывала в Берлине, атмосфера Берлина, тепло лета, запахи, зелень. Берлин как персонаж в повести, на фоне этого большого персонажа человеческие страсти. Скорее игры, да, взрослые играют в игры, никто никого не обманывает, а просто поочередно делают друг другу больно. Небольшая дуэль, сражение словами. И русская Германия - Эдуарды - рабочий в двухкомнатной квартире с мамой... Все узнаваемо, банально, все эти скайповые встречи, спешка, объявления, знакомства, визы, вызовы и скропалительные браки. Что стало повседневной жизнью, от которой хочется держаться подальше, не соприкасаться с этим.

Лорена Доттай   15.09.2015 21:34   Заявить о нарушении
Лорена! Каждое слово в этой рецензии - метко. С поразительной точностью, ёмко определена повесть. Мне радостно, что Берлин воспринят как персонаж повести, что оценена его атмосфера. То есть мне удалось передать мою любовь к нему. И до чего по делу сказано: "русская Германия - Эдуарды - рабочий в двухкомнатной квартире с мамой... Все узнаваемо, банально". Да, именно так! Я хотел дать почувствовать, чтО стоит за образом Эдуарда - недовольство своей внешностью (скажем, маленьким ростом) и, главное, моральный гнёт из-за отсутствия той материальной обеспеченности, какой бы хотелось. Он не может не видеть таковыми причины, почему ему не удаётся достичь благополучия, найти ту, с кем он создал бы отвечающую его идеалам семью. Его покинуло несколько женщин, которых он любил, - с тем бОльшим упорством он ловит каждый новый шанс. Я как автор хочу, чтобы человеку, чей образ я даю, повезло. В повести перед ним открыта эта возможность. Можно, обобщив, добавить, что она открыта перед всей русской Германией с её недовольством своим положением, с борьбой за благополучие, с объявлениями о знакомстве и скоропалительными браками. И всё это перед лицом символа кипящей, полной страстей и надежд жизни - перед лицом Берлина.

Игорь Гергенрёдер   17.09.2015 21:59   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Игорь Гергенрёдер
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елена Петухова
Перейти к списку рецензий по разделу за 14.09.2015